Новость культуры

Почему актеры в Театре сатиры людей играют в масках, а животных нет

Почему актеры в Театре сатиры людей играют в масках, а животных нет

пресс-служба Театра сатиры

11.04.2023 в 18:56:00
9288

8 и 9 апреля на детской сцене Театра сатиры в Москве состоялась премьера спектакля «Поющий поросёнок», созданного в партнёрстве с фондом ГИТИСа. Автор сюжета, положенного в основу постановки, Сергей Козлов известен публике по сказкам «Львёнок и черепаха», «Ёжик в тумане» и другим произведениям. В его прозе затрагиваются темы, важные как для детей, так и взрослых. Героями в основном становятся не сказочные существа, а люди и животные, которых можно встретить в реальном мире

В «Поющем поросенке» рассказывается о том, как добрый и открытый поросенок, счастливо живущий у бабушки Дарьи Шмелевой, сначала не знает печали, много путешествует, а вечерами радует домашних веселыми песнями. Но, когда хозяйка дома решает зажарить поросёнка, ему приходится бежать и он попадает в таинственный лес, где знакомится с его обитателями – зайцем, волком и другими зверями. Благодаря помощи новых друзей, поросёнок избегает уготованной ему плачевной судьбы, а сюжет приводит к счастливому финалу.

«Сюжет, предложенный Сергеем Козловым, может восприниматься неоднозначно, — рассказал «Московской газете» режиссер постановки, выпускник ГИТИСа, Ярослав Жевнеров. — Поросенок поет домашним песни, а в ответ его решают зажарить… В лесу он встречается с волком, но волк не съедает поросёнка, а становится его другом... В качестве основы для детского спектакля меня эта пьеса привлекала, во-первых, тем, что еще не ставилась в театре. А во-вторых, мне показалось, что в ней много юмора, тепла и света – того, что сейчас особенно необходимо людям. Не только детскому зрителю, но и взрослому. В частности, она поднимает одну очень важную тему, тему доверия – как заново научиться доверять миру после предательства. Что такое дружба, что такое предательство, как преодолевать этот опыт, как с ним справляться – вот круг тем, которые затрагиваются в постановке. Сергей Козлов всегда говорит нам что-то понятное, простое и одновременно вечное. Все это прекрасно совпало в «Поющем поросенке»: веселый незамысловатый сюжет и глубокие, философские темы. Чтобы раскрыть их перед маленькими зрителями, мы работаем с куклами, используем элементы комедии масок. Артисты играют в масках нескольких персонажей. Одна из наших идей заключается в том, что животные человечнее людей, поэтому животных у нас играют без масок. Этим они становятся ближе ребёнку. Животные открыты друг другу и людям как подростки. А вот взрослых, это бабка с дедом, артисты играют в масках – маски ведут на сцене свою монструозную линию. Ведь историю, рассказанную Сергей Козловым, можно прочитать и так: что поросёнок похож на ребёнка, поссорившегося с родителями и сбежавшего из дома и оказавшегося беззащитным перед огромным незнакомым миром. Однако не всё так плохо, ведь на пути могут встретиться и добрые друзья, готовые помочь, когда тебе трудно».

По словам Ярослава Жевнерова, работа с куклами в этой постановке была, пожалуй, самым интересным художественным моментом.

«С художником Екатериной Эрдель, тоже выпускницей ГИТИСа, мы разработали эту идею – совместить кукольный театр с обычным игровым театром. Особого внимания, на мой взгляд, заслуживают и декорации. На сцене создана реалистичная атмосфера леса, а, благодаря легко трансформируемым конструкциям, мизансцену можно подстраивать под потребности конкретного эпизода. Детский театр в Театре сатиры более развлекательный, поэтому «Поющий поросенок» в целом вписывается в эту линию. Но, как сказал Сергей Ишханович Газаров, в то же время этот спектакль отличается. Автор пьесы Сергей Козлов в своих произведениях говорит с ребенком на равных, а не просто развлекает его сказкой», — говорит режиссер.

Художественный руководитель Театра сатиры Сергей Газаров рассказал, что «Поющего поросенка» отличает отказ от привычного стереотипа, которому мы часто следуем, делая детскую постановку:

«Имеется в виду необходимость интерактива, вовлечения взрослыми маленьких зрителей в действие. Оказывается, все это можно делать и другими способами. Скажем, не просто выходить в зрительный зал и подхлопывать с детьми, а так, чтобы этот импульс рождался у них самих. Постановка «Поющего поросенка» заставляет обдумывать образы героев, дети начинают сочувствовать им философски. Такой подход в современном театре – явление редкое. Не потому, что это трудно сделать. Как-то так сложилось. Даже на наши спектакли, нашего театра в этом смысле этот спектакль не похож: детям открывается другой мир, в котором они не просто активничают, но еще и размышляют, сочиняют, ассоциируют свои мысли с тем жизненным багажом, который у них уже есть».

Говоря о том, как удалось достичь подобного эффекта Ярослав Жевнеров отметил: «Главным для меня как для режиссера было создать такой процесс работы, чтобы мы сами увлеклись им, как дети. Мы старались увидеть этот сюжет, сценическое действие глазами ребенка. В таком духе проверяли каждую сцену: поймет ребенок ее или нет. А если казалось, что нет, старались придумать решение. В работе над детской постановкой, мне кажется, главное – не терять задор, то, что свойственно юности. Думаю, в каждом из нас живет желание оставаться ребенком. Это, видимо, нас и спасло. В процессе работы над спектаклем мы оставались в каком-то смысле детьми. А что для этого нужно? Искренность. Ведь ребенок видит больше правды, чем взрослый.

Был ли у меня до этого опыт детских постановок? Да, я уже поставил «Сказки Эдгара Аллана По», но этот спектакль предназначен для зрителей возрастной категории «12+» — скорее, он подростковый. А вот для аудитории помладше – это мой первый спектакль. В Театре сатиры есть сцена, которая так и называется «Детская». Там идут только детские спектакли, так что, я думаю, юного зрителя ждет еще много интересного».

Ранее в Театре сатиры рассказали о планах на 99-й сезон, открывшийся в сентябре, и пообещали показать спектакли, поставленные по современным и классическим произведениям. К примеру, сезон открылся премьерой «Где мы?», посвящённой 88-летию президента театра Александра Ширвиндта.

Автор: Елена Янушевская
ТеГИ
театр сатиры, поющий поросенок, спектакль
Поделиться
Похожие новости