Мария Лемешева: «Инициативность и ответственность за свои поступки — главные черты характера у подростков в современном российском кино»
Конец июня — знаковое время для каждого одиннадцатиклассника. Именно в этот период по всей стране проходят выпускные балы, дающие возможность вчерашним школьникам оглянуться на годы, которые они провели за партами, и сделать шаг навстречу своему будущему
Какие они — сегодняшние выпускники? Что их интересует, чего они хотят добиться от жизни? Отличаются ли они от тех школьников, которые получали аттестаты лет 5–10 назад? И можно ли эти изменения проследить через кино? С этими вопросами мы обратились к киноэксперту, редакционному директору журнала «КиноРепортер» Марии Лемешевой.
— Мария, как вы для себя формулируете, что такое выпускной вечер?
— С одной стороны, это, бесспорно, праздник, а с другой, у этого вечера огромное символическое значение: ребята завершают огромный жизненный отрезок и начинают новый. Я не очень люблю прилипчивые ярлыки типа «прощание с детством», но тем не менее это важное событие в жизни каждого. Мне кажется, что сегодняшние выпускники в чем-то гораздо взрослее своих сверстников, закончивших школу лет 15–20 назад. И тут речь не о возрасте, а о жизненных установках.
— На ваш взгляд, в воззрениях молодежи что-то меняется?
— Вы знаете, мне кажется, что да. Так как я прекрасно понимаю, что будущее как раз за ними, то достаточно внимательно слежу за тем, что им интересно. И если еще несколько лет назад казалось, что мы упустили молодое поколение, что кроме высокого дохода их мало что интересует, а знания, социальная значимость и уважение к профессии отошли на второй план, то сейчас это медленно, но меняется. Мы начали отходить от довольно опасной западной модели, сформулированной как рекламный слоган «ты этого достоин», причем просто по факту своего существования. Сегодня мы снова начали понимать, что этого мало, на одних амбициях далеко не уедешь. Придется и учиться, и потом постоянно совершенствоваться.
Так, в прошлом году представитель ВЦИОМ отметил, что самыми престижными профессиями россияне назвали специалистов в области IT и компьютерных технологий, затем идут работники медицинской сферы, третье место заняла военная служба. Еще один интересный факт был опубликован совсем недавно: при выборе профессии ее социальная значимость оказалась в два раза важнее, чем ее престиж. Надеюсь, что тенденция продолжится.
Помните, как говорил герой фильма «Курьер» Карена Шахназарова: «вот тебе пальто, носи и мечтай о чем-нибудь великом».
Мы все стали гораздо серьезнее относиться к таким вещам, как профессия, дом, семья, родина.
Надеюсь, что кино тоже внесло в это определенный вклад. Заметьте, у нас снова появились картины, где герои — профессионалы своего дела, причем в самых разных сферах. Врачи, космонавты («Вызов»), деятели искусства («Актрисы», «Балет»), люди, стоящие на страже национальной безопасности («Командир»). Мы снова начали говорить о человеке на своем месте, а не только о деньгах. Мне кажется, что ребята это чувствуют.
— Тогда какие они — современные подростки и выпускники?
— Во-первых, они очень серьезно относятся к своему будущему: большинство из них сумело определиться с выбором профессии задолго до последнего звонка, и они потратили не один год, осваивая азы своей будущей специальности: занимались в специализированных классах, заканчивали курсы, выигрывали олимпиады.
Во-вторых, они отлично уживаются в двух мирах: в реальном и виртуальном, поэтому по некоторым параметрам социализированы лучше, чем мы с вами.
При этом особенности подросткового возраста никуда не делись: у ребят по-прежнему обостренное восприятие действительности, склонность к чересчур эмоциональным, импульсивным поступкам и т.д. Подростки тратят много времени на то, чтобы разобраться в себе, наладить коммуникацию с друзьями и старшими родственниками, и как бы пафосно это ни прозвучало — найти свое место в жизни.
Кстати, во многом это связано с тем, что возможностей для молодых людей сегодня больше, чем лет 10–15 назад. Это видно даже по сюжетам, которые проникают в кино. К примеру, дебютная работа Александра Фомина «Молодой человек». В ней герой Павла Табакова, которому около тридцати, притворяется выпускником школы, чтобы выиграть грант для старшеклассников. С одной стороны, это очень точный психологический момент: когда мы запутались на жизненном пути, наша психика интуитивно пытается вернуться в тот момент, когда все было хорошо (в данном случае — в школу). С другой — 15 лет назад шансов такого рода у нашего героя не было, потому что грантовых конкурсов проводилось гораздо меньше.
— А как выглядит выпускной сегодня в кино?
— Очень по-разному: многое зависит от режиссера, его задач, выбранной стилистики и, конечно, жанра. Но если помните, в 2014-м вышла киноподелка «Выпускной» Всеволода Бродского — пошловатая черная комедия о молодых людях, которые превращают прощание со школой в разгульный шабаш. К счастью, сейчас такие фильмы практически не снимаются (во всяком случае, до широкого проката они не доходят). Тем не менее, в жанровом кино вечеринки с участием старшеклассников встречаются довольно часто. Взять хоть сериал «Цикады» Евгения Стычкина — атмосферный и интригующий детектив, дающий понять, что родители далеко не всегда хорошо знают своих детей.
— Кстати, мне кажется, что фильмов и сериалов, посвященных отношениям «отцов и детей», сегодня стало ощутимо больше.
— Их всегда было много: конфликт поколений — один из самых распространенных в истории драматургии. Но вы правы: количество проектов, в центре которых — молодые парни и девушки с их проблемами и жаждой разобраться в себе, постоянно увеличивается. Связано это в первую очередь с тем, что за последние десять лет в кино пришло много молодых режиссеров (сказывается государственная программа поддержки дебютантов), а молодые, естественно, снимают о молодых.
Но тут дело даже не в количестве, а в очень важной тенденции, на которую я бы хотела обратить внимание. Еще несколько лет назад самыми востребованными были проекты, снятые в духе «Трудных подростков»: их герои — уличная шпана, чей ворох проблем вмещает в себя чуть ли не весь уголовный кодекс. Сейчас авторы стараются не злоупотреблять шокирующими элементами, сохраняя при этом высокий уровень откровенности. В качестве примера предлагаю посмотреть фильм-победитель кинофестиваля «Маяк» — «Каникулы» дебютантки Анны Кузнецовой. Речь в нем идет об участниках школьного театра (подростках и их руководителях), приехавших на фестиваль. Здесь нет каких-либо бьющих наотмашь откровенностей, вроде «гоп-стопа» в подворотнях или употребления запрещенных веществ. Но есть серьезная попытка заглянуть в запутанный мир подростков, впервые столкнувшихся с недетскими проблемами.
— Какие еще современные фильмы о подростках вы можете порекомендовать?
— Я бы с удовольствием проголосовала за хорошее мотивирующее кино. Например, совсем недавно на экраны вышла спортивная драма «Мой любимый чемпион» Александра Данилова. Это история юной Саши, которая мечтает заниматься конным спортом. И пусть мама не одобряет увлечения дочери — девочка оказывается дальновиднее и находит возможность ее переубедить.
Такими же решительными оказываются и ребята из проекта возрожденной киностудии имени Горького — «Чижик-Пыжик возвращается» Элины Суни. Школьники пытаются самостоятельно спасти важную для города реликвию — и начинают независимое расследование, не прося помощи взрослых. Делают они это не ради денег или лайков в соцсетях, а пытаясь решить семейный конфликт, перед которым «умудренные опытом взрослые» давно спасовали.
И вот именно это черта меня и привлекает в современных подростках, которые появляются на экране, — инициативность, решительность, готовность принимать самостоятельные решения без подсказок со стороны старших — и брать на себя ответственность за сделанный выбор.
— С такими подростками и в космос лететь не страшно!
— Надеюсь, что в космос наши киноподростки в скором времени действительно полетят! Помните советский фильм середины семидесятых «Отроки во вселенной»? Так вот: очень бы хотелось увидеть ремейк! Пока же наслаждаемся только победой старшеклассника над космическими пиратами: я говорю о вольной экранизации повести Кира Булычева «Сто лет вперед» (режиссер Александр Андрющенко). В ней юный Коля Герасимов умудряется обхитрить противника, который сильнее его в десятки раз, причем не только физически. И это снова очень интересный и востребованный тип героя-подростка — инициативного, ироничного и не готового предавать своих близких.
Кстати, Колю в «Сто лет тому вперед» сыграл молодой актер Марк Эйдельштейн, получивший в этом году премию «Аванс», учрежденную нашим журналом «КиноРепортер». Сейчас в принципе очень много ярких молодых артистов — Валентина Ляпина, Анна Пересильд (тоже лауреат нашего «Аванса»), Рузиль Минекаев, Ева Смирнова и многие другие. Вскоре их ряды пополнят сегодняшние выпускники. Мне кажется, сегодня стоит делать ставку на молодых.
-
Научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд рассказал, какая погода ожидает выпускников московских школ на предст...24.06.2022 в 14:37:003339
-
Сегодня депутаты Госдумы обсуждали законопроект, который поддержит студентов средне-специальных учебных заведений (ссузо...21.06.2022 в 19:43:002427
-
Выпускников интернатов и детских домов планируется привлечь к проекту по строительству Байкальско-Амурской магистрали ...11.11.2021 в 16:11:002097
-
Школьников лишают перспектив, полагают эксперты15.09.2019 в 18:48:006093
-
Выпускникам школ предложили отказаться от привычных традиций19.06.2019 в 13:17:002677
-
Большинство российских работодателей оценивают качество подготовки выпускников вузов как среднее (55%) или н...13.07.2016 в 18:15:004293