Новость экономики

Эксперты объяснили рост экономического оптимизма россиян на фоне девальвации рубля

Эксперты объяснили рост экономического оптимизма россиян на фоне девальвации рубля

Фото © «Московская газета»

21.07.2023 в 10:30:00
2192

Если у человека есть работа, он видит спрос на рынке труда, доходы хотя бы немного, но подрастают, полки в магазинах не пустеют, а катастрофические прогнозы, на которые был так богат прошлый и частично текущий год, не сбываются, это ведёт к росту экономического оптимизма. Об этом сообщил «Московской газете» Артём Шахурин, эксперт ИК «ИВА Партнерс»

Насколько оправдан такой оптимизм? Особенно на фоне девальвации рубля, роста дефицита бюджета и рисков разгона инфляции, о которых предостерегает глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина?

«Основания для оптимизма могут быть связаны с сочетанием ряда факторов, поддерживающих внутренний спрос в 2023 году. Низкая безработица, кадровый дефицит способствуют повышению зарплат, хотя и неравномерному по отраслям, индексируются социальные пособия и пенсии. Согласно данным Росстата средняя номинальная зарплата увеличилась в январе-апреле на 11,4% (год к году), а на фоне замедления инфляции статистически ускорили рост и реальные зарплаты в апреле (апрель +10,4% (г/г), январь-апрель +4,2% (г/г)). Наиболее высокие темпы роста зарплат отмечаются в отраслях, часто ассоциируемыми с гособоронзаказом. По данным Росстата, средняя пенсия в январе-мае увеличилась на 14,5% г/г, в реальном выражении на 8,0% (г/г). С марта ускорился рост розничного кредитования, что также поддерживает потребительский спрос. Рост дефицита бюджета (связанный с ускоренным ростом госрасходов в начале года), вероятно, пока не ощущается многими респондентами как угроза – ведь часть расходов бюджета превращается в рост их доходов (зарплаты бюджетников, госслужащих, работников предприятий ОПК, часть семей получает выплаты, связанные с военной операцией) и вселяет в них оптимизм. В то же время опросы инФОМ, которые проводятся по заказу ЦБ РФ (последний обзор доступен за июнь), показывают, что индекс потребительских настроений (ИПН) в целом несколько снизился, хотя и оставался вблизи максимумов с первой половины 2018 года. Снижение ИПН произошло в основном за счет ухудшения ожиданий респондентов: «Снизились оценки перспектив изменения экономических условий в стране на год и пять лет вперед, а оценки перспектив личного материального положения на год вперед увеличились». Доля опрошенных, предпочитающих не откладывать свободные деньги, а тратить их на покупку дорогостоящих товаров, увеличилась до 31,4%. Ускорившееся с июня ослабление курса рубля уже транслировалось в скачок инфляционных ожиданий (данные июльского опроса инФОМ) почти на 100 б. п. – с 10,2% до 11,1%. С одной стороны, краткосрочно это может подстегнуть потребительский ажиотаж («надо покупать сегодня, пока слабый курс рубля не полностью отразился на рублевых ценах»). Однако по мере того, как эффект от ослабления рубля будет транслироваться в ускорение инфляции, а в ответ на это ЦБ РФ будет повышать ключевую ставку, что сделает кредиты менее доступными, спрос может начать замедляться. Другим возможным фактором замедления спроса (и уменьшения оптимизма) может стать и бюджетная консолидация – динамика июня показала замедление роста расходов, и, по данным СМИ, правительство поддержало предложение Минфина о «фронтальном сокращении» на 10% всех незащищенных расходов бюджета в будущем году», — рассказала «Московской газете» Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам».

«Граждане, оценивая перспективы своего уровня жизни, как правило, не вникают глубоко в экономическую аналитику и статистические выкладки. Поэтому опасения ускорения инфляции, вопросы наполнения бюджета и прочие темы, которые бурно обсуждают между собой чиновники и экономисты, играют в формировании таких оценок очень небольшую роль. Если у человека есть работа и он видит спрос на рынке труда, доходы пусть не очень значительно, но подрастают, полки в магазинах не пустеют, а катастрофические прогнозы, на которые был так богат прошлый и частично текущий год, не сбываются, это ведёт к росту экономического оптимизма. И пока население не ощутит на себе каких-то негативных сигналов, а будем надеяться, в ближайшее время этого не произойдёт, настроения будут улучшаться. В то же время девальвация рубля, которая произошла в последние месяцы, на реальной жизни значительной части населения существенно не сказалась. От привычки хранить сбережения в валюте граждане постепенно избавляются, чему, в частности, способствовали прошлогодние события. Количество зарубежных поездок россиян и доля импорта на рынке также снизились. Людям, которые получают доходы в рублях и тратят тоже в рублях, не так уж важно, какой в настоящий момент биржевой курс», — отметил в беседе с изданием Артём Шахурин, эксперт ИК «ИВА Партнерс».

Как обстоит дело с реальными доходами населения, и, в частности, с восприятием самими гражданами этой реальности?

«Когда речь идет об улучшении уровня жизни можно рассматривать несколько показателей: абсолютные показатели — уровень бедности. То есть доля населения, у которой среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума. С 2021 года методология определения бедности изменилась. Граница бедности определяется как 44,2% от медианного дохода. Уровень бедности на протяжении последних лет сокращается с 12,9% в 2018 году до 9,8% в 2022 году. В основном это происходит за счет введения различных мер социальной поддержки. Прожиточный минимум и граница бедности определяют объективный уровень бедности. Прожиточный минимум основывался (до 2021 года) на продуктовой корзине. Это был уровень минимального потребления продуктов питания. В 2021 году границу бедности привязали к медианному доходу (44,2%), что является аналогом относительного показателя бедности. Помимо абсолютных показателей бедности измеряется относительная бедность. Уровень бедности снижается, уровень неравенства — тоже. По крайней мере согласно официальной статистике. Отдельно выделяются субъективные оценки и депривации. То, как население оценивает собственное благосостояние. В том числе ожидания. Данных на 2023 год у нас нет. Но субъективные оценки бедности/богатства часто не коррелируют с объективными (абсолютными/относительными) оценками. Другими словами: бедные люди часто себя не считают бедными и, наоборот, небедные часто себя считают бедными», — сообщил «Московской газете» Сергей Тер-Акопов, научный сотрудник Центра качественных исследований социальной политики НИУ ВШЭ.

Ранее стало известно, что основания для улучшения своего уровня жизни в ближайший год видят 34% граждан РФ, явствует из опроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Россиян, опасающихся снижения уровня жизни, оказалось почти впятеро меньше (7%). Не ждут изменений для себя на ближайший год 43% респондентов.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
экономика, оптимизм, девальвация
Поделиться
Похожие новости