Новость политики

Политический парадокс Аляски отражает более широкую общенациональную картину

Политический парадокс Аляски отражает более широкую общенациональную картину

Фото © «Московская газета»/ Арсений Канидьев

01.09.2025 в 12:45:00
173

Российско-американские переговоры прошли на Аляске – самом близком к России штате: и культурно, и географически. Несмотря на отдалённость «северных» американцев от остальной территории США, Аляска представляет из себя для Вашингтона важный экономический и политический феномен. Удивляя своим культурным ландшафтом, она обращает на себя внимание как на возможный ответ двухпартийной поляризации США: Аляска предлагает собственный путь в достижении национального единства американцев

На что действительно стоит обратить внимание на Аляске

Пока мировые СМИ изучают любопытные особенности жизни, историю и дикую природу штата, на Аляске зарождается неповторимая ситуация – будущий ключ к разрешению современного вопроса политической поляризации в США.

Согласно исследованию Национальной Академии наук США от 2024 г., Аляска является наименее политически разобщённым штатом страны, набрав 42,1% «рейтинга поляризации» – на 18% ниже «лидера списка». Анализ также показал, что жители штата наиболее дружелюбны к сторонникам других партий, набрав 33,7 баллов, что является одним из самых низких показателей агрессивности в отношении «других политических сил».

Неожиданные результаты показывают и исследования законодательных инициатив в Конгрессе штата: электоральная реформа 2020 г. сформировала «политический эксперимент» по повышению продуктивности местной власти. Так, анализ «полезности» инициатив, принимаемых в Конгрессе Аляски, показал: в штате на 35% больше «значимых голосований» (meaningful votes) или двухпартийных решений, которые несут пользу всем категориям граждан. Для сравнения, рост ещё выше относительно дореформенной системы: на 58% больше. Как результат в 2022 г. лишь 12% всех политических гонок в штате в – «неконкурентные» (uncontested), где остальные 88% представляют из себя крайне соревновательные кампании с высокой отдачей кандидатов.

Экономика Аляски – парадокс или жемчужина Америки?

Жители Аляски — одни из главных индивидуалистов, которые гордо поддерживают самостоятельность в быту и экономике. Как пишут СМИ и активисты штата, «многие жители Аляски гордятся, что полагаются на собственные силы и придерживаются либертарианского подхода к управлению». Для жителей штата лояльность к партии отходит на второй план, а «индивидуальные качества кандидата и его мнение по конкретным вопросам» – главные ориентиры. Этот публичный образ становится наиболее любопытен при сравнении со статистикой: Вашингтон тратит на каждого жителя Аляски в среднем $8,628 – первое место по субсидиям в стране.

Особенного внимания заслуживает Постоянный Фонд Аляски (Alaska Permanent Fund) – финансовая «подушка безопасности» каждого жителя штата. В среднем, граждане получают ежегодные дивиденды в размере более $1200: с 1982 г. штат распределяет доходы от продажи нефти среди жителей Аляски, создавая привлекательные экономические условия для американцев из остальной Америки. Так, ежегодные дивиденды каждому жителю создают форму «универсального базового дохода». Данная экономическая модель имеет глубокие политические последствия: граждане становятся заинтересованной стороной в добыче ресурсов. Например, это усложняет проведение экологических реформ и создает необычные политические коалиции, отличные от привычной двухпартийной политики всех остальных США.

Пока этот «базовый доход» представляется в культуре как гарант стабильности, на самом деле является «переменной» в уравнении доходов штата. Добыча нефти исторически обеспечивала до 90% поступлений в Фонд, принося более $180 млрд общего дохода с момента открытия. Как выражаются экономисты, это создаёт проблему «ресурсного проклятия» – финансовое благополучие штата полностью зависит от процессов производства и мировых цен на сырьевые товары, которые жители Аляски не могут контролировать.

Помимо котировок цен на нефть, Постоянный Фонд также демонстрирует зависимость Аляски и от федерального центра. Разработка месторождений нефти, которая обеспечивает выплату дивидендов, требует крупных федеральных инвестиций в инфраструктуру трубопроводов, выдачу разрешений на охрану окружающей среды и стратегическую оборону. Существование фонда зависит от федеральной политики в отношении добычи ресурсов на федеральных землях.

Аляска в современной американской политике

Парадокс политического ландшафта Аляски заключается в контрасте между популярностью президентских кандидатов и политическими предпочтениями жителей штата. 

Так, в 2024 г. жители Аляски проголосовали за Дональда Трампа, продолжив свою почти шестидесятилетнюю историю поддержки кандидатов в президенты от республиканцев. На уровне экономических инициатив, жители штата, одновременно c этим, поддержали продемократическую политику в повышении минимальной оплаты труда. В успешную инициативу вошли повышение минимальной заработной платы до $15, гарантированный оплачиваемый отпуск по болезни и запрет на борьбу с профсоюзами – традиционная повестка Демократической партии на федеральном уровне.

Несмотря на численность профсоюзов на Аляске (6 место по величине в стране и почти 15% от всей рабочей силы штата), избиратели Аляски традиционно отвергают Демократическую партию на президентских выборах. Одновременно – 60% жителей Аляски считают себя политически независимыми (nonpartisan), не присоединяясь ни к одной из крупных партий. Это противоречие проявилось в 2014 году, когда почти 70% жителей Аляски проголосовали за повышение минимальной заработной платы и одновременно избрали республиканца Дэна Салливана в Сенат.

Уникальный политический характер штата обусловлен его сильной независимой позицией и историей поддержки «синих воротничков» (blue-collar workers). Так, в 1959 г. в штате была введена «надбавка Аляски» (Alaska premium), которая установила минимальную заработную плату в штате на $0,5 выше федерального уровня и сделала его одним из 7 штатов, где профессии, зависимые от «чаевых», получают полную минимальную заработную плату. 

Политический парадокс Аляски отражает более широкую общенациональную картину, когда избирательные кампании в поддержку рабочего класса приносят успех даже в штатах, где голосуют республиканцы, хотя и политические предпочтения не всегда совпадают с выбором партийных кандидатов.

Специально для «Московской газеты» своей экспертизой поделился один из ведущих историков штата, профессор Исторического факультета University of Alaska Anchorage Иан Хартман. По мнению профессора, Аляска в действительности может послужить примером реформации американской политической системы как на федеральном, так и на региональном уровне.

«Сразу замечу: принятие Аляской рейтингового голосования и открытых внутрипартийных выборов (primaries) определённо изменило её политический ландшафт. В теории, да и на практике в определённой степени рейтинговое голосование (ranked-choice voting) способствовало формированию коалиций и снизило влияние крайних политических сил. 

Политическая культура Аляски уникальна: существует представление, что жители Аляски «яростно» индивидуалистичны, но на практике штат, возможно, более общинно взаимозависим, чем любой другой. Это «либертарианство по духу», но при этом глубокая и длительная зависимость от федеральных инвестиций. Роль военных и распространённость коренных народов Аляски и их институтов ещё больше усложняют культурную картину.

Исторически Аляска также имела относительно сильное рабочее движение (высокую плотность профсоюзов) и устойчивые, хорошо финансируемые общественные институты, включая большое количество федеральных рабочих мест, что помогло стабилизировать средний класс и поддержать прагматичное формирование политики.

Эти структуры часто выходили за рамки партийных линий и создали как мощное умеренное течение как в Республиканской, так и в Демократической партиях на уровне штата, и способствовали политической независимости большинства жителей Аляски. 

Так что, опять же, теоретически, если остальная часть страны ищет модель, которая вознаграждает сотрудничество, а не конфликт, развивающаяся система Аляски предлагает схему, достойную изучения. Она не идеальна, но это доказательство того, что структурные реформы и культурные нюансы могут сосуществовать — и даже процветать — в демократических рамках», — сказал «Московской газете» профессор Хартман.

Автор: Арсений Канидьев
ТеГИ
Аляска, США, политика, штат
Поделиться
Похожие новости