Новость политики

Как в Казахстане понимают союз с Россией

Как в Казахстане понимают союз с Россией

Фото © «Московская газета»

27.09.2022 в 23:26:00
4218

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая перед гражданами в городе Шымкент, заявил, что Казахстан приложит все усилия для того, чтобы сохранять союзнические отношения с Россией. Глава государства добавил, что также в приоритете находится партнёрство с Китаем, соседними государствами Центральной Азии, Евросоюзом и всеми теми государствами, которые заинтересованы в этом сотрудничестве. Иначе говоря, Токаев в очередной раз артикулировал стремление Казахстана к многовекторности

Отношения России с Казахстаном в последние месяцы вызывают немало споров в СМИ и экспертном сообществе. С одной стороны, власти республики постоянно заявляют о приверженности союзническим отношениям с РФ и не собираются выходить из таких интеграционных объединений, как ОДКБ или ЕАЭС. С другой стороны, Казахстан после начала СВО РФ в Украине совершил ряд действий, которые в нынешних условиях могут трактоваться Кремлём как не слишком дружественные. Достаточно сказать, что сегодня же президент Казахстана сообщил, что он дал поручение правительству оказывать помощь россиянам, приезжающим в страну из-за сложившейся ситуации.

«В последние дни к нам приезжает много людей из России. Большинство из них вынуждены уезжать из-за сложившейся безвыходной ситуации. Мы должны проявить заботу о них и обеспечить им безопасность», — сказал Касым-Жомарт Токаев. Понятно, что речь в этом заявлении шла о частичной мобилизации, объявленной в России 21 сентября. После её начала резко вырос поток мужчин призывного возраста, стремящихся покинуть РФ. Очереди образовались в том числе на границе с Казахстаном. Большой поток приехавших из России мужчин принял на себя город Уральск, расположенный недалеко от границы с Самарской, Саратовской и Оренбургской областями России. Там россиян встречают волонтёры с бесплатным горячим питанием, а местный кинотеатр предложил ночлег тем, кто пока не смог найти жильё из-за дефицита гостиниц и съёмных квартир.

В Сети стали активно писать о том, что Казахстан якобы будет возвращать в Россию мужчин, скрывающихся от мобилизации. Однако в действительности дело обстоит несколько иначе. Министр внутренних дел республики Марат Ахметжанов разъяснил, что Казахстан может выдавать российским властям только фигурантов уголовных дел, находящихся в международном розыске. Он отдельно отметил, что деяние, ставшее причиной возбуждения уголовного дела, должно считаться преступлением в обеих странах, а розыск человека военкоматом не является основанием для выдачи. Проще говоря, Казахстан не препятствует тем, кто до получения повестки или даже после него, рискуя получить административный штраф, стремится покинуть Россию. Такое содействие приезжающим в страну россиянам вряд ли вызовет одобрение у властей России.

Однако это не первый случай, когда действия и заявления высших должностных лиц Казахстана противоречат представлениям Кремля о союзнических отношениях. Из последнего: накануне МИД Казахстана официально заявил, что Астана не признает референдумы о присоединении к России, которые проходят в Херсонской и Запорожской областях Украины, а также в ЛДНР, поскольку эти голосования исходит из принципа территориальной целостности государств. Ранее о республиках Донбасса уже резко высказывался президент Токаев. Выступая на Петербургском международном экономическом форуме в июне, Токаев заявил, что Казахстан не признаёт и не признает в будущем независимость ЛДНР , как не признает ни Тайвань, ни Косово, ни Абхазию с Южной Осетией, поскольку республика руководствуется принципами международного права. Слова эти были сказаны в зале, где находился президент РФ Владимир Путин – это было некорректно. Впоследствии Токаев назвал свои слова откровенным ответом на конкретный вопрос, однако в России были такие, кто воспринял это как вызов. Замглавы комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин намекнул, что в Казахстане тоже есть области, населённые преимущественно русскоязычными людьми.

Однако в политических заявлениях Астаны нет ничего неожиданного. Даже Затулин признавал, что от союзников России по СНГ позиция была предсказуема. Парламентарий жаловался, что эти страны очень своеобразно понимают союзнические отношения и берут от союза с Россией только то, что им выгодно. Как представляется, гораздо больнее для Москвы оказались экономические шаги Казахстана. Ещё в апреле помощник президента Казахстана Тимур Сулейменов рассказывал, что его страна является частью международного сообщества и не собирается подставляться под вторичные санкции, поэтому Казахстан не будет инструментом для обхода санкций США и Евросоюза. К тому времени речь уже шла о большом перечне экономических мер США, Евросоюза и других стран, которые запрещали сотрудничество с РФ в финансовой, технологической, энергетической и многих других сферах. Впоследствии стало ясно, что слова о соблюдении Казахстаном антироссийских санкций воплощаются в реальность. В середине сентября Ассоциация международных автоперевозчиков сообщила о задержании на казахстанско-российской границе нескольких грузовиков с товарами из Европы. После запрета транзитных автоперевозок между ЕС и Россией доставка грузов осуществляется до границы с Беларусью, где прицепы перецепляются на белорусский или российские тягачи и ввозятся в РФ через третьи страны. Однако казахские власти, по всей видимости, стали требовать от владельцев груза разрешительные документы, выданные предыдущими европейскими перевозчиками. В противном случае фуры не пропускали, а на компании-перевозчики накладывали штрафы в размере около 180 тысяч рублей в переводе на российскую валюту на каждый случай.

Минтранс РФ рекомендовал российским фирмам приостановить транзит до выяснения обстоятельств, препятствующих проезду. Однако юристы указывают, что предъявить в этой ситуации Казахстану нечего, поскольку любая страна вправе вводить на своей территории любые правила транзита грузов, которые будут выше международных или двусторонних межгосударственных соглашений. При этом директор «Рустранс-Спедишн» Кондратий Гайкевич отмечал, что такая позиция Казахстана ещё больше сужает возможности для международной деятельности российских перевозчиков и ввоза грузов из ЕС.

На этом неприятности на казахстанском направлении не закончились. Примерно в те же дни, когда появились проблемы с грузоперевозками, ряд казахстанских банков перестал обслуживать карты российской платёжной системы «Мир». Это произошло после того, как Минфин США пригрозил вторичными санкциями третьим странам, помогающим финансовым учреждениям России в том числе путём поддержки российских банковских карт. Президент Казахстана Токаев также поручил правительству создать благоприятные условия для релокации компаний, уходящих из России. Он объяснил это общемировой борьбой за инвестиции, тем самым дав понять, что готов конкурировать с северным союзником за доходы от работы западных компаний. Сегодня стало известно, что крупная телекоммуникационная компания «Билайн Казахстан» с 5 октября прекращает трансляцию на своих платформах сразу 15 российских каналов, включая Первый канал, «Россия 24», «НТВ МИР» и другие. Клиентам обещают с помощью бесплатных бонусов компенсировать доставленные неудобства. Причины такого решения официально не называются, но сама по себе ситуация очень характерна для сегодняшних взаимоотношений двух стран.

Такую двойственную позицию Казахстана многие норовят назвать несоблюдением союзнических обязательств. Однако эксперты объясняют, что казахстанские власти должны в первую очередь руководствоваться собственными национальными интересами, в которые не укладывается поддержка всего, что делает Россия. Руководитель Центра постсоветских исследований Леонид Вардомский отмечал, что Казахстан как нефтедобывающая страна зависит от Запада в плане импорта технологий для разведки и добычи нефти, а от России в сфере экспорта своего топлива, поскольку 80% этого экспорта идут через трубы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) через территорию России.

На фоне двусторонней напряжённости суд в Новороссийске уже приостанавливал прокачку казахстанской нефти якобы из-за нарушения экологических стандартов, однако за этим решением сложно было не усмотреть политический подтекст. Власти Казахстана после этого объявили, что намерены диверсифицировать экспорт нефти, увеличив её прокачку по транскаспийскому маршруту через Азербайджан. Вардомский констатирует, что Казахстану в любом случае не удастся угодить всем – и России, и Западу, и Китаю, поэтому приходится выбирать, чьё сотрудничество для Астаны важнее.

И здесь приходится признать, что Евросоюз и США с их развитой технологической базой и Китай с его мощной экономикой, нуждающейся в том числе и в казахстанской нефти, для республики выглядят более перспективными, чем Россия, чья экономика находится в рецессии, а возможность заменить западные технологии вызывает большие сомнения. Однако и от партнёрства с Россией Казахстан не отказывается, просто понимает он союзнические отношения более прагматично, как равноправный союз с учётом интересов обеих сторон, а не как следование в фарватере «старшего брата».

Представляется, что в текущих условиях стоило бы не требовать от Казахстана слишком многого и поблагодарить хотя бы за тот уровень отношений, который сохранился между странами. Иначе существует риск потерять и это. Недаром председатель КНР Си Цзиньпин свой первый зарубежный визит после пандемии совершил именно в Казахстан. У этой центральноазиатской республики найдутся сильные покровители и помимо России. В XXI веке чёрно-белая логика, делящая все страны только на друзей, безусловно поддерживающих РФ во всём, и врагов, поглощённых «русофобией», уже не работает.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
казахстан, россия, союз, отношения
Поделиться
Похожие новости