Новость экономики

Финансовые аналитики назвали последствия роста частных закупок автомобилей за рубежом

Финансовые аналитики назвали последствия роста частных закупок автомобилей за рубежом

Фото © «Московская газета»

07.06.2022 в 11:28:00
3018

Россияне стали больше привозить легковых авто из-за границы. Востребованность услуги по ввозу подержанных машин из-за рубежа в апреле-мае возросла среди граждан практически в два раза (93%) по сравнению с прошлым годом, что обусловлено дефицитом новых автомобилей на российском рынке, следует из данных исследования сервиса «Авито Авто», передает «ПРАЙМ»

На фоне санкций ввоз машин с пробегом стал одним из альтернативных вариантов с точки зрения удовлетворения спроса на авторынке. Топ-10 наиболее востребованных иномарок, которые доставляют под заказ из-за рубежа, в апреле-мае возглавили Honda Freed, Nissan Leaf и Toyota Alphard с долей предложения 2,76%, 2,38% и 2,36% соответственно.

Как вообще работает эта схема, кем, как и откуда ввозятся автомобили? Какова может быть в итоге доля подержанных авто на российском рынке?

«Увеличение ввоза автомобилей с пробегом из-за рубежа связано с введёнными санкционными ограничениями и уходом ряда автомобильных брендов с российского рынка. Потребители уже привыкли к разнообразию марок и не готовы отказаться от него. Ввозить автомобили могут как непосредственно для продажи, так и для того, чтобы разобрать и получить запасные части для ремонта и обслуживания эксплуатируемых здесь машин. Скорее всего автомобили ввозят из стран, которые не ввели различные ограничения в отношении России. Но не исключено, что ввозят и машины из других государств, но такие поставки могут осуществлять по сложным схемам из-за невозможности организовать их напрямую в РФ. Вероятно, участвовать в поставках автомобилей из других стран могут как компании, так и физические лица. Причём юридические лица могут ввозить автомобили издалека, покупая сразу несколько единиц, а частные – из ближних стран, для личного пользования, хотя в обоих случаях возможны варианты», – рассказал «Московской газете» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Будут ли этим заниматься крупные компании или частники? Можно ли сказать, что классические автосалоны, торгующие новыми авто, уходят в прошлое и следует ли ожидать передела рынка?

«Классические автомобильные салоны в прошлое не уйдут, тому есть несколько причин. Во-первых, они формируют основу рынка, потребители к ним привыкли, у автомобильных салонов есть необходимые ресурсы для продолжения такого формата работы. Во-вторых, производители автомобилей вряд ли станут сотрудничать с тысячами частных лиц для продвижения своей продукции – им удобнее работать с десятками салонов. В-третьих, покупка автомобилей в других странах и их перевозка сюда – это хлопотное и затратное дело, на которое пойдут не все, а автосалоны знают, как это делается. Так что значительного изменения структуры отечественного автомобильного рынка ждать не стоит, салоны по-прежнему останутся основным его элементом. Разнообразие на дорогах страны сохранится в первую очередь за счёт того, что в стране уже имеется значительное количество машин, которые продолжат эксплуатировать. Не исключено, что некоторые автомобильные бренды сюда вернутся, что поддержит авторынок, не говоря уже о том, что многие автопроизводители в РФ остались. Можно ожидать появления новых марок, которых раньше не было. Да и поставки из других стран, которые уже происходят, тоже будут способствовать насыщению отечественного автомобильного рынка», – отметил эксперт.

Как все это отразится на ценах?

«Что касается цен на автомобили, то, к сожалению, они продолжат расти в первую очередь из-за сложной ситуации в экономике, увеличения стоимости товаров и услуг, перебоев в глобальной цепочке поставок. Однако не исключено, что на отдельные модели производители могут понижать цены на короткий период, чтобы стимулировать спрос и освобождать склады», – добавил Дмитрий Баранов.

Эксперты отмечают, что для крупного автобизнеса схемы параллельного импорта малоинтересны.

«Доля автомобилей с пробегом на российском рынке составляет примерно 60% от общего числа. К концу марта продажи авто с пробегом в возрасте до трёх лет увеличились примерно на 30% к 2021 году. Схема ввоза машин через физических лиц пользовалась спросом еще в 2021 году (на фоне пандемии), она была актуальна в условиях дефицита. Несмотря на легализацию параллельного импорта для юридических лиц, официальные автодилеры не будут использовать схемы поставок в обход действующих санкций. Авто с пробегом системно закупаются у частных продавцов, в зависимости от текущего уровня спроса», – сообщили изданию в пресс-службе ГК «Автодом».

Как все это отразится в итоге на качестве отечественного автопарка?

«Ввоз автомобилей из-за рубежа, безусловно, повлияет на качество российского автопарка. Поскольку покупка такого авто через физических лиц несет за собой определенные риски, такие как приобретение автомобиля ненадлежащего качества сборки, неадаптированного под дороги РФ и прочее. Дополнительно на него не распространяется гарантия производителя. Поэтому при покупке автомобиля, привезенного из-за рубежа, рекомендуется обратиться в официальный сервисный центр для проведения диагностики и выявления неисправностей», – отметили в «Автодоме».

«Услуги по ввозу автомобилей из-за рубежа будут распространены в большей мере у физических лиц, поскольку для официальных дилеров этот процесс сопряжен с определенными сложностями в логистических цепочках и налогообложении. Параллельный импорт авто с пробегом снизит уровень дефицита на российском авторынке. Ставка автокредитования зависит от многих факторов – в первую очередь от ключевой ставки ЦБ. Мы ожидаем снижения ставки до 15-17%», – сообщили в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».

«Учитывая, что большинство автомобилей из ЕС завезти нельзя официально, остаются услуги посредников. Активного роста вторичного рынка автомобилей ждать не стоит. Но определенные возможности существуют. Как вообще работает эта схема? Автомобили вывозятся либо через страны ЕАЭС, либо через личное приобретение в ЕС и дальнейший вывоз в Россию. В основном это частная инициатива. Следует ждать возврата к практике «лихих девяностых», когда авто из-за рубежа возили все кому не лень? К этому все и приходит. Автосалоны останутся как площадка продажи автомобилей по комиссии. Параллельно будет расти доля китайских и корейских автомобилей», – рассказал «Московской газете» исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «УНИВЕР Капитал» Артем Тузов.

Аналитики отмечают, что рынок подержанных авто бьет рекорды.

«В 2021 году было продано почти 6 млн (+8% за год) авто с пробегом, и это рекордная цифра за последние семь лет. Продажи на рынке новых автомобилей по итогам 2021-го составили 1,67 млн единиц (+4% за год). И скоро год как они ежемесячно демонстрируют отрицательную динамику. В 2022 году на фоне роста цен, дефицита новых авто, санкционных ограничений, падения реальных доходов населения и покупательского спроса рынок продаж новых автомобилей обновил рекордные минимумы. Так, продажи новых машин по итогам четырёх месяцев 2022 года составили, по данным АЕБ, всего 293,8 тысяч новых а/м (-43% к январю-апрелю 2021 года). За аналогичный период, согласно данным «Автостат», в России было куплено почти 1,5 млн подержанных легковых автомобилей – на 17% меньше, чем за январь – апрель 2021 года. То есть сейчас соотношение новых и подержанных авто в продажах составляет один к пяти», – отметил в беседе с «Московской» эксперт «Открытие Авто» Сергей Власов.

Как происходит заказ машины из-за рубежа на практике, и кто этим занимается?

«Текущая рыночная ситуация, в первую очередь дефицит новых машин, повысила спрос на услуги по ввозу автомобилей с пробегом из-за рубежа. Заказчик, как правило, самостоятельно подбирает варианты онлайн, договаривается с продавцом и далее обращается к фирме-посреднику для перегона и оформления. Традиционно подержанные автомобили ввозят из Японии, Европы и США. В последнее время к ним добавились страны Ближнего Востока и ЕАЭС», — отметил эксперт.

Будут ли этим заниматься крупные компании или частники?

«Перегон и последующее оформление автомобиля из-за границы являются достаточно сложными процедурами, на которые в последнее время наложились санкционные и административные ограничения. Уже давно ввозом занимаются в основном специализированные компании, и рынок этих услуг будет расти. Что касается автосалонов, то нехватка новых авто уже стимулировала дилеров активно продавать в шоурумах машины с пробегом, однако по большей части они появляются на складах дилеров за счет сделок трейд-ин и прямого выкупа АСП у частных лиц. Банки, в свою очередь, предлагают также все более выгодные продукты для этого сегмента, который становится все более цивилизованным в текущих условиях», – добавил аналитик.

Как такой параллельный импорт отразится на автокредитовании?

«Сегмент автокредитования постепенно оживает на фоне снижения ставок по автокредитам. При этом фокус выдач автокредитов также смещается на вторичный рынок. Так, к примеру, на финансирование сделок в сегменте АСП в мае 2022 года в банке «Открытие» пришлось 76% заключенных кредитных договоров по сравнению с 62% в мае прошлого года», — резюмировал Сергей Власов.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
автомобиль, цены, рост, последствие
Поделиться
Похожие новости