Пейзажи исчезнувшей России: в Москве открылась выставка краснодарского художника Владимира Мигачева
Владимир Мигачев — один из немногих живописцев, которые свое творчество посвящают России уходящей. На его полотнах запечатлена не такая уж глубинка — места в центральной части страны, где совсем еще недавно существовали многочисленные деревни и поселки. Впечатление картины, несмотря на несомненный талант художника и его авторский неповторимый стиль, производят удручающее.
Привычный милый глазу сельский пейзаж с низкими домиками, стадами коров и яблоневыми садами исчезает. Вместо него мы видим урочища, которыми на картах обозначаются территории уже несуществующих поселений. Художник своими работами поднимает проблему Руси уходящей, о которой еще в начале прошлого века писал Сергей Есенин, только тогда причиной была революция. А что сейчас?
Свою выставку художник назвал «Внутренняя миграция». Экспозицию составили пейзажные полотна, написанные в последние два года. За это время Мигачев объехал шесть областей Центральной России и совершил своего рода «внутреннюю миграцию», погрузившись в культуру урочищ. В экспозиции представлено сразу три работы с названием «Урочище». На них изображена пустота: низкая линия горизонта и огромное небо. Больше там нет ничего, только наклеенные бинты на тех местах – «как на шрамах», – где и были когда-то строения.
Владимир Мигачев рассказывает, что в прошлом году под Краснодаром, одна женщина попросила сфотографировать ее и ее родных на фоне бывшего селения, где она когда-то жила, на фоне зарослей травы, брошенных садов, то есть, на фоне пустоты… Тогда у него и родилось название проекта «Внутренняя миграция», поскольку он все это пропускает через себя. А начало ему положило простое рассматривание топографических карт, где все больше и больше становится урочищ. За последние двадцать лет в России исчезли тысячи деревень. По прогнозам некоторых демографов, к 2025 году 96% процентов сельских жителей станут горожанами. Такими темпами сельское население в России исчезнет полностью. Вот эту печальную статистику художник и отразил в своих пейзажах. По его мнению, на месте заброшенных деревень в ландшафте образуются шрамы. Как говорит художник, обследовавший Ростовскую, Воронежскую, Липецкую, Тульскую, Калужскую и Орловскую области, – «шрамирование» – то, что остается от пейзажа вследствие этой самой внутренней миграции.
Работы Мигачева привлекают внимание и своей необычной техникой. В создании картин он применяет такие нетрадиционные для живописи материалы, как зола, кварцевый песок, уголь, глина и даже обычный чернозем. Так художник превращает краску не только в цвет и свет, но и в фактуру, материю, плоть.
И все же в каждой картине художника можно увидеть светлое пятно – надежду, что все еще может измениться к лучшему, без этого жить и творить попросту невозможно.
-
Выставка «Выстрел 2017!» – это не только знакомство со стрелковым миром, но еще и встречи с знаме...25.08.2017 в 11:18:003776
-
На выставке около 200 экспонатов. Любопытной особенностью является то, что экспозиция постоянно обновляется новыми предм...07.04.2017 в 19:34:003357
-
Гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова прогнозирует большой интерес к выставке «Зинаида Серебрякова&...04.04.2017 в 11:47:006695
-
В музее «П.И. Чайковский и Москва» (филиал Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М.И...23.01.2017 в 19:26:003772
-
В минувшие выходные на территории Винзавода прошла уникальная выставка, первая в своем роде. По итогам мероприятия 25 ко...03.11.2016 в 18:52:003226
-
Люди играющие, homo ludens, милы сердцу богов – если верить «Законам» Платона (Эту мысль отметил...08.09.2016 в 10:41:003659