Новость экономики

Аналитики оценили перспективы ускоренного восстановления экономики в начале 2023 года

Аналитики оценили перспективы ускоренного восстановления экономики в начале 2023 года

Фото © «Московская газета»

28.12.2022 в 20:13:00
3042

Предположения об ускоренном росте российской экономики, оказавшейся под санкциями, в начале следующего года, возможно, чересчур оптимистичны. Так же, как и его обоснование наличием накопленных средств на счетах предприятий, считает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман

Как заявил накануне помощник президента РФ Максим Орешкин, в начале 2023 года российская экономика может «довольно серьезно ускориться». По словам чиновника, это обусловлено довольно приличным объемом накопленных на корпоративных счетах предприятий средств за минувший год. «С начала года прирост рублёвых остатков на счетах российских предприятий – 8 триллионов рублей», — добавил Орешкин. Он подчеркнул, что хотя сейчас этот достаточно большой объем средств пока в экономику еще не идет, но скоро шаг за шагом он начнёт перетекать в экономику — через рост зарплат, новые инвестиции. Это даст хороший импульс в начале следующего года.

Очевидно, в первую очередь речь идет о предприятиях нефтегазового сектора в отличие от многих других секторов экономики, сумевших увеличить в 2022 году прибыль вопреки санкциям. Но смогут ли действительно эти средства пойти на ускорение экономического роста?

«Возможно, что предположение об ускоренном росте российской экономики в начале следующего года – чересчур оптимистичное. Так же, как и его обоснование наличием накопленных средств на счетах предприятий. Речь идёт, очевидно, в основном о деньгах, полученных в предыдущие месяцы компаниями нефтегазового сектора при высоких экспортных ценах. Но данные средства есть в ограниченном, пусть и весомом секторе экономики. И вряд ли они распространятся широко по хозяйству. Прежде всего, из-за того, что для данной сферы также наступают очень сложные времена. Резко сокращается экспорт углеводородов из-за радикального его падения на европейском направлении, снижения цен на ресурсы. Именно в начале года проявятся не только последствия морского эмбарго на поставки нефти в ЕС и больших скидок к ценам на других направлениях. С 5 февраля вводится запрет на поставку нефтепродуктов в Европу. Деньги, которые есть на счетах компаний, очевидно, пойдут на совершенно другие цели, не на развитие, а на текущее существование, платежи в бюджет по прошлым финансовым результатам. В данном секторе начинается постепенное снижение производства. Да и само наличие денежных средств в экономике совсем не обязательно выливается в экономический рост. Для него нужны и другие факторы. Это, прежде всего, наличие высокого внутреннего и внешнего спроса, стабильность экономической и политической ситуации, современные технологии и оборудование, приток квалифицированных кадров и многое другое. Их отсутствие и наличие противоположных явлений, напротив, станут, к сожалению, тормозить экономическую динамику. Это отражено и в прогнозных проектировках правительственных ведомств», — сказал «Московской газете» аналитик Марк Гойхман.

Кроме того, эксперты считают, что выудить накопленные на счетах предприятий средства (которые планируется бросить на развитие страны) будет не так-то просто, учитывая тонкости законодательства. А сами компании едва ли добровольно позволят отрывать от себя слишком «жирные» куски финансового «мяса» даже для вывода экономики страны на траекторию роста.

«Нефтегазовые компании ждет в 2023 повышение налоговой нагрузки, но фискальная нагрузка ложится на реализованный продукт, следовательно данная нагрузка будет обеспечена полученной выручкой и не касается накопленных на счетах предприятий средств. Теоретически они могли бы быть использованы на различные нужды, в том числе и в качестве драйвера экономического роста. Но с другой стороны, компаниям нужно будет налаживать новые логистические цепочки, строить инфраструктуру для перенаправления экспортных потоков с Запада на Восток и создавать практически с нуля механизмы торговли с поставщиками. Для этого тоже потребуются немалые средства, они необходимы на фоне наличия рисков снижения нефтегазового экспорта и потолка цен. В свою очередь, ожидаемые налоговые поступления могут быть направлены наряду с социальной сферой на снижение последствий западных санкций. Поэтому, рассматривая прибыль, накопленную на счетах предприятий, в качестве драйвера экономического роста, следует учитывать весь набор факторов, влияющих на механизмы распределения прибыли нефтегазовых компаний», — отметила в беседе с изданием Татьяна Зверева, профессор департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве России.

«Заявления Максима Орешкина вызывают больше вопросов, чем ответов: перечисляемые им предпосылки говорят скорее о возможном росте потребительской инфляции, чем об экономическом росте. С другой стороны, инфляция обеспечивает номинальный рост ВВП, о чем будет неплохо отчитаться по итогу первого квартала. Ослабление рубля, рост зарплат и возможное повышение ключевой ставки – отличный рецепт для проинфляционных факторов, для роста экономики необходимы инвестиции, рынки сбыта и понятные перспективы возврата данных инвестиций, учитывая, что в феврале начнут действовать ограничения стран Запада на нефтепродукты, а цены на российскую нефть могут продолжить снижаться, нас, скорее, ждет стагфляция, чем экономический скачок», — отметил директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

«Россия уже к ноябрю 2022 года получила нефтегазовых доходов на 10,6 трлн рублей, против 9 трлн рублей за весь 2021 год. Плюс к этому, по словам Максима Орешкина, на счетах российских предприятий скопилось около 8 трлн рублей остатков. Это хорошие предпосылки для экономического роста в стране, — считает исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс» Артем Тузов. — Учитывая минимальную за последние шесть месяцев инфляцию, есть все возможности инвестировать в России не боясь получить прирост инфляции. Эти предпосылки действительно могут привести к мощнейшему росту экономики РФ в 2023 году. Как это ни странно, разрыв экономических связей с Западом ведет к росту ВВП. Импортные товары и услуги увеличивали ВВП других стран. А импортозамещение увеличивает ВВП России. С введением потолка цен на нефть экономика российских нефтяных компаний по сравнению с 2022-м годом никак не изменится. Поскольку западные страны, начиная с февраля и так не покупали российские нефть и нефтепродукты. Реальность в том, что во многих секторах российской экономики освободился рынок суммарно на десятки триллионов рублей, ранее занятый западными поставщиками. Это вопрос времени, когда российские инвесторы сочтут соотношение риска и доходности адекватным и направят капиталы в экономику РФ».

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
аналитики, экономика, восстановление
Поделиться
Похожие новости