Новость политики

Что при следующей встрече Арнольд Шварценеггер скажет Дмитрию Медведеву?

Что при следующей встрече Арнольд Шварценеггер скажет Дмитрию Медведеву?

Фото © «Московская газета»/Алёна Черепкова

01.02.2021 в 17:57:00
2332

Бывшего премьер-министра, выступающего с резкими заявлениями, могут готовить к возврату в большую политику

На следующий день после второй январской несанкционированной акции оппозиции самой громкой новостью из уст чиновников федеральной власти стал не ожидаемый комментарий по поводу прошедших выступлений, а заявление о том, что Россия готова к отключению от всемирной сети, от Интернета.

Сделавший такое заявление зампред Совета безопасности, бывший премьер-министр Дмитрий Медведев недаром 10 лет назад, будучи президентом России, побывал в американской Силиконовой долине и познакомился с исполнителем роли Терминатора, тогдашним калифорнийским губернатором Арнольдом Шварценеггером. Киборг, как известно по кинофраншизе, может быть как посланцем и защитником сети Ckynet, так и, наоборот, разрушителем интернета. Эволюцию взглядов на всемирную сеть можно проследить и в выступлениях российского чиновника.

Тогда Медведев заявил:

«Я действительно вдохновлен тем, что увидел в Калифорнии, тем, что я увидел в Силиконовой долине, что я увидел в Стэнфорде. Есть такая азбучная вещь, заключающаяся в том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На самом деле, это производит впечатление даже на президента».

Согласно официальному сайту Кремля, Медведев в Калифорнии тогда обещал, что Россия будет неотъемлемой частью всемирной сети:

«Широкополосный Интернет будет доступен в ближайшие годы, и это та цель, которую я считаю очень важной, не менее чем 90 процентам наших граждан. Это откроет доступ ко всем российским и иностранным информационным каналам, что в конечном счёте будет дополнительно гарантировать и свободу слова».

А сегодня Медведев уже в статусе зампреда Совета безопасности РФ дал понять, что Россия законодательно и технологически готова к отключению от глобального интернета. Он указал, что у России на такой случай разработан план действий, что позволит обеспечить автономную работу Рунета. По словам зампреда Совета безопасности, для этого всё готово на технологическом и законодательном уровнях, но «это непросто и этого бы очень не хотелось».

После чиновник упомянул социальные сети и тем самым, возможно, намекнул, почему Кремль после двух подряд протестных акций вспомнил про интернет: «Мы никого не блокировали и не замедляли». Однако, «если социальные сети ведут себя недружественным образом, если они (…) занимают какую-то, очевидно недружественную позицию в отношении страны, то у нас есть возможность повлиять на них». Речь о том, что «в определенный период может быть принят ряд решений, включая такие решения, как замедление трафика или приостановка работы». «Но приостановка — это очень жестко, радикально, а замедление трафика — это потенциально работающая мера. Просто не хотелось бы до этого доводить, и я уверен, что об этом сейчас думают и в других странах», — отметил зампред Совбеза.

Соцсети, как известно, были признаны едва ли не главными виновниками этих массовых выступлений, среди участников которых велика была доля подростков, самых больших любителей мессенджеров.

Так, 27 января Роскомнадзор сообщил, что за неисполнение требований о пресечении распространения призывов к несовершеннолетним участвовать в несанкционированных митингах 23 января будут оштрафованы социальные сети Facebook, Instagram, Twitter, TikTok, «ВКонтакте», «Одноклассники», а также видеохостинг YouTube». За исключением двух – иностранные организации. Как пояснило ведомство, соцсети проигнорировали требование Генпрокуратуры и уведомление Роскомнадзора и не удалили «своевременно в общей сложности 170 противоправных призывов».

В выступлении Медведева противоречивой кажется причинно-следственная связь: с одной стороны, он опасается, что Россию от Сети отключат американцы, с другой, признается, что относительно соцсетей российские власти готовы сами взяться за рубильник.

База для отключения действительно давно создана. Полтора года назад заработал специальный закон, согласно которому «при возникновении угроз безопасной работе Рунета Роскомнадзор на территории России сможет брать на себя централизованное управление сетью связи общего пользования». Кабинет министров определит такие случаи, средства противодействия угрозам операторам связи будет безвозмездно предоставлять Роскомнадзор. В России будет создан Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования, пульт которого будет располагаться в главном радиочастотном центре в Москве.

Тогдашний глава Роскомнадзора Александр Жаров успокаивал, что Россия не намерена двигаться по пути Китая в развитии Рунета. Китайская система работает по принципу – «что не разрешено – запрещено», в России реализуется иной принцип — блокируется только то, что запрещено, или создаются ограничения той информации, которая запрещена.

Замглавы Минкомсвязи Алексей Волин также обещал, что китайский путь развития Рунета не подходит России. По его словам, технологическая изоляция интернета – «очень дорогое удовольствие», а китайский опыт показывает, что все, кто хотят обойти блокировку, ее обходят.

Слышать такие заявления именно от Медведева по меньшей мере странно: он, будучи главой государства и премьер-министром, прослыл поборником высоких технологий. Даже прозвище получил соответствующее в определенных кругах. И вдруг – «отключить от Интернета»?

«Его даже сам режим с корабля на берег списал. Интервью политического инвалида — совсем не то, что нужно, чтобы продемонстрировать силу, ну или там «близость к народу» или что ещё они хотят сейчас продемонстрировать», — написал в Facebook политолог Аббас Галлямов.

Однако ряд других экспертов видят ситуацию не столь линейно. Высказываются предположения, что Медведев в случае ухода действующего президента со своего поста мог бы стать компромиссной фигурой, устраивающей умеренные круги российских элит, крупный бизнес и многих зарубежных партнеров. С одной стороны, время его правления многие сейчас воспринимают как «оттепель», с другой – он применял силу тогда, когда это было действительно необходимо (вспомним август 2008 года). Ну а сделанные заявления могут нанести серьезный (или даже смертельный) удар по имиджу «прогрессивного» руководителя: как в глазах рядовых избирателей, так и на уровне российских и зарубежных элит. Можно предположить, что Медведев на весь мир сейчас заявил о дремучем мракобесии. По собственной ли инициативе были сделаны эти заявления – вопрос открытый…

Иными словами, иррациональное выступление Медведева может обрести логику, если рассматривать его в качестве «предохранительного» средства от несвоевременного начала трансфера власти (а такие мысли, можно предположить, приходят в голову определенной части элит). Тогда искусственное снижение популярности действительно имеет смысл: раньше была компромиссная фигура, а теперь «если не будут брать – отключим газ»…

Существует и другая версия происшедшего: якобы основная целевая аудитория месседжа Медведева – не электорат и даже не «западные партнеры» а силовики. «Смотрите, я не так либерален, как обо мне могут подумать» — таким может быть его смысл. Какой сигнал оно несет в данном случае, наверное, понятно без дополнительных объяснений.

Десять лет назад Медведев при встрече со Шварценеггером процитировал известные слова шварценегерровского героя «I’ll be back, Astalavista, baby!» Актер был в восторге. Если с Дмитрием Медведевым теперь будет ассоциироваться выход России из глобальной сети, то что ему при следующей встрече скажет Шварценеггер, который, судя по его реакции на экс-президента Дональда Трампа, не приемлет ограничения свобод?

Автор: Борис Куркин
ТеГИ
Дмитрий Медведев, интернет, акции протеста
Поделиться
Похожие новости