Задержание журналистов на акции против поправок к Конституции: свою оценку дают правозащитники, юристы и близкие к МВД источники
Накануне вечером в Москве на акции против поправок к Конституции были задержаны более 100 человек. По данным ГУ МВД Москвы, число задержанных составило 132 человека
ОВД-Инфо заявляет о 147 задержанных.
В их числе оказались и журналисты. В частности, как пишет издание «Такие дела», полиция задержала журналистку TJournal Анну Бегиашвили, главреда журнала «Рабкор» Бориса Кагарлицкого, журналиста Avtozak Live Максима Кондратьева и корреспондента «РИА Новости», имя которого не называется.
При этом, как рассказал «Московской газете» источник, близкий к правоохранительным органам, информация о задержаниях появилась раньше самих задержаний:
«Ещё никого даже не задерживали, а они делали вбросы в интернет, что задерживают у «Макдональдса», ещё где-нибудь, на выходах из метро — это то, что люди проверить не могут. Это просто вброс. Толпа стоит у Пушкина, а они: «Вот, у «Макдональдса» уже задерживают», — все в панике».
При этом он не исключил того факта, что во время суматохи полиция задерживала всех подряд: «Я же не исключаю, что может быть и журналистов. Потому что некоторые журналисты просто убирают пресс-карту и ведут себя, как участники, такое тоже возможно. Там и депутаты задержаны были».
К утру большинство задержанных (в участках, как пишет Znak.com, оставалось четыре человека) были отпущены с обязательствами о явке и протоколами по части 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ («Участие в несанкционированном шествии, повлекшее создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры»).
После начала задержаний полиция мешала корреспондентам вести съемку и работать, разделяя их на несколько групп, пишет ОВД-Инфо.
По словам юриста Дмитрия Барсукова, у полиции не было никаких оснований для задержания журналистов.
«Журналист освещает, он выполняет свою работу. Как его можно задерживать? Он же на работе! Тогда можно и самих полицейских — они тоже скопищем пришли, их тоже надо тогда задерживать, — тоже массовый сбор. Одинаково», — рассказал он «Московской газете».
Как отметил юрист, для идентификации журналиста ему достаточно иметь редакционное удостоверение.
«Если они (полицейские — прим. ред.) задерживают журналиста, они доставляют его в отдел полиции. Если они считают, что журналист коварен и пытается ввести их в заблуждение, они могут сделать запрос или потребовать, чтобы он задание главного редактора предоставил. При предоставлении задания главного редактора, они должны сказать: «Всё, извините. Мы убедились, что вы выполняете свои профессиональные обязанности», — это его работа, журналиста. Так же, как и медики: если медиков вызвать, когда массовые беспорядки… Ведь «скорую помощь», я надеюсь, никто не додумается задерживать, если она приехала туда оказывать медицинскую помощь? Парадокс, да? Они же тоже приехали! Сказать: «Вы что сюда приехали? Давайте вас задерживать!» Складывается впечатление, что на сегодняшний день полиция обезумела», — говорит Барсуков.
По словам Дмитрия Барсукова, сейчас действия полицейских можно квалифицировать, как воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста или даже превышение должностных полномочий.
«Незаконным задержание будет с того момента, когда будет доказано и установлено, что оснований для задержания у сотрудника не было. Если в действиях журналиста нет состава административного правонарушения, либо преступления, тогда на каких основаниях его задерживают? Журналист стоял, ничего противоправного не делал, выполнял свою работу. Что в данном случае является правонарушением? Это так же, как если бы я был, допустим, с девушкой, хоть в самом эпицентре, мне неохота никуда уходить. Ходят протестующие — понятно, в чём-то они мне мешают. Мне также мешает большое количество машин в Москве, но ведь их же никто не уберёт, и мне приходится среди этих машин находиться, то есть я не могу это изменить. Такая же ситуация, как с машинами, и с этими протестующими. Я сижу на лавочке, ко мне подходит полиция и говорит: «Мы вас задерживаем». — «А за что?» — «А вы в массовых беспорядках участвуете». — «Как я участвую? Сидим, смотрим на всё происходящее, кушаем мороженое — мы нарушаем правопорядок?» И вот за это задерживают, и суды почему-то в Москве признают виновными».
Правозащитники просят правоохранителей разобраться с незаконными задержаниями журналистов.
С заявлением, в частности, выступила журналист, член СПЧ Екатерина Винокурова:
«Комиссия по свободе информации и правам журналистов Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека просит ГУВД Москвы провести незамедлительную проверку по фактам задержания наших коллег, выполнявших свой профессиональный долг.
К сожалению, задержания журналистов, освещающих митинги, несмотря на наличие у них удостоверений или редакционных заданий в соответствии с законодательством, является обычной практикой для правоохранительных органов в России.
Выражаем серьезную озабоченность участившимися случаями воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов со стороны сотрудников правоохранительных органов, в том числе с применением насилия. По нашему мнению, подобные случаи содержат признаки преступления, предусмотренного статьей 144 Уголовного кодекса Российской Федерации. Комиссия будет при каждом подобном инциденте заявлять протест против таких инцидентов до тех пор, пока эта практика не будет прекращена», — пишет Винокурова у себя на странице в Facebook.
Директор Московского бюро по правам человека, Александр Брод рассказал «Московской газете», что СПЧ будет следить за развитием ситуации.
«К сожалению, задержания журналистов, которые освещают митинги, несмотря на наличие у них удостоверений, редакционных заданий, опознавательных знаков, такие задержания стали обычной практикой для правоохранительных органов. И комиссия выразила серьезную озабоченность тем, что подобные случаи воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов участились. Подобные случаи содержат признаки, предусмотренные статьей 144 Уголовного кодекса Российской Федерации. Поэтому Совет будет продолжать наблюдать за этой ситуацией и будет способствовать тому, чтобы журналисты продолжали выполнять свой профессиональный долг. Статья эта, уточню, 144-я — воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов. К сожалению, она редко применяется, но помнить о ней нужно. Сейчас я скажу, что здесь предусматриваются и штрафы, и обязательные работы, и исправительные работы, и, даже если это происходит с использованием служебного положения, запрет на занятие определенной должности. К сожалению, пока я не знаю, чтобы кто-то из правоохранителей, обеспечивающих общественный порядок, либо руководителей привлекался к этой ответственности. Я думаю, это поводы для прокурорских проверок со стороны как минимум прокуратуры Москвы, чтобы разобраться в этой ситуации и создать прецедент, поскольку мы видим, что протестная активность не снижается по разным поводам, а журналисты продолжают освещать. Недавно у всех на устах было дело Светланы Прокопьевой, которую гособвинитель хотел даже на 6 лет упрятать за решетку. Ограничились штрафом 500 000 рублей, который я тоже считаю необоснованным. Но мы видим, как вместо того, чтобы искать пути решения проблем, снижать протестную активность за счет решения проблем, находят крайних в виде журналистов, которые всего лишь освещают происходящее», — отметил глава Московского бюро по правам человека.
Как сообщалось ранее, московские власти отказали организаторам акции «Нет!» в согласовании протестной акции против поправок к Конституции 15 июля.
Отказ был мотивирован запретом на проведение массовых мероприятий в период пандемии.
Тем не менее, в акции на Пушкинской площади, по подсчетам «Коммерсанта», приняли участие более 1 тыс. человек. Они поставили подписи под иском, направляемым в Верховный суд, об оспаривании итогов общероссийского голосования по поправкам к Конституции.
Голосование по внесению поправок, вносимых в Конституцию России, проходило с 25 июня по 1 июля 2020 года. Согласно озвученным ЦИК РФ итогам плебисцита, явка россиян составила 67,97%; за изменения в Основном законе страны проголосовали 77,92%, против — 21,27%.
-
19 июня в Белоруссии закончился этап сбора подписей для кандидатов в президенты республики. Теперь народные избранники з...23.06.2020 в 18:33:0032093
-
22 июня вечером в Москве началась несогласованная протестная акция22.06.2020 в 18:45:0031546
-
По данным МВД, 948 человек задержано в ходе несогласованной акции протеста за честные выборы в центре Москвы. Всего в ме...03.08.2019 в 22:39:003068
-
7 октября в городах РФ прошли акции в поддержку оппозиционера Алексея Навального, большинство из которых – несанкц...08.10.2017 в 15:27:002977
-
9 участников так называемой бессрочной забастовки, организованной сторонниками Алексея Навального 8 октября на Манежной ...08.10.2017 в 12:23:003326
-
На Манежной и Тиумфальной площадях в Москве проходит акция.02.04.2017 в 15:01:003744