Новость экономики

Вологодский лес может уйти на переработку китайским компаниям

Вологодский лес может уйти на переработку ки-тайским компаниям

Фото © «Московская газета»

24.11.2024 в 15:03:00
310

Компания «Вологодские лесопромышленники» при активном содействии губернатора Вологодской области Георгия Филимонова выходит на рынок Китая. Это происходит на фоне противоречий между главой Вологодчины и лесопромышленной компанией «Свеза», которая до недавнего времени во многом определяла экономику региона

19 ноября в Пекине в рамках делового визита руководства ГК «Вологодские лесопромышленники» в КНР было подписано стратегическое соглашение о сотрудничестве с Китайской ассоциацией дистрибуции древесины и изделий из дерева (CTWPDA), сообщили «Московской газете» в пресс-службе «ВЛП».

«Это соглашение открывает новые возможности для доступа к покупателям лесопродукции на китайском рынке, — рассказали в пресс-службе. — Группа компаний «ВЛП» активно расширяет свое присутствие на азиатских рынках, включая Китай, Корею и Вьетнам. Открытие нашего торгового представительства в Шанхае является важным шагом в этом направлении. Это позволит нам быть ближе к нашим клиентам, обеспечивая более высокий уровень сервиса и взаимодействия в одном часовом поясе и на одном языке. Также наше присутствие в Китае открывает новые возможности для развития дилерской сети и укрепления связей с конечными потребителями. Что это даст для экономики Вологодской области? Увеличение объемов производства, соответственно, налогов. Компания ВЛП является российским флагманом механической обработки древесины, обладая широчайшим спектром продуктовых категорий и выдающейся сырьевой самодостаточностью. 

В периметре консорциума с нашими стратегическим партнером у нас 9 лесоперерабатывающих завода и 4 крупных лесозаготовительных предприятия. На сегодня по мощностям производства продукции мы входим в национальный ТОП-3 в нескольких независимых сегментах лесоперерабатывающего комплекса. В Китай будем поставлять весь ассортимент продукции. Пиломатериалы хвойных пород высочайшего качества. Наша продукция проходит камерную сушку и калибруется, а также строгается по запросу клиента. Биотопливо, в частности, топливные гранулы или пеллеты. Они являются высокоэффективным и экологически чистым, возобновляемым источником энергии. Твердолиственную фанеру из 100% березового шпона. В 2023 году мы запустили новое суперсовременное производство белой и ламинированной фанеры самого широкого спектра форматов. Мы предлагаем богатый выбор размеров и толщин фанеры для внутреннего и наружного использования. Вся продукция произведена из 100% березового шпона, дающего плитам непревзойденные физико-механические характеристики. ДСП и МДФ в широком диапазоне размеров, толщин и декоров. Объемы лесозаготовки группы компаний увеличиваются в связи с развитием компании и увеличением мощностей».

Для губернатора Вологодской области Георгия Филимонова (при активном участии которого состоялось соглашение между рядом вологодских и китайских компаний, — прим. авт.) это со всех сторон интересный и как всегда неординарный ход, отметил в беседе с «Московской газетой» ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Алексей Громский:

«Понятно, что перед всеми регионами, особенно Северо-Запада, особенно в том, что касается лесопромышленного комплекса, стоит задача переориентироваться на Восток, потому что многие проекты ЛПК были ориентированы на северные страны, страны Европы, оттуда приходили инвесторы. Самая громкая история — с брендом IKEA, для которого, насколько мне известно, много, вплоть до конечной продукции, производилось в Вологодской области. Поэтому прямой рабочий контакт и создание представительства в Шанхае для «Вологодских лесопромышленников» — это большой шаг вперёд и открытая дверь на значительный рынок сбыта. Китайский рынок нуждается в различной продукции деревообработки».

Есть и другой, не менее важный вопрос технического перевооружения в области переработки древесины в силу политико-экономических причин, считает эксперт.

«Обратное движение от китайских производителей в плане перевооружения, обновления мощностей здесь также возможно. «Вологодские лесопромышленники», не являясь компанией-резидентом Вологодской области, тем не менее, являются крупной компанией, у них имеются серьёзные активы и за пределами региона. Сейчас компания становится если не хабом для лесной промышленности макрорегиона, то, по крайней мере, с учётом опыта компании, другие представители отрасли могут облегчить себе доступ на китайский рынок. Есть и важный политический аспект: понятно, что открытие представительства было бы невозможно без прямых усилий губернатора Филимонова и прямых контактов с китайской стороной, определённые лоббистские возможности и связи в дипломатических кругах у него определённо есть, и он реализует их в интересах вологодских компаний и, в частности, «Вологодских лесопромышленников». В плане развития экономики региона мы видим стремление Филимонова встать сразу на несколько «ног», взаимодействовать с различными финансово-промышленными группами, представленными в Вологодской области. На примере «китайского прорыва «ВЛП» это можно ярко наблюдать», — заключил Алексей Громский.

В силу конфликта между губернатором Вологодской области и владельцем «Северстали» Алексеем Мордашовым лесопромышленное предприятие «Свеза», которое связывают с «Северсталью» (по информации РБК со ссылкой на открытые источники, лесопромышленная компания «Свеза» на 49% контролируется холдингом «Севергрупп» Алексея Мордашова, — прим. авт.), может уйти из региона как юридическое лицо, сказала в беседе с «Московской газетой» политтехнолог Юлия Милешкина:

«Могу предположить, что в силу этих событий в Вологодской области появляется свободная лесосека. Условно «свободная», которую можно передать. Но лес как комнатное растение: сегодня хорошие показатели, завтра не очень хорошие, плюс, прошли пожары и т.д. Предполагаю, что лес, который был запланирован под компанию «Свеза», теперь нужно как-то иначе использовать. Сейчас стали актуальны российско-китайские отношения, весь Дальний Восток торгует лесом с Китаем. И Вологодская область не стала исключением. Но, я думаю, что кроме того, что лесосека будет продана не «Свезе», а китайцам, для экономики региона это больше ничего не даст. «Свеза» могла бы купить её за те же, если не за большие деньги, к тому же компания занималась бы переработкой древесины на территории региона, создавая добавочную стоимость, рабочие места и т.д. Китайцы, скорее всего, будут перерабатывать лес у себя, потому что это дешевле и потому что им нужна древесина. Знаете, это как с китайскими туристами в Санкт-Петербурге, которые зачастую останавливаются в тех гостиницах и посещают те рестораны, которые полностью или частично принадлежат китайцам, поэтому, по крайней мере часть денег в результате уходит в КНР. Китай блюдёт только собственные интересы. Так и вологодский лес будет уходить на переработку китайцам. С чужими территориями китайцы обращаются менее бережно, чем со своими, поэтому я допускаю определённый экологический ущерб для Вологодской области. Китайцы довольно жёстко выстраивают отношения с компаниями и с регионами, особенно, если понимают, что у компаний и регионов нет других вариантов сотрудничества».

В 2014 у «Свезы» был проект возведения крупного целлюлозно-бумажного комбината на Рыбинском водохранилище, рассказала собеседница издания.

«В посёлке Рощино Череповецкого района собирались строить экономически независимую зону, перерабатывать и продавать целлюлозу. Но в кризис 2014 года оборудование для создания заводов подорожало в разы, его невозможно было завезти. Проект был заморожен, но лесосека какое-то время оставалась за «Свезой», — предположила Юлия Милешкина.

О конфликте с компанией «Свеза» Георгий Филимонов рассказал в интервью «Ъ». Губернатор отметил, что «компания отказалась участвовать в социально ориентированной работе. Но самое главное — она не стала реализовывать вторую очередь приоритетного инвестиционного проекта по глубокой переработке древесины. Они вложили 6,5 млрд рублей в первую очередь, поэтому мои предшественники держали под них расчетную лесосеку в 1,5 млн кубометров леса». Глава Вологодской области предположил, что «Свеза» может желать оставить себе лес, чтобы «на корню рубить и кругляк продавать». 

«Центр принятия решений — в правительстве Вологодской области. Не на каких-то предприятиях, а только в правительстве Вологодской области», — подчеркнул Георгий Филимонов. «Свеза» ответила на заявление губернатора. 

«Московская газета» обратилась за комментарием в пресс-службу компании «Свеза» и в числе прочего спросила о конфликте с правительством Вологодчины и возможном пересечении интересов с «Вологодскими лесопромышленниками».

«Первый этап инвестиционного проекта компания полностью успешно завершила в 2023 году, инвестировав в модернизацию производственных мощностей 6,6 млрд рублей и создав более 100 новых рабочих мест, — сказал изданию представитель компании «Свеза». — Концепция проекта, включающая первый этап инвестиций, ранее прошла все уровни согласования, в том числе в Департаменте лесного комплекса Вологодской области, Рослесхоза и Минпромторга РФ. На реализацию второго этапа по строительству лесопильного производства «Свеза» планировала направить еще 2,4 млрд рублей. Инвестиционное соглашение по строительству было подписано в начале 2022 года, в досанкционное время. Актуализация проектных расчетов показала, что строительство лесопильного завода в текущих условиях будет убыточным. «Свеза» на законных основаниях может запрашивать пересмотр концепции приоритетного инвестпроекта. Измененный инвестиционный проект полностью соответствует требованиям основного нормативного документа, регулирующего деятельность по приоритетным проектам в области освоения лесов. При этом «Свеза» планирует оставить за собой ровно тот объем расчетной лесосеки, который требуется для уже реализованного и введенного в эксплуатацию первого этапа проекта, что подтверждается расчетами. Эта лесосека необходима, чтобы уже созданные производственные мощности продолжали работу. Также мы подчеркиваем, что наша компания использует заготавливаемые ресурсы исключительно для выпуска продуктов с высокой добавленной стоимостью. «Свеза» последовательно выступает за ограничения экспорта «кругляка». Только инвестор принимает решение о том, реализовывать какой-либо инвестиционный проект или нет. При этом мы действуем в интересах экономики всего региона – реализация заведомо неокупаемого проекта нецелесообразна ни для бизнеса, ни для Вологодской области в целом. В текущих условиях строительство лесопильного производства приведет к нерациональному использованию лесных ресурсов, выпуску продукции с низкой добавленной стоимостью, отсутствию налогооблагаемой базы на прибыль, снижению уровня зарплат на производстве. Таким образом, это существенно ухудшит бюджетную и социальную эффективность проекта». 

О взаимоотношениях владельца «Северстали» Алексея Мордашова и главы Вологодчины Георгия Филимонова «Московской» газете дал любопытный комментарий директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. По словам эксперта, «Северсталь» имеет рычаги воздействия на губернатора, но есть одно «но».

«Георгий Филимонов ищет и развивает новые точки развития Вологодской области в различных сферах, — сказал изданию ведущий аналитик АПЭК Алексей Громский. — Происходит перестройка взаимоотношений регионального правительства и субъектов экономической деятельности. Мне кажется, руководство «Северстали» рано или поздно примет новые правила игры, согласно которым правительство региона с равной доброжелательностью взаимодействуют и с «Северсталью», и с «ФосАгро», и с «ВЛП», и с другими драйверами развития экономики Вологодчины».

Вологодская область является одним из основных субъектов в лесном хозяйстве страны, по количеству лесов регион входит в число крупнейших, по данным Федерального агентства лесного хозяйства (ФАЛХ), лесистость его территории на конец 2023 года составила 68,3%, рассказал «Московской газете» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов:

«Лесное хозяйство Вологодской области развивается; у него есть перспективы. Деревообрабатывающая отрасль в регионе также развивается, здесь работают несколько десятков предприятий, которые производят разную продукцию из древесины. Причём здесь есть как предприятия, которые работают уже не один десяток лет, так и новые, например, в феврале 2024 года в области был запущен завод «Свеза Новатор» по производству фанеры. Вологодская область прекрасно подходит для сотрудничества с Китаем в области лесного хозяйства и деревообработки, такое взаимодействие между сторонами тем более актуально, что оно отвечает стремлению сторон расширять его в этой сфере. В конце мая 2024 года состоялось 19-е заседание постоянной российско-китайской рабочей группы по освоению и использованию лесных ресурсов подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, на котором стороны обсудили вопросы расширения российско-китайского взаимодействия в области лесопромышленного комплекса. Заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров, в частности, сказал, что считает важным снижать барьеры в торговле и транспортировке продукции, развивать перспективные направления взаимодействия между сторонами. Намерение вологодской компании открыть представительство в КНР отвечает не только её интересам, но и принципам сотрудничества между странами в сфере лесного хозяйства и деревообработки. Компания получает возможность приблизить свою продукцию к китайским клиентам, это положительно скажется на её цене, повысит узнаваемость на зарубежных рынках. Область получит поступления в бюджет от таких поставок, местные компании могут получить заказы от неё на различные товары и услуги, которые необходимы для поставок в Китай. Не исключено, что компании потребуются новые сотрудники для обеспечения поставок в КНР, а это увеличение занятости в регионе. Также другие лесопромышленные компании области могут заинтересоваться примером компании и тоже откроют представительства в Китае или других странах, это повлияет на экономику региона, увеличит валютные поступления».

Сейчас Вологодская область — третий по объемам заготовки древесины регион России, уступающий по этому показателю только Иркутской области и Красноярскому краю, в 2023 году на нее пришлось около 7,5% от общероссийской заготовки древесины, рассказал «Московской газете» эксперт по лесам, устойчивому лесному хозяйству и пожарам в проекте «Земля касается каждого» Алексей Ярошенко:

«Потенциал региона еще выше благодаря хорошим условиям для развития лесного хозяйства: это еще не очень суровый север, климат благоприятен для роста деревьев, продуктивность лесов достаточно высока для интенсивного лесовыращивания, при этом есть относительно развитая инфраструктура, да и с трудовыми ресурсами не так плохо, как во многих других регионах таежной зоны. Но, конечно, чтобы лесное хозяйство Вологодчины эффективно развивалось – еще очень многое нужно сделать, причем не все может сделать сам регион. Лесной кодекс РФ 2006 года и выстроенная на основе этого кодекса система управления лесами пока не способствует такому развитию. По сути, сейчас в Вологодской области, как и в целом по стране, сохраняется так называемая «экстенсивная» система лесопользования. У Вологодской области – хороший потенциал, чтобы это изменить, но, конечно, это потребует больших усилий и хотя бы пару десятилетий, чтобы эти усилия начали приносить реальные результаты. Что касается сотрудничества с Китаем, думаю, что для Вологодчины это, скорее, тактическая история, чем стратегическая. В краткосрочной перспективе она может что-то принести, но в долгосрочной вряд ли. Во-первых, Китай все-таки слишком далек, и во-вторых, он сам сейчас вкладывает колоссальные усилия в развитие своего лесного хозяйства (больше, чем любая другая страна мира). Кстати, и по лесоразведению на сельхозземлях Китай – абсолютный мировой лидер, государство не только его не запрещает, но и уже лет тридцать интенсивно поддерживает. Наш лес ему нужен разве что как временный источник относительно дешевого и относительно качественного сырья, но большой роли в сырьевом балансе китайского лесного комплекса он уже не играет и с каждым годом будет играть все меньшую. Так что рассчитывать на Китай как на главного стратегического партнера вологодскому леспрому точно не стоит».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Вологодская область, лес, Китай, Георгий Филимонов, «Свеза»
Поделиться
Похожие новости