Новость политики

«Мини-Китай» в Центральной Азии: как Узбекистан примет усиление власти своего президента

«Мини-Китай» в Центральной Азии: как Узбекистан примет усиление власти своего президента

фото: freepik

16.03.2023 в 10:28:00
5237

В рамках конституционной реформы в Узбекистане рассматривается увеличение срока полномочий президента и возможность его переизбрания на третий срок. Какую реакцию населения это может вызвать?

В Узбекистане все понимают, что президент Шавкат Мирзиёев усиливает свою власть, но другой модели поведения главы государства регион и не знал, сказал «Московской газете» политолог Азамат Осмонов.

«Первым президентом республики был Ислам Абдуганиевич Каримов, потом пост занял Шавкат Миромонович Мирзиёев, – напомнил политолог. – Каких-то в полном смысле слова состязательных выборов в стране не было даже приблизительно. Что мы видим в других странах региона? «Семейное правление» в Таджикистане, в Туркменистане, правление Алиевых в Азербайджане… Ситуация в Казахстане – из ряда вон».

Население Узбекистана довольно аполитично и в силу улучшившихся условий жизни спокойно примет усиление власти Мирзиёева, считает политолог.

«Узбекистан сейчас на подъёме, по крайней мере, внешне, – говорит Азамат Осмонов. – Люди стали жить посвободнее, экономика растёт. Очень много иностранных вложений в регион. Упростилась повседневная жизнь. Да, это не такая вольница, как у некоторых соседей, но лучше, чем у других соседей. Так что вопрос только в том, будет ли возможность третьего срока президента сознательно использоваться кем-то как триггер для общественных волнений».

У президента Узбекистана, несмотря на возраст, ещё много политических амбиций, отметил эксперт.

«Мирзиёев видит себя до 80 лет президентом, «почётным старцем». И Шавкат Миромонович, и его предшественник Каримов – это люди, которые всегда были во власти, десятилетиями. Мирзиёев во властных кругах с конца 90-ых, потом губернаторствовал в областях, продержался премьер-министром при Керимове. Надо было уметь быть премьер-министром при таком тяжёлом, жёстком человеке. Мирзиёев – личность, которая имеет поддержку у населения Узбекистана: при нём решён вопрос границы с Киргизстаном, Таджикистаном, Казахстаном, пограничных вопросов у республики нет, люди ездят, торгуют, строятся совместные заводы».

«Что касается проблемы с пограничным республике Афганистаном, по этому поводу Мирзиёев в своё время сказал: «Большие страны хотят, чтоб мы выбрали позицию, но я – за сильный Узбекистан», – напомнил политолог. По мнению собеседника издания, за этим стоят принципы выстраивания отношений Узбекистана с любой страной, в том числе, и с Россией.

«По заветам Каримова, Узбекистан будет выстраивать отношения с другими странами на двусторонних договорах, а не путём вхождения в коалиции, – сказал политолог. – Узбекистан-США, Узбекистан-Россия, Узбекистан-Китай, Узбекистан-Турция… Впрочем, в ШОС Узбекистан вошёл, из-за влияния КНР, и это нормально, Китай не заинтересован в политическом влиянии – кроме, конечно, одного аспекта: Китай добился того, чтобы все его партнёры дружно осуждали Тайвань. Вообще, Узбекистан – это такой «мини-Китай» в Средней Азии. Что касается отношений с Россией, Узбекистан, конечно, занимает пророссийскую позицию. Хотя и не поддержал действия России в Украине. Но и Западу руководство страны как бы сказало: Россия нам важна, себе в ногу мы стрелять не будем. С другой стороны, происходящее в Украине Узбекистан не волнует. А с третьей стороны, есть и такой момент: сейчас в Узбекистане поднялись цены на жильё, потому что узбеки и киргизы с российским гражданством временно приезжают в Узбекистан, вкладывают здесь деньги в недвижимость, чтобы иметь какой-то доход, переделывают свои паспорта и уезжают работать в Россию уже с узбекским или киргизским гражданством. В итоге, Узбекистану важны и Россия, и Китай, но он не отказывается и от Запада. Группа Volkswagen и корейские компании вкладываются здесь в автомобильную промышленность, станкостроение, узбекское золото продаётся с ориентацией на западный рынок».

Если вернуться к теме укрепления власти действующего президента, поправки в Конституцию, где эта тенденция прослеживается, будут приняты вместе с другими поправками, расширяющими полномочия местной власти в Узбекистане, отметил Азамат Осмонов: «В Узбекистане дают большую власть на местах, чем даже в Казахстане. «Вся власть у нас – проблемы решаете вы», – говорит местным властям руководство страны».

Не возникнет ли в стране ситуации, подобной казахской, когда кланы, связанные с президентом, отнимают пространство у других кланов и групп элит, и в конце концов это приводит к социальному взрыву?

«Понимаю, о чём вы говорите, но власть в Узбекистане – одновременно более жёсткая и более гуманная, чем в Казахстане. Объясню. Нурсултан Назарбаев был не таким жёстким лидером, как Ислам Каримов. Он позволял многим местным кланам в Казахстане «поднимать голову», обогащаться. Это в какой-то степени рафинированный политик, алма-атинец, сын народного писателя, выпускник МГИМО… Да, в какой-то момент он показал и силу. Но Мирзиёев – человек каримовской системы, это совсем другое дело. С другой стороны, когда он приходил к власти, старшей дочери Каримова мягко сказали: посиди дома, помолчи, не выходи в социальные сети. Она не послушалась. В итоге у семьи Каримова потихоньку отобрали активы, но никого не тронули, оставили средств «на жизнь», почёт, уважение и всё остальное… Власть тут «даёт дышать» представителям предыдущей власти, клан бывшего президента не убирают изо всех сфер жизни. А что в Казахстане? Племянники Назарбаева подняли бунт, и в итоге клан Назарбаева убирают отовсюду», — рассказала Азамат Осмолов.

Объективно пока нет оснований говорить, что в Конституции Узбекистана прописана возможность переизбрания президента на третий срок, сказал «Московской газете» старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин. При этом, по словам эксперта, ключевое присутствие Шавката Мирзиёева в жизни страны заложено в самих реформах.

«Ещё остаётся возможность трактования Конституционным судом принятия новой Конституции и возможность избрания действующим президентом на третий срок, – отметил Станислав Притчин. – Хотя ранее, когда начиналась конституционная реформа, ряд депутатов говорил, что у действующего президента остаётся возможность избрания на третий срок. В целом, с учётом особенностей достаточно патерналистской политической системы Узбекистана, ориентированной на центральную фигуру государства, и с учётом того, что пакет нынешних реформ реализуется в рамках начала первого и второго сроков действующего президента и предполагает горизонт планирования за 2030 год – в общественном сознании все эти реформы рассчитаны на то, что личную ответственность за них несёт Шавкат Мирзиёев. Предопределено, что либо он будет доводить их до конца, либо это произойдёт при его активном участии в государственном правлении на той или иной должности. На общественно-политическом уровне для этого не будет серьёзных препятствий, а уж тем более, народных волнений. Узбекское общество не готово к серьёзным протестам, его основная цель и ценность – стабильность».

В проходящих в стране реформах заявлено, что идёт перераспределение полномочий ветвей власти, чтобы перейти от суперпрезидентской системы к президентской или даже президентско-парламентской, но насколько полномочия президента реально могут быть переданы парламенту, вызывает сомнения, считает Станислав Притчин.

«Политическая система Узбекистана не готова к таким изменениям и работает по другим принципам», — заключил эксперт.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
узбекистан, президент, глава государства
Поделиться
Похожие новости