Новость политики

Самый сложный регион в России? Эксперты назвали проблемы жизни и управления в Дагестане

Самый сложный регион в России? Эксперты назвали проблемы жизни и управления в Дагестане

Фото © «Московская газета»

27.05.2023 в 14:29:00
5064

После изучения проблем Краснодарского края эксперты «Московской газеты» двинулись ещё дальше на юг и коснулись особенностей политической и экономической жизни Дагестана

По мнению политолога и регионального эксперта Дмитрия Журавлёва, главная проблема Дагестана – массовый рост населения при недостатке рабочих мест.

«В советское время Дагестан, как это ни парадоксально, был промышленным регионом, — рассказал региональный эксперт. — Как говорил персонаж известного фильма товарищ Саахов: «Мы и кузница, и здравница, и житница». И если сельское хозяйство региона в 90-ые годы пострадало относительно, то промышленность – сильно. Там были уникальные производства: на заводе имени Гаджиева выпускали важные агрегаты для кораблей, которые больше нигде в Советском Союзе не делали. Теперь с промышленностью в регионе всё не очень хорошо, а ведь она создаёт наибольшее количество рабочих мест. То, что случилось в 90-е, аукнулось в 2000-ых тотальной безработицей. У региона маленький бюджет – он пополняется налогами, а налоги платятся с доходов. То есть, в Дагестане наблюдается прирост населения при замороженной экономике, а основная часть доходов – это дотации из федерального центра».

Ещё одна проблема – сложный национальный состав, заметил собеседник издания.

«Поначалу в Дагестане не было главы республики, а был Госсовет, где заседали представители основных национальностей Дагестана, — напомнил политолог. — Например, в Кабардино-Балкарии три основных народности: кабардинцы, балкарцы и русские. А в Дагестане, грубо говоря, в каждом районе – свой народ. Когда я соприкасался на своей прошлой работе с руководством республики, постоянно возникала проблема неучтённых малых народов Дагестана. На фоне бедности и безработицы сложный национальный состав – это проблема. Когда два народа живут в счастье и богатстве, проблем не бывает. А когда всё плохо, хочется обвинить в этом соседа. Помните историю, когда два села в Дагестане называли друг друга ваххабитами? Называли просто потому, что поссорились друг с другом. Такой градус противоречий объясняется бедностью. С одной стороны, климат в стране такой, что всегда можно что-то вырастить и как-то прокормиться, с другой стороны, экономика всегда на грани разорения».

Клановость, в яркой форме присущая политическому устройству Дагестана, присутствует во всех российских регионах, сказал Дмитрий Журавлёв

«На тему клановости я в своё время писал диссертацию и могу уверенно сказать, что это явление есть везде, — считает собеседник «Московской газеты». — Особенность Дагестана в том, что там – кровные кланы. Поэтому мы обычно считаем, что вот в Дагестане – кланы, а в Рязани или Пензе кланов нет. Однако, это не так».

То же самое касается и проблемы коррупции, отметил региональный эксперт.

«Коррупция появляется по двум причинам. Во-первых, когда основные источники дохода – внешние, и никак повлиять на них нельзя, вам не надо думать, как эти деньги вложить, чтобы они принесли ещё больше денег. А во-вторых, при системе кровных кланов воровать легче, потому что это более крепкие кланы, и гарантии безопасности в этом случае больше. Я считаю, что, коррупция в Дагестане развита сильнее, чем в других регионах России, но нельзя сказать, что она там качественно другая», — сказал Дмитрий Журавлев.

Управлять страной, где действует такое множество кланов, как в Дагестане – дело крайне сложное, заметил политолог.

«Тут, нужно как в Ливане: чтобы президент был из одного клана, премьер – из другого, и т.д. Но Ливан это не спасло. Что касается Дагестана и его главы, тут приходится выбирать не того, кто «справится с регионом», а того, кто справится с меньшими потерями. Дальше возникает вопрос: «варяга» назначить или местного поставить? И этот вопрос никто решить не может, пробовали и то, и это. Пожалуй, Дагестан – самый сложный регион России», – заключил Дмитрий Журавлёв.

«Глава Дагестана Сергей Меликов считает, что в его республике нет клановости, — сказал «Московской газете» главный редактор издания «Акценты» Антон Чаблин. — Но реальность говорит об обратном. Дагестан, наверное, тот регион России, где наиболее развит клиентелизм (модель политического структурирования общества, основанная на особом типе взаимоотношений лидера (патрона) с его последователями (клиентами), преданными ему или зависимыми от него сторонниками, – прим.авт.). Ради сохранения и упрочения своих политических позиций влиятельные фигуры создали финансовые институты. Вспомним, например, «Партию ветеранов России» в Буйнакске».

Все эти объединения зачастую сформированы по национальному, корпоративному или даже семейному (тухумному) принципам, сказал собеседник издания.

«Некоторые должности передаются фактически «по наследству», — пояснил Антон Чаблин. — Например, главный нотариус Дагестана Магомед Джалаев передал место сыну, а депутат Народного собрания Магомед-Султан Магомедов (ныне госсекретарь Дагестана) передал мандат сыну».

Крайнее своеобразие политических институтов и политической культуры в Дагестане – первопричина всех проблем региона, считает Антон Чаблин.

«Граждане не имеют возможности влиять на решение республиканских проблем – это выливается в акции протестов, вплоть до вооруженных. Как, например, в Левашинском районе в 2018 году (конфликт жителей сел Цухта и Чуни за родник), или в Гумбетовском районе в 2020 году (конфликт жителей Старого Сивуха и Цилитля из-за выпасных земель), – сообщил эксперт.

Республиканские власти не всегда обладают ресурсом доверия дагестанцев и не всегда могут служить медиатором для разрешения таких конфликтов, отметил аналитик.

«Поэтому жители и обращаются к «альтернативным» общественным институтам, например, религиозным или криминальным. В 2022 году в Ботлихском районе жители сел Чанко и Ботлиха вступили в жёсткое столкновение после конфликта на футбольном матче. Чем слабее будет связь главы региона Сергея Меликова и его команды с общественной средой Дагестана, тем больше может быть таких конфликтов», — считает Антон Чаблин.

Дагестан традиционно развивается турбулентно, есть и плюсы, и минусы, сказал «Московской газете» член Совета РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод.

«Есть груз давних и запущенных проблем, — рассказал правозащитник. — Более 3 миллионов жителей. Безработица, как сообщает статистика, в прошлом году снизилась вдвое, и теперь на официальном учёте около 17 тысяч безработных граждан. Остро стоит вопрос газификации и электроснабжения. Этой зимой происходили веерные отключения электричества в Махачкале, Дербенте, Хасавюрте. Требуется серьёзное обновление энергосистемы».

За последние годы резко увеличился туристический поток в Дагестан, несмотря на низкое качество инфраструктуры и сервиса, отметил Александр Брод.

«Море, солнце, памятники архитектуры и культуры продолжают привлекать россиян из регионов. Однако в связи с наплывом туристов выросли цены на отели, продукты питания, при том, что средняя зарплата в республике составляет порядка 32 тыс. рублей. В бюджетной сфере — чуть более 25 тыс. рублей. У региональных властей немало планов строительства новых туристических кластеров, но пока лишь это планы, которые реализуются крайне неторопливо» — рассказал собеседник «Московской газеты».

Традиционно жителей региона волнуют проблемы коррупции, сообщил член СПЧ.

«Как пишет одна местная газета, которую считают вольнодумной, в республике ещё не было ни одного прецедента, когда какой-нибудь местный чиновник сдал бы подарки стоимостью свыше трех тысяч рублей (они признаются собственностью государства). Вместе с тем считается нормой подарки руководству школ от родительских комитетов стоимостью от 30 тысяч рублей», — сказал правозащитник.

В период мобилизации в прошлом году имели место попытки (через соцсети) раскачать ситуацию и организовать протестные акции, но широкого распространения они не получили, добавил эксперт.

«Тем не менее, скрытый протестно-конфликтный потенциал у населения есть, но пока он таится очень глубоко», — заключил Александр Брод.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
губернатор, дагестан, регион, проблемы
Поделиться
Похожие новости