Новость политики

От формального союза к Варшавскому договору 2.0. Роль ОДКБ на постсоветском пространстве стремительно меняется

От формального союза к Варшавскому договору 2.0. Роль ОДКБ на постсоветском пространстве стремительно меняется

Фото © «Московская газета»

10.01.2022 в 16:00:00
3120

ОДКБ, ранее представлявшая собой по большей части формальную консультативную структуру, в начале нынешнего года впервые показала себя реально действующей военной силой. И произошло это на территории той страны, в которой этого меньше всего можно было ожидать – Казахстана. У военного блока было несколько возможностей продемонстрировать свою дееспособность – во время армяно-азербайджанского конфликта, в ходе столкновений между Таджикистаном и Кыргызстаном в прошлом году и даже, возможно, в ходе массовых протестов в Беларуси, ведь тогда Лукашенко также, как сегодня Токаев, заявлял о внешней угрозе и террористах, угрожающих белорусской государственности. Но решимость была проявлена лишь теперь, когда за поддержкой обратился президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев

До сих пор доподлинно неизвестно, какие силы перевели мирный протест в стадию вооружённых действий, погромов и грабежей. Часть экспертов считают, что хаос на улицах Алма-Аты и других городов республики не мог достичь таких масштабов без попустительства или причастности некоторых сотрудников местных спецслужб. В этом, в частности, уверен казахский политолог Марат Шибутов. «Обучить их (вооружённых боевиков, — прим. авт.), дать им список уязвимых мест, стратегических объектов, не дать спецназу вовремя выйти помочь полиции, не дать возможности службам того же аэропорта защититься — это не системные проблемы, а полноценное соучастие, если не сама инициация», — объясняет эксперт.

И действительно скорость распространения насилия по Алма-Ате и бездействие силовиков позволяют предположить, что по меньшей мере часть сотрудников Комитета национальной безопасности приложила руку к этим событиям. К похожим выводам, кажется, пришли и сами казахские власти. Вскоре по подозрению в госизмене был задержан экс-глава КНБ Карим Масимов, доверенное лицо Назарбаева и в прошлом многолетний премьер Казахстана в период президентства елбасы.

Но для ОДКБ главное не это, а тот факт, что в любом случае природа восстания сугубо внутренняя, а позиция властей Казахстана о подстрекательстве протестов извне не нашла бесспорных подтверждений. В течение нескольких дней Токаев не мог определиться, какую именно зарубежную силу обвинить в агрессии и в конце концов, вроде бы, решил остановиться на исламских радикалах – традиционных виновниках всех бед. Для подтверждение иностранного следа в протестах силовики хватали кого попало с зарубежными паспортами. К примеру, задержали кыргызского музыканта Рузахунова, который, на свою беду, оказался в этот момент в Алма-Ате, обвинили в участии в беспорядках и на камеру заставили признаться в том, что он за деньги согласился примкнуть к протестующим. Это спровоцировало дипломатический скандал с кыргызскими союзниками, после чего музыканта всё-таки отпустили. Но Минюст Кыргызстана уже требует возбудить уголовное дело по факту пыток своего гражданина в Казахстане.

Одним словом, с поиском зарубежных заговорщиков казахские правоохранители явно переборщили. Но войска ОДКБ уже находятся в стране, а военный блок, согласно своему уставу, может вводить контингент лишь для защиты своего члена от внешней угрозы. В итоге сложилась занятная юридическая коллизия: все представители ОДКБ говорят о внешнем террористическом нападении, об акте агрессии против Казахстана, войска уже введены, но внятных доказательств того, кто и откуда вторгся в Казахстан, до сих пор нет. Ведь акт агрессии – максимально серьёзное обвинения, и у таких заявлений должны быть конкретно обозначенные адресаты. При этом сам президент Токаев уже стремится найти широкое подтверждение легитимности действий организации. На сегодняшнем внеочередном саммите Совета коллективной безопасности он выразил надежду, что ООН и другие международные структуры поддержат миротворческую миссию ОДКБ. Пока такой поддержки, заметим, не прозвучало.

В целом уже сейчас очевидно, что ОДКБ – ведомый Россией военно-политический блок – после нынешних событий не будет прежним. А вот какие именно изменения принесёт эта скоротечная операция, пока наверняка говорить сложно. Первое, что бросается в глаза, это возможный зарождающийся раскол в организации. ОДКБ уже однажды потеряла одного из своих членов. В 2012 году её ряды покинул Узбекистан, и осенью прошлого года МИД республики в очередной раз подтвердил, что страна в военный блок не вернётся даже на фоне угрозы со стороны Талибана (террористическая организация, запрещенная в России, — прим.ред.), поскольку у Узбекистана достаточно собственных ресурсов для обеспечения своей безопасности. Ташкент явно тяготился доминирующей ролью России в этом союзе, поэтому почёл за лучшее дистанцироваться от объединения, чтобы не брать на себя каких-то обязательств в его рамках.

Теперь, пока очень осторожно, свою особую позицию начинает демонстрировать Кыргызстан. Выше уже упоминалось о претензиях Бишкека к Казахстану по поводу задержания его граждан, но только этим дело не ограничивается. Кыргызстан стал единственной страной, в которой отправка военных в соседнюю республику вызвала серьёзные разногласия. Это единственная страна в Средней Азии, которая более-менее соответствует демократическим принципам управления, поэтому отправка войск за рубеж там должна быть согласована с парламентом, а последний дал своё разрешение лишь со второй попытки, ограничившись чисто формальным участием в виде всего 150 военнослужащих. Более того, в ходе сегодняшнего саммита Кыргызстан был представлен не главой государства, а премьер-министром. Президент Садыр Жапаров ушёл в отпуск прямо с сегодняшнего дня и в саммите не участвовал.

Жест довольно красноречивый, показывающий с трудом сдерживаемое недовольство Бишкека всей ситуацией. В Кыргызстане смена власти по итогам народных протестов – обычное дело, и вряд ли граждане и политики хотели бы, чтобы даже теоретически существовала возможность ввода миротворцев ОДКБ в интересах какой-либо одной политической силы. Ещё в прошлом году кыргызские парламентарии выражали мнение, что ОДКБ для Бишкека не приносит никакой пользы. Такие заявления делались на фоне бездействия организации в ходе конфликта на границе с Таджикистаном, а теперь у противников пребывания Кыргызстана в ОДКБ появились дополнительные аргументы. Конечно, не слишком сильный в военном отношении и традиционно нестабильный Кыргызстан вряд ли решится в ближайшее время покинуть блок, но в более отдалённой перспективе такое вполне возможно, особенно если к власти в ходе очередных нежданных перемен придут силы, ориентированные не на Россию.

Второй возможный результат нынешних событий – превращение ОДКБ в инструмент защиты власти постсоветских автократов. Причём, опять же, это относится лишь к лидерам, неуверенным в полной мере в своих собственных силах, вроде Токаева, Лукашенко или Эмомали Рахмона. Казахский прецедент показал, что такую схему вполне можно реализовать – протесты доводятся до насильственной стадии, затем делается заявление о внешнем террористическом вторжении, и союзники по ОДКБ помогают подавить противников режима. Главное, убедить Москву в необходимости вмешательства.

Кстати, может ли Москва и сама, по своей инициативе вмешаться в ситуацию – вопрос открытый. Наверняка для Кремля выглядит заманчивым внедрение чего-то вроде брежневской «доктрины ограниченного суверенитета». Тогда, напомним, руководимая Советским Союзом Организация варшавского договора дала себе право вмешиваться в дела своих членов, если будут обнаружены угрозы социалистическому строю, читай, интересам СССР. Возможно, в случае с ОДКБ всё пойдёт по похожему сценарию. Аналогии сегодняшних событий с «Пражской весной» 1968 года и действиями советских войск в Чехословакии прослеживает политолог Аркадий Дубнов. Он отмечает определённую иллюзию коллективности этих действий при безусловно определяющей роли Москвы.

«У меня появляется дежавю сегодняшнего коллективного ввода ОДКБ с тем, как происходил в 1968 году в первые дни ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Туда вводились и другие военные, в частности из ГДР. Это очень быстро было признано политической ошибкой: чтобы немцы снова появились на территории Чехословакии — такого нельзя допустить. Буквально в считанные дни все остальные страны, кроме Советского Союза, вывели свои войска из Чехословакии. Я, в конце концов, не могу исключать, что приблизительно то же самое случится и здесь», — отмечает эксперт. Ни члены просоветского блока, ни нынешняя ОДКБ никогда не воевали с реальным внешним врагом, а вот военным путём внутренние проблемы решали и те, и другие.

Зато авторитарные лидеры, уверенные в собственных возможностях, вроде узбекского президента Шавката Мирзиёева, теперь имеют ещё меньше стимулов входить в состав ОДКБ. Мирзиёев успешно провёл транзит власти после смерти Ислама Каримова, более-менее наладил экономику и с возможным внутренним недовольством справится сам, а опасаться, что однажды союзники по какой-нибудь причине могут прийти непрошенными, ему ни к чему. Поэтому чего точно не стоит ожидать, так это очереди из новых желающих воспользоваться «защитным зонтиком» ОДКБ. Напрасно Лукашенко на сегодняшнем саммите намекал, что Ташкенту стоит задуматься, не вернуться ли ему в лоно братского военного блока. Там задумались, но наверняка сделали вывод, что 10 лет назад поступили правильно.

И последний, для граждан России, пожалуй, наиболее важный вывод озвучил уже упоминавшийся выше эксперт по Центральной Азии, политолог Аркадий Дубнов. Россия как основное действующее лицо ОДКБ, помимо довольно эфемерных внешнеполитических выгод, вынуждена будет нести вполне конкретные издержки, в том числе финансовые и, в случае нового обострения ситуации, даже человеческие.

«Если Россия стремится к возвращению себе некоего имперского статуса, то неизбежны и связанные с этим обременения. Мы все вместе будем за это платить», — резюмировал политолог. Даже сам Токаев сегодня сказал о том, что силам ОДКБ скоро пора будет покинуть Казахстан, поскольку т.н. антитеррористическая операция завершается. Чем скорее это произойдёт, тем лучше будет и Казахстану, и другим членам военного блока.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
варшавский договор, одкб, союз, казахстан
Поделиться
Похожие новости