Новость спорта

Есть ли перспективы у киберспорта в России?

Есть ли перспективы у киберспорта в России?

Фото: Пресс-служба ФКС России

03.04.2024 в 08:08:00
3625

Раньше киберспорт считался лишь компьютерным развлечением. Теперь этот вид спорта стал серьезной дисциплиной, которую сравнивают с футболом или хоккеем. Подготовка киберспортсменов к соревнованиям проходит ничуть не хуже, чем олимпийских чемпионов. Недавно в Казани прошло один из масштабных чемпионатов по компьютерным играм «Игры будущего», в котором приняли участие 116 стран. О том, как развивается киберспорт сегодня «Московская газета» побеседовала с президентом Федерации компьютерного спорта России Дмитрием Смитом

— Дмитрий Вячеславович, расскажите, как Вы пришли в киберспорт?

— Моя история с киберспортом началась еще в детстве. Отцу пришлось взять меня на работу, и как раз там я впервые увидел компьютер. Когда же у нас в доме появился интернет, я начал активно играть в Warcraft II по Сети. Спустя некоторое время я наткнулся на статью в журнале, где рассказывалось про компьютерный клуб «Орки», и там как раз проводились соревнования по Warcraft II. Я решил принять участие и подал заявку. Несмотря на то, что я считал себя сильным игроком, у меня получилось занять только третье место, так как стиль игры других ребят мне был незнаком. После соревнования я познакомился с владельцем клуба Михаилом Ломидзе, с которым мы в итоге подружились и стали обсуждать создание команд. Так и начался мой путь в киберспорте.

— Играете ли Вы сейчас в компьютерные игры?

— К сожалению, на игры у меня сейчас не так много времени, но иногда под Новый год собираемся вместе со старыми друзьями и играем в «Героев».

— Считаете ли Вы киберспорт частью большого спорта?

— Безусловно. У киберспорта огромная аудитории не только в онлайне, но и в оффлайне. Для того, чтобы в этом убедиться достаточно посмотреть на стадионы, заполненные болельщиками. Также, если киберспортсмен хочет побеждать в крупных соревнованиях, ему необходимо держать себя в хорошей физической форме. Без физической формы будет трудно добиться побед. Помимо этого, киберспорт идет рука об руку с развитием IT-индустрии и способствует развитию многих смежных сфер. А технологические компании стремятся стать партнерами соревнований и отдельных проектов: это позволяет им укреплять репутацию и находить или даже выращивать высококлассных специалистов для себя. Так делают, например, официальные партнеры соревнований ФКС России – Сбер и «Мегамаркет». Они вводят собственные номинации, которые присуждаются лучшим игрокам.

— Как Вы считаете, что делает киберспорт таким популярным?

— Здесь я могу выделить два фактора. Во-первых, это доступность. Киберспорт не требует серьезных финансовых вложений, в отличие от других видов спорта. Например, для Standoff 2 достаточно смартфона. Во-вторых, когда человек смотрит за киберспортивным соревнованием, то он еще и учится в этот момент. Например, то, что человек видит сегодня, он сможет попробовать повторить на следующий день в своем матче.

— Киберспорт полезен или вредит здоровью игроков?

— В моем личном понимании киберспорт крайне полезен для молодого человека в нашем современном обществе. Даже будучи непрофессиональным киберспортсменом, человек получает крайне необходимые навыки. Это и умение работать в команде, и дисциплина, и общение на иностранных языках, и многие другие важные навыки.

Выражение «в здоровом теле – здоровый дух» – не пустые слова для киберспортсменов. Если спортсмен правда хочет победить на соревнованиях, то он уделяет своей физической форме не меньше внимания, чем практике в игре. У профессиональных киберспортсменов есть четкий график питания, режим сна и бодрствования, тренеры и психологи.

— Есть ли ограничения по возрасту, полу, состоянию здоровья для того, чтобы быть киберспортсменом?

— Принимать участие в соревнованиях можно, если вам не меньше 14 лет. Самые юные спортсмены соревнуются в Школьной лиге. В ней можно принимать участие с 14 лет, а уже после Школьной лиги идет Студенческая. Там минимальный возраст составляет 16 лет. Ограничений по полу нет. Что касается состояния здоровья, то перед оффлайн соревнованиями спортсмен должен пройти обследование и предоставить медицинскую справку, так как есть ряд заболеваний, при которых занятие киберспортом противопоказано. Например, эпилепсия.

— Как Вы думаете, какие личностные качества воспитывает киберспорт?

— Чтобы добиться успеха в киберспорте человеку в первую очередь необходимо научится самоконтролю и самодисциплине. Это база, на которой выстраиваются все дальнейшие навыки: умение контролировать волнение, справляться со стрессом, навыки командной работы, тактическое и стратегическое мышление, способность быстро принимать сложные решения в условиях цейтнота и неполной информации. И это далеко не весь перечень.

— Есть ли определенный набор навыков, которыми обязан обладать киберспортсмен?

— Здесь многое зависит от конкретного вида программы. Так, для спортсменов из дисциплины «тактический трехмерный бой» – это, например, CS:GO – решающую роль играет скорость реакции. Но важны также умение работать в команде, видеть тактическую ситуацию и быстро подстраиваться к изменениям в ней. А если говорить о «боевой арене» (например, Dota 2), то здесь важны хорошая память и тактическое мышление, ведь в игре множество персонажей с уникальным набором навыков и характеристик. В команде противника может оказаться совершенно нестандартный набор игровых персонажей, и для победы нужно учитывать сильные и слабые стороны каждого из них, чтобы суметь подобрать персонажей в свою команду максимально эффективным образом. Таким образом, возможных комбинаций здесь получается даже больше, чем в шахматах. Ну и, конечно, киберспортсмен, как и любой другой спортсмен, должен уметь фокусировать своё внимание на ключевых моментах в игре, полностью абстрагируясь от внешних факторов и возможных помех. Это умение помогает и в тренировках, и на виртуальном поле, и в реальной жизни.

— Существуют ли киберспортивные сборные и как в них попасть?

— У Министерства спорта России есть нормативные документы, которые определяют, как формируются сборные по разным видам спорта, в том числе и по компьютерному спорту. В этом документе есть особое приложение, в котором указано, по результатам каких соревнований могут формироваться сборные. Первым делом формируются не сборные, а именно списки кандидатов в сборные Российской Федерации по компьютерному спорту. Списки формируются до 10 декабря предыдущего года на следующий год по результатам соревнований текущего года. Это означает, что по результатам соревнований 2023 года формируются списки кандидатов в сборную на 2024 год. Для компьютерного спорта – призовые места на Чемпионате и Кубке России. И из тех составов, которые занимают призовые места, формируются кандидаты в сборную по каждой дисциплине (основной и резервный). Например, по дисциплине «Боевая арена» пять человек в основном составе и пять – в резервном. При этом спортсмены могут быть из разных команд, но они должны занять призовые места на Чемпионате или Кубке России. В случае непредвиденных обстоятельств списки сборных могут изменяться. После этого с кандидатами проводится работа, и именно они составляют ту сборную, которая поедет на международные соревнования. Затем, когда наступает необходимость формировать сборные на какие-то соревнования, то из списка кандидатов в сборную формируется сборная команда. Списки кандидатов в сборную утверждаются: Федерацией компьютерного спорта России, Центром спортивной подготовки сборных команд России и Министерством спорта Российской Федерации.

— Сколько часов в день должны тренироваться спортсмены?

— Здесь многое зависит от возраста и уровня подготовки спортсмена, а также графика соревнований. Например, перед крупными соревнованиями спортсмены едут на буткемп, где у них проходят достаточно интенсивные тренировки по 8-10 часов в день. Эти тренировки состоят не только из тренировок за компьютером и отработки механических навыков, но и из теоретических занятий. Киберспортсмены совместно с тренерами и членами команды подробно разбирают и анализируют прошедшие игры. Во время буткемпа у спортсменов присутствуют еще и физические нагрузки. Что касается школьников, то им достаточно 8 часов тренировок в неделю.

— Как можно обходить правила в киберспорте? И возможно ли?

— Если Вы спрашиваете, можно ли использовать хакерские программы, то да такое, к сожалению, случается. Именно поэтому наши судьи постоянно проходят переподготовку и курсы повышения квалификации, чтобы быть в курсе всех технических новинок и способов борьбы с нечестной игрой.

— Какое оборудование нужно для занятия киберспортом?

— Тут все зависит от того, в какой вид программы вы планируете играть. Существуют виды программ, которые более или менее требовательны «железу», так как есть игры, которые требуют более мощного компьютера. Также есть игры, где нужны геймпад, руль, джойстик и другие устройства. Например, для игры DCL – The Game необходим пульт управления дроном. Нельзя забывать и про мобильные виды программ, для которых требуется только смартфон.

— Проверяют ли киберспортсменов на допинг?

— Конечно, как и в классических видах спорта, киберспортсменов проверяют на допинг. Международная федерация киберспорта давно подписала соглашение с WADA (World Anti Doping Agency), и на многих международных киберспортивных соревнованиях проводится антидопинговый контроль. Существует специальный список запрещенных препаратов. Также у ФКС России подписание соглашение с РУСАДА. Все наши спортсмены проходят обучения в РУСАДА, и без сертификата о прохождении не допускаются до соревнований.

— Политика коснулась киберспорта?

— К сожалению, российские киберспортсмены в последнее время столкнулись с рядом трудностей на международной арене. Но мы способствуем участию наших игроков и сборных во всех международных турнирах и всегда ищем новые возможности. В октябре прошлого года принц Саудовской Аравии стал президентом Международной федерации компьютерного спорта, и мы надеемся на новый виток сотрудничества со странами арабского мира. На мой личный взгляд, киберспорт, как и классический спорт, должен объединять людей из разных стран и способствовать возникновению крепкой дружбы.

— Какие соревнования федерального масштаба проводятся в России?

— В течение года Федерация проводит множество турниров. Среди них Чемпионат и Кубок России по компьютерному спорту, Открытые киберспортивные игры, Школьная лига, Всероссийская киберспортивная студенческая лига. Это самые крупные соревнования, которые проходят у нас каждый год. В этом году мы запустили новый проект – Национальную студенческую лигу киберспорта, которая проходит в формате спартакиады. Также, в прошлом году мы впервые провели турнир среди стран БРИКС, который, надеемся, получится организовать и в этом году. Еще у нас прошли Открытые киберспортивные студенческие игры, в которых приняли участие спортсмены из разных стран. В целом, на этот год мы запланировали много новых соревнований, о которых будем рассказывать постепенно.

— Недавно прошли первые «Игры будущего» в Казани. Поделитесь Вашим мнение об этом мероприятии.

— Это уникальный формат мероприятия. Президент России Владимир Путин сказал, что концепция фиджитал-турнира является уникальной историей для современной летописи мирового спорта. И я полностью разделяю позицию главы государства.

— Какие страны занимают лидирующие позиции в киберспорте?

— На самом деле, сложно выделить откровенных фаворитов среди стран, так как большинство киберспортивных команд – многонациональные коллективы, но основные лидеры — Россия, Китай, Саудовская Аравия и Южная Корея.

— Какие серьезные киберспортивные клубы есть в России сейчас?

— В связи с санкциями многим клубам пришлось покинуть Россию, чтобы они могли участвовать в международных соревнованиях. Однако и в России сейчас есть крупные и профессиональные клубы. Например, FORZE. Если мы говорим именно про спортсменов, то успешных россиян сейчас достаточно на международной арене, наших соотечественников ценят и хотят видеть в составах других команд. На The International 12, который состоялся в прошлом году, российских спортсменов было больше, чем спортсменов из других стран.

— Будет ли киберспорт включен в Олимпийский вид спорта?

— Киберспорт – официально признанное направление, и впервые на государственном уровне его признали именно в России. Что же касается дальнейшего развития, сейчас идут активные обсуждения, как именно интегрировать компьютерный спорт в Олимпийские игры. Например, футбол, баскетбол, волейбол никому не принадлежат, а вот у Dota 2 и других игр есть разработчики, с которыми надо обсуждать этот момент и договариваться. Поэтому вопрос включения киберспорта в Олимпийские игры достаточно сложный и требует тщательной проработки, особенно в современных реалиях, когда Олимпиада стала слишком политизированной.

— Есть ли международная Федерация компьютерного спорта, которая контролирует все страны? Как она функционирует?

— Международная федерация киберспорта появилась в 2008 году в Южной Корее и объединяет национальные киберспортивные организации более 140 стран. Главная миссия организации: способствовать развитию киберспорта на международной арене.

— Кто основал Федерацию компьютерного спорта в России?

— Федерация компьютерного спорта России была основана 2000 году группой энтузиастов, в состав которой входили я и Константин Сурконт, который сейчас занимает должность моего советника.

— Как планируется развивать направление киберспорта в масштабах России?

— Во-первых, мы продолжаем научные исследования и планируем наладить выпуск специализированной литературы. Например, есть учебное пособие «Основы компьютерного спорта», выпущенное в 2023 году. Во-вторых, мы хотим пересмотреть наше позиционирование. После «Игр будущего» на нас обрушился большой информационный вал. Именно поэтому нам надо построить такую коммуникационную сеть, чтобы люди понимали, что есть фиджитал, а что есть киберспорт. Помимо этого, у нас в планах увеличить количество соревнований и запустить новые. Также хотим как можно больше соревнований проводить в регионах. В прошлом году у нас прошли финалы крупных соревнований в разных городах России: в Саранске, Уфе, Нижнем Новгороде, и на этот год у нас большие планы.

— Что удалось реализовать к этому дню?

— В прошлом году мы провели впервые соревнования среди стран БРИКС, по итогам которых было подписано соглашение с президентом Национальной конфедерации компьютерного спорта Бразилии Даниэлем Каийес Косси. Также запустили новые проекты: «Территорию boost» и Национальную студенческую лигу киберспорта. Безусловно, мы продолжаем развивать и масштабировать наши действующие проекты. С каждым годом на наших турнирах увеличивается не только количество участников, но и спонсоров. Мы продолжим проводить исследования, писать научные работы и формировать техники тренировок.

— В чём Вы видите главную проблему российского киберспорта на данный момент?

— К сожалению, проблем действительно много. Я не готов выделить сейчас самую главную, но основная проблема на данный момент – давление на российских спортсменов. С каждым днем оно лишь увеличивается. Западные партнеры всячески пытаются не допустить российских спортсменов для участия в международных соревнованиях. Например, российская команда 9Pandas не смогла поехать на главный турнир по Counter-Strike PGL Major в Копенгагене из-за проблем с визами. Однако, когда российские спортсмены едут на соревнования в Азиатский регион, то никаких проблем не возникнет.

— Создаются ли отдельные кафедры для киберспортсменов в университетах?

— Безусловно, есть университеты, в которых осуществляются подготовка по киберспортивным программам. Сейчас в Российском университете спорта есть кафедра киберспорта, шахмат и цифровых технологий, а в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта на факультете здоровья и реабилитологи, кафедре теории и методики массовой физкультурно-оздоровительной работы открыта специализация «Теория и методика компьютерных видов спорта (киберспорт)», Донской государственный технический университет реализует программу переподготовки и повышения квалификации по компьютерному спорту.

Федерация активно заключает соглашения о сотрудничестве с различными университетами. В марте мы подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с Московским государственным университетом спорта и туризма.

— Какие структуры планирует создать Федерация компьютерного спорта России? Например, школы, секции?

— Федерация компьютерного спорта России активно развивает это направление. Например, в Москве есть бесплатная секция «Школа компьютерного спорта Boost» для детей от 12 до 17 лет. В секции проходят занятия по Counter-Strike и Dota 2. Также существует еще проект «Территория boost». Самые перспективные спортсмены получают возможность попасть на буткемп с профессиональными тренерами по Counter-Strike.

Автор: Беседовала Анастасия Сарафанова
ТеГИ
ФКС России, киберспорт, спорт, Дмитрий Смит
Поделиться
Похожие новости