Новость общества

Вслед за США и ЕС в России обсуждают введение четырехдневной рабочей недели

Вслед за США и ЕС в России обсуждают введение четырехдневной рабочей недели

Фото © «Московская газета»

13.12.2021 в 17:39:00
2218

Идею о сокращении рабочего времени до четырёх дней в неделю нельзя назвать абсолютно новой. Такой режим в некоторых наиболее развитых странах действует уже несколько лет, ещё большее количество государств обсуждает такую возможность в ближайшем будущем. И кажется, в этой тенденции наметился первый по-настоящему серьёзный прорыв

Член Палаты представителей США от штата Калифорния Марк Такано сообщил, что большая группа конгрессменов, в которую входит более 100 человек, поддержала его инициативу по снижению стандартной рабочей недели в стране с 40 до 32 часов. Также в поддержку законопроекта высказались крупнейшие профсоюзы Соединенных Штатов, в т.ч. Американская федерация труда.

Конечно, до самого принятия такой нормы ещё далеко, инициативе наверняка будут решительно противодействовать республиканцы и лоббисты интересов бизнеса, но само по себе получение статуса официального законопроекта говорит о многом. В случае вступления в силу закон будет предусматривать дополнительную оплату труда свыше 32 часов в неделю, который будет считаться переработками. Автор законопроекта объяснил необходимость такого новшества, среди прочего, изменениями в жизни людей, привнесёнными пандемией коронавируса. «После почти двухлетней пандемии, которая вынудила миллионы людей изучить варианты удаленной работы, можно с уверенностью сказать, что мы не можем — и не должны — просто возвращаться к нормальной жизни, потому что то, что называется «нормальной работой», на деле не работает», — заявил парламентарий.

Если крупнейшая экономика мира действительно примет сокращение рабочего времени, это станет убедительным подтверждением эффективности такой меры. Но уже сейчас работники нескольких стран живут по такому графику. Пока сами работодатели и эксперты в области экономики и трудовой сферы не пришли к единому мнению об итогах подобных опытов. Много шума наделал эксперимент, действовавший в Исландии с 2015 года. В этом году его признали успешным и ввели на постоянной основе. Но даже в такой маленькой и благополучной стране сокращение рабочего времени приводит не только к позитивным последствиям. Живущая в Рейкьявике владелица исландской туристической компании Елена Труфан рассказывала «Ъ», что сокращение рабочего времени положительно повлияло на психологическое состояние и эффективность труда большинства сотрудников, которые стали меньше уставать и работать с большей отдачей. Однако были и свои минусы: многие исландцы не готовы переходить на сокращённую неделю из-за необходимости зарабатывать больше денег, поскольку жизнь в стране очень дорогая.

Достоинства и недостатки этого новшества, по большому счёту, одинаковы во всех странах, где власти пробуют ввести четырехдневную неделю или сокращение трудового времени на несколько часов. Такие меры на уровне государства или части коммерческих компаний действуют в Дании, Швеции, Финляндии, Нидерландах, Новой Зеландии и Объединённых Арабских Эмиратах. В этом году постепенный переход к четырёхдневке начала Бельгия. Все эти страны объединяет несколько особенностей: высокая производительность труда и благосостояние населения, большие финансовые возможности самих государств и, в то же время, высокая стоимость жизни. Кроме того, там большую долю промышленности составляют высокотехнологичные отрасли, где значительную часть работ выполняют автоматизированные системы, а не сами люди. Поэтому для такого типа экономики подобные эксперименты с рабочим временем вполне позволительны.

Россия пока не входит в число стран с наивысшей производительностью труда и автоматизацией производственных процессов. Тем не менее, в нашей стране идея четырёхдневки также обсуждается. Одним из её основных сторонников является экс-премьер, а ныне зампредседателя Совета безопасности Дмитрий Медведев. Ещё будучи премьер-министром, он высказывался за сокращённую рабочую неделю, выступая в 2019 году на Международной конференции труда в Женеве. Впоследствии, уже в 2021 году, когда пандемия коронавируса внесла свои коррективы в экономическую активность во всём мире, Медведев повторно вернулся к этой теме. «У нас сейчас идет автоматизация, роботизация, все равно будут высвобождаться те или иные позиции. Сокращенная рабочая неделя позволит избежать в ряде случаев безработицы, это на самом деле очень важно. Так что, мне кажется, эта идея перспективная», — заявил чиновник на встрече с представителями профсоюзов.

По поводу перспективности этой идеи с господином Медведевым вполне можно согласиться, однако весь вопрос в том, насколько отдалённой будет эта перспектива. Что касается опасений по поводу роста безработицы из-за замены людей автоматическими системами, России в ближайшем будущем это не грозит. В 2020 году, по подсчётам Международной федерации робототехники, в Южной Корее на 10 тыс. работников приходилось 855 промышленных роботов, в Швеции – 277, в США – 211. А в России на те же 10000 работников приходится лишь около 6 роботов. Разница более чем заметная, а значит именно о безработице из-за роботизации производства беспокоиться рано.

Но есть ещё один немаловажный аспект, заставляющий задумываться о сокращении рабочей недели. Экономисты отмечают, что в последнее время и вся мировая, и российская экономика в основном растёт не за счёт промышленности или сельхозсектора, а благодаря сфере услуг. Всемирный банк подсчитал, что в странах с высокими доходами граждан услуги формируют 74% объёма экономики, в России этот показатель тоже больше половины – 54%, в этой отрасли работают миллионы людей. Чтобы потреблять услуги, нужно свободное время, а значит дополнительный выходной оживил бы спрос в данной отрасли. Кроме того, специалисты отмечают необходимость к постоянному повышению квалификации для современных работников, и увеличение времени, не занятого непосредственно работой, позволит многим работникам проходить переподготовку, что называется, без отрыва от производства.

Однако прямо сейчас большая часть российского экспертного сообщества к этой идее настроена скептически. Экономист, депутат Госдумы от «Справедливой России – За правду» Михаил Делягин последовательно критикует инициативы по переходу на четырёхдневку в России. Ещё в период премьерства Медведева, когда данное предложение прозвучало на высшем уровне впервые, экономист замечал, что такая мера привела бы к заморозке роста зарплат на неопределённый срок, а также к росту рынка теневой занятости, поскольку многие россияне употребили бы третий выходной для дополнительной, неофициальной работы. Делягин считает категорически неправильным введение лишнего выходного вместо снижения налогов для бизнеса и стимулирования развития высокотехнологичных отраслей производства.

С такой точкой зрения в целом солидарна и директор управления рынка труда и социального партнерства Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Марина Москвина. Эксперт отметила, что работодателям неоткуда взять средства на оплату дополнительного выходного для сотрудников. Право установить не пять, а четыре рабочих дня в неделю у работодателя есть и сейчас. Другое дело, что сокращение работнику рабочих часов без снижения зарплаты возможно, только если вырастет производительность труда, то есть, когда человек будет выполнять тот же объем работы быстрее. Но пока для этого мало предпосылок», — констатировала Москвина.

Одним словом, сам тренд на снижение рабочего времени в развитых странах можно назвать более-менее устойчивым. Однако российским властям, похоже, всерьёз задумываться о таких изменениях преждевременно, экономике ещё далеко до тех показателей автоматизации и производительности труда, чтобы большинство компаний могли позволить своим сотрудникам отдыхать на день больше.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
сша, россия, рабочая неделя, рабочее время
Поделиться
Похожие новости