Новость культуры

Пейзажи исчезнувшей России: в Москве открылась выставка краснодарского художника Владимира Мигачева

Пейзажи исчезнувшей России: в Москве открылась выставка краснодарского художника Владимира Мигачева

Фото © «Московская газета»/ Марина Александрина

26.01.2018 в 16:53:00
4533

Владимир Мигачев — один из немногих живописцев, которые свое творчество посвящают России уходящей. На его полотнах запечатлена не такая уж глубинка — места в центральной части страны, где совсем еще недавно существовали многочисленные деревни и поселки. Впечатление картины, несмотря на несомненный талант художника и его авторский неповторимый стиль, производят удручающее.

Привычный милый глазу сельский пейзаж с низкими домиками, стадами коров и яблоневыми садами исчезает. Вместо него мы видим урочища, которыми на картах обозначаются территории уже несуществующих поселений. Художник своими работами поднимает проблему Руси уходящей, о которой еще в начале прошлого века писал Сергей Есенин, только тогда причиной была революция. А что сейчас?

VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг

Свою выставку художник назвал «Внутренняя миграция». Экспозицию составили пейзажные полотна, написанные в последние два года. За это время Мигачев объехал шесть областей Центральной России и совершил своего рода «внутреннюю миграцию», погрузившись в культуру урочищ. В экспозиции представлено сразу три работы с названием «Урочище». На них изображена пустота: низкая линия горизонта и огромное небо. Больше там нет ничего, только наклеенные бинты на тех местах – «как на шрамах», – где и были когда-то строения.

Владимир Мигачев рассказывает, что в прошлом году под Краснодаром, одна женщина попросила сфотографировать ее и ее родных на фоне бывшего селения, где она когда-то жила, на фоне зарослей травы, брошенных садов, то есть, на фоне пустоты… Тогда у него и родилось название проекта «Внутренняя миграция», поскольку он все это пропускает через себя. А начало ему положило простое рассматривание топографических карт, где все больше и больше становится урочищ. За последние двадцать лет в России исчезли тысячи деревень. По прогнозам некоторых демографов, к 2025 году 96% процентов сельских жителей станут горожанами. Такими темпами сельское население в России исчезнет полностью. Вот эту печальную статистику художник и отразил в своих пейзажах. По его мнению,  на месте заброшенных деревень в ландшафте образуются шрамы. Как говорит художник, обследовавший Ростовскую, Воронежскую, Липецкую, Тульскую, Калужскую и Орловскую области, – «шрамирование» – то, что остается от пейзажа вследствие этой самой внутренней миграции.

Работы Мигачева привлекают внимание и своей необычной техникой. В создании картин он применяет такие нетрадиционные для живописи материалы, как зола, кварцевый песок, уголь, глина и даже обычный чернозем. Так художник превращает краску не только в цвет и свет, но и в фактуру, материю, плоть.

И все же в каждой картине художника можно увидеть светлое пятно – надежду, что все еще может измениться к лучшему, без этого жить и творить попросту невозможно.

Автор: Марина Александрина
ТеГИ
Владимир Мигачев, выставка, ARTSTORY
Поделиться
Похожие новости