Новость общества

Бензин в зоне риска?

Бензин в зоне риска?

Фото © «Московская газета»

15.04.2024 в 12:29:00
1875

Возможен ли дефицит и снижение качества топлива в регионах

«Московская газета» неоднократно писала о возможном дефиците бензина в России ввиду сложностей с санкционным оборудованием для НПЗ и запчастями. Об этой проблеме рассказал изданию ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Инженер-технолог из Нижнего Новгорода Александр Юсипов отмечает снижение производства бензина на заводе «Лукойла» в Нижегородской области. Другой источник «Московской газеты» в нефтепереработке не видит прямой угрозы дефицита топлива, но отмечает сокращение сроков капитального ремонта оборудования НПЗ. Автоэксперт Сергей Логинов видит возможным появление некачественного бензина на мелких АЗС. Игорь Юшков считает, что для этого пока нет предпосылок.

«Кстовский НПЗ «Лукойла» в Нижегородской области испытывал трудности в работе ещё до атаки беспилотников, — рассказал «Московской газете» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Была поломка оборудования, одного из главных агрегатов. Раньше часть запчастей покупали на Западе, теперь эти запчасти запрещено поставлять в Россию. Была проблема с параллельным импортом, поиском аналогов и т.д. На тот момент, когда произошла атака, НПЗ не работал в нормальном режиме. Министр энергетики РФ Николай Шульгинов говорил, что НПЗ планируется отремонтировать к концу апреля. Удастся это или нет, сказать трудно».

Сейчас бензиновый сектор в России находится в зоне риска, отметил аналитик.

«У нас и в прошлые годы 90% бензина потреблялось на внутреннем рынке и только 10% экспортировалось. Нижегородский НПЗ как раз примерно 10% российского бензина и выпускает. Мы уже близки к тому балансу, когда производим столько же, сколько потребляем. Пока не наступил автомобильный сезон, некоторый запас топлива ещё есть. Но пока непонятно, каков этот запас. А с начала мая потребление бензина вырастет. Правительство мониторит эту ситуацию и разрабатывает меры по её регулированию», — рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности.

Понижение экологического класса топлива и разрешение использования различных присадок – это меры, которые правительство может предпринять в случае необходимости, пояснил Игорь Юшков:

«Помимо этого есть возможность увеличения импорта бензина из Белоруссии, организации более быстрой доставки бензина из одного региона в другой – дать приоритет нефтепродуктам в перевозках по железным дорогам, и другие меры. К ситуации готовятся заранее, чтобы не было, как в прошлом году, когда Путин призвал своевременно реагировать на ситуацию с топливом в России. Не факт, что дефицит будет, но он возможен. С дизелем пропорция другая: от произведённого дизеля экспортировали 50%. Там можно сыграть на сокращение экспорта и перенаправление объёмов на внутренний рынок. А с бензином закрыт экспорт за пределы ЕАЭС с марта, и мы уже не производим столько бензина, сколько раньше. Если, как пообещал Шульгинов, к концу весны-началу лета починят все НПЗ, то мы даже будем производить бензин с избытком, и вновь разрешат его экспорт. Какие меры будет принимать или не принимать правительство, будет зависеть от ситуации».

«Дефицит бензина в России возможен из-за атак беспилотников на Рязанский НПЗ и завод «Лукойла» в Нижегородской области, — рассказал «Московской газете» источник в сфере нефтепереработки, инженер-технолог Александр Юсипов (Нижний Новгород). — Все запчасти – санкционные, оборудование также санкционное, и достать его в короткие сроки невозможно. Новых производств по перегонке нефти в бензин пока не открывается, в связи с этим и может возникнуть дефицит».

«Я сейчас участвую в капремонте на одном крупном НПЗ, — сообщил нашему изданию источник в сфере нефтепереработки, бывший инженерно-технический работник с опытом работы в вертикально интегрированных нефтяных компаниях. — Сроки капремонта здесь, как и на других НПЗ, сокращают очень сильно. Из этого я делаю вывод, что вышестоящее руководство требует скорейшего ввода ремонтируемой установки в работу. Что касается дефицита топлива, был существенный избыток мощностей. Однако вполне возможно, что разрешат производство бензина более низкого экологического класса или с добавками. Возможно, такое производство начало осуществляться с 2022 года, это могло объясняться стремлением оптимизировать себестоимость производства бензина в условиях санкций».

«Бензин будет выпущен с завода по паспорту качества в соответствии с регламентом, а вот уже у покупателей этого бензина могут возникнуть мысли добавить присадки увеличив объем, — считает Александр Юсипов. — Думаю, может быть и увеличение цены, и наращивание объёма за счет снижения качества, но именно у АЗС».

«В связи с атаками на НПЗ объём предложения бензина сокращается, правительство ввело меры чтобы максимальное количество бензина и дизеля шло на внутренний рынок, — рассказал «Московской газете» автоэксперт по подбору автомобилей Сергей Логинов. — Чтобы внутренний рынок был насыщен перед посевной, введён временный запрет на экспорт топлива. Но предложения бензина всё равно не так много, как требуется рынку. Поэтому «ноунейм-заправки» разбавляют бензин и дизель. Зимой дизель нужно мешать с дорогостоящими присадками, которые не производятся в России — мы их раньше получали из-за рубежа. Сейчас что-то производится, но качество этого дизеля ниже, чем было. А вот летом дизель не нужно мешать с дорогостоящими присадками. На сетевых заправках можно заправляться, не беспокоясь что у тебя двигатель встанет, на мелких же заправках в топливо могут добавлять что угодно. На «разбодяженном» бензине детонация двигателя становится сильнее, увеличивается шум, вибрация, нагрузка на кузов, а двигатель, если постоянно заправлять машину таким бензином, быстрее выработает свой ресурс».

«Бензин «бодяжат», когда на бирже, где его берут независимые АЗС, он стоит дорого, — отметил Игорь Юшков. — А у вертикально интегрированных компаний, у которых есть своя переработка, цены на бензин в рознице низкие. Поднимешь цены – покупатели пойдут к крупным заправкам. А будешь продавать по их ценам – окажешься в убытках. Тогда есть смысл увеличивать объёмы, и в таких ситуациях возникает всплеск контрафакта. Сейчас ни дефицита топлива, ни высоких биржевых цен на него по стране массово нет».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
бензин, дефицит, топливо
Поделиться
Похожие новости