Новость общества

Блокировка Красного моря может двойственно сыграть для России на нефтяном рынке

Блокировка Красного моря может двойственно сыграть для России на нефтяном рынке

Фото © «Московская газета»

19.12.2023 в 09:38:00
1922

Чувствительным фактором​ для нефтяных цен способен стать отказ ведущих судоходных компаний от перевозок по Красному морю из-за атак йеменских хуситов. Российские нефтяные компании используют этот транспортный коридор и Суэцкий канал при поставках нефтеналивных грузов в Южную и Северо-Восточную Азию. В случае блокировки этого маршрута сроки доставки грузов заметно увеличатся, что приведет к дефициту ресурсов на определенных региональных рынках стран-импортеров. Это повышает актуальность развития Северного морского пути

Об этом сообщила «Московской газете» доцент факультета маркетинга и международного сотрудничества Института управления и регионального развития РАНХиГС при президенте РФ Тамара Сафонова.

Нефтяные котировки продолжают расти

«Вчера продолжился подъем нефтяных цен: котировки Brent переписывают свои двухнедельные максимумы. В конце прошлой недели драйвером роста выступил пересмотренный прогноз Международного энергетического агентства на 2024 год, указавший на рост спроса на нефть. Согласно МЭА мировое потребление нефти в следующем году вырастет на 1,1 млн б/с, что на 130 тыс. б/с выше предыдущего прогноза. Кроме того, на динамику нефтяных цен позитивно влияют сокращение экспорта из России, а также нападения хуситов на корабли в Красном море, которые вызывают опасения в отношении возможных перебоев в поставках черного золота. Так, в воскресенье Россия заявила, что увеличит сокращение экспорта нефти в декабре потенциально на не менее 50 тыс. б/с, т.е. в более ранние сроки, чем было обещано, поскольку крупнейшие мировые экспортеры пытаются поддержать глобальные котировки. Это произошло после того, как в пятницу Россия приостановила около 2/3 погрузок нефти марки Urals из своих портов из-за шторма и планового технического обслуживания. Напомню, на последней встрече ОПЕК+ было принято решение об усилении Россией сокращения экспорта нефти с 300 тыс. до 500 тыс. б/с. Ранее вице-премьер РФ Александр Новак отмечал, что эти обязательства Россия начнет исполнять уже в этом месяце так, чтобы в январе плавно выйти на целевые уровни по снижению экспорта нефти. Кроме того, на динамику нефтяных цен влияют нападения хуситов на корабли в Красном море. Крупнейшие мировые транспортные компании, включая Maersk, CMA CGM, Hapag-Lloyd и ZIM, в выходные сообщили, что отказались от маршрута перевозки грузов через Суэцкий канал, Красное море и Аденский залив. Баб-эль-Мандебский пролив, соединяющий Красное море и Аденский залив, — один из наиболее важных в мире маршрутов для глобальных морских поставок товаров, особенно сырой нефти и топлива из Персидского залива, направляющихся на Запад в Средиземное море через Суэцкий канал или близлежащий трубопровод SUMED, а также товаров, направляющихся на восток в Азию, включая российскую нефть. Теперь путь от Роттердама в Сингапур вместо 15 тыс. км составит 20 тыс. км, т.к. возить грузы будут вокруг Африки. Такой транспортный маневр приведет к удорожанию топлива», — отметил в беседе с «Московской газетой» аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин.

Насколько долгосрочным может стать «хуситский» фактор влияния на нефтяной рынок?

«Атаки на суда в Красном море оказывают воздействие на судоходство и логистику не только в нефтяном сегменте, но и касаются в целом более, чем 10% мировых морских торговых перевозок. Таким образом, приостановка движения и переориентация на более длинные маршруты со стороны некоторых компаний оказывают как разовое, так и отложенное инфляционное воздействие на широкий спектр товаров, что в нынешних условиях крайне некстати с точки зрения попыток мировых ЦБ завершить период жёсткой денежно-кредитной политики. В отношении же нефтяных цен пока драматического воздействия нет – ни на объёмы, ни на цены, которые чисто графически продолжают с высокой волатильностью двигаться в боковом коридоре. Однако поддержку ценам дополнительные тревожные настроения, конечно, оказывают, а в случае эскалации конфликта вокруг Палестины возможен и рост риск-премии из-за увеличения рисков новых и более масштабных атак», — поделился своим мнением с изданием руководитель управления аналитических исследований «ИВА Партнерс» Дмитрий Александров.

На нефтяные цены сейчас давит целая совокупность факторов

«В понедельник рынок нефти на азиатских торговых площадках ознаменовался оживлением вызванным ростом фьючерсов на марку Brent до одного процента. Последнее повышение цен на нефть наблюдалось в октябре текущего года. На нынешнее повышение повлияло несколько событий. Главным фактором, который определил положительное изменение котировок стал инцидент в Суэцком канале, нападения боевиков йеменских хуситов на торговые суда, перевозящие нефть в Красном море. В связи с этим крупнейшие перевозчики морским транспортом объявили о приостановке действия своих маршрутов через Суэцкий канал, что привело к росту затрат на транспорт и сроков доставки грузов. На ситуацию роста цен на нефть также косвенно повлияли погодные условия в конце прошлой недели, которые привели к приостановке отгрузки российской нефти марки Urals морским транспортом из-за штормов. Российскими властями 17 декабря было сделано заявление о снижении экспортных поставок порядка 50 тыс. баррелей в день к концу текущего года. Также возрос спрос на авиационное топливо в связи с резким увеличением перевозок в предпраздничные дни в США, Европе, Китае, Индии. На ситуацию повлияло решение на прошлой неделе ФРС США о том, что дальнейших ужесточений ключевой ставки не предвидится, поэтому опасения в снижении спроса на нефть не ожидается. Совокупность этих факторов говорит о том, что в ближайшей перспективе стоимость барреля будет колебаться в рамках 80 долларов, что является реальным отражением геополитической ситуации, поскольку конфликт в Газе далек от своего завершения, угрозы атак в Суэцком канале остаются высокими. Переговорный процесс в организации ОПЕК+ идет полным ходом и дает свои результаты. Об этом говорит и недавний визит президента нашей страны в ОАЭ и Саудовскую Аравию, где страны договорились о поддержании стабильности на рынке энергоносителей. Поэтому планы стран Запада и США о введении потолка цен для российской нефти оказывать существенного влияния на ценовой уровень в 78-80 долларов за баррель на нефтяном рынке не будут, что, несомненно, положительно скажется на выручке российских экспортеров на начало 2024 года», — рассказал «Московской газете» профессор департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве РФ Валерий Хоружий.

«В понедельник мы наблюдали повышение цен на нефть. На данный момент цена на нефть марки Brent составляет $78,46 за баррель. Интересным вопросом является то, до какого уровня могут подняться котировки. Это сложно предсказать, так как влияние политических и геополитических факторов на мировой рынок нефти могут быть довольно сильными. Однако важно отметить, что инвесторы часто реагируют на такие ситуации с повышением цен на нефть. Сектор Газа в сочетании с текущими нестабильностями в регионе Красного моря также играет свою роль в мировом рынке нефти. Взаимосвязь этих факторов может оказать значительное влияние на котировки мировой нефтегазовой отрасли. Но давайте обратимся к России. Может ли она получить от этого выгоду? Россия как один из крупнейших производителей нефти в мире может получить определенную выгоду от роста цен. Однако важно помнить, что изменения в мировом рынке нефти также могут иметь свои отрицательные последствия, в том числе и для России», — отметил предприниматель и общественный деятель Вячеслав Брыксин.

До какого уровня могут подняться нефтяные цены до Нового года?

«Повышение цен на нефть, вызванное опасениями о перебоях в поставках сырья через Красное море, является важным фактором, влияющим на мировой рынок нефти. Предварительно можно предположить, что котировки могут подняться до уровня $80 — $85 за баррель, если текущая конфликтная ситуация в области поставок сырья через Красное море будет по-прежнему усиливаться. Но это прогноз на краткосрочный период, поскольку долгосрочное повышение цен на нефть будет зависеть от всего комплекса рядовых и спорадических факторов, включая глобальную экономическую ситуацию, динамику спроса и предложения, политические события и многое другое. А долгосрочные котировки нефти Brent, по оценкам экспертов, могут ориентировочно достигнуть уровня в 78-80 долларов за баррель благодаря увеличению спроса на авиационное топливо (хотя при этом стоит отметить, что конфликт в Газе и угрозы атак в Суэцком канале также являются важными слагаемыми этой ситуации). В отношении России блокировка Красного моря может стать двойственной ситуацией. С одной стороны, Россия как один из крупнейших экспортеров нефти может воспользоваться возросшими ценами на нефть на мировом рынке, особенно если окажется способна увеличить добычу и экспорт для компенсации возможного дефицита в других странах. С другой стороны, рост цен на нефть может усугубить инфляцию и снижение покупательной способности внутри страны», — сказал «Московской газете» доктор делового администрирования (DBA) по юриспруденции и по экономике и управлению Роман Синицын.

«Представляется, что в сложившейся ситуации рост цены на нефть марки Brent (это эталонный индикатор для нефтяных сделок по всему миру) достаточно объясним и не является уникальным. К примеру, в прошлом году она составляла более 85 долларов за баррель, за год динамика составила -5.74%, за три последних года +50.81%. Сложившаяся в декабре 2023 года цена для ОПЕК+ является нижним пределом допустимой цены, а для США, ЕС, Китая и других – достаточно высокой ценой. По данным SBERCIB INVESTMENT RESEARCHС, с начала года рынок ожидал восстановления экономики Китая, что привело бы к росту спроса на дизельное, судовое и авиационное топливо. Однако этому помешало ее медленное восстановление, а также угроза банковского кризиса в США. В апреле снижение цен на нефть вынудило страны ОПЕК+ добровольно снизить добычу нефти на 1,65 млн барр./сут. до конца года, а в мае-июне котировки Brent восстановились лишь до текущего уровня при снижении добычи нефти Саудовской Аравией 1 млн барр./сут. В третьем квартале курс нефти пошел вверх из-за сочетания следующих факторов: существенное ограничение предложения; сезонный рост спроса; широкий крэк-спред нефтепродуктов; наращивание темпов роста экономики в Китае и как следствие повышение потребления нефти. К ним добавилось напряженная ситуация в Красном море, когда морские суда не могут в прежнем режиме осуществлять транспортировку нефти из стран Персидского залива (отметим, что трубопроводы также позволяют доставлять нефть в Ирак и затем в Турцию, однако на турецком участке неоднократно случались подрывы труб). Сейчас на этапе строительства находится газопровод Иран-Пакистан, который в дальнейшем может быть продлен до Китая, однако санкции, наложенные на Иран, и нестабильная политическая обстановка в азиатских странах не позволяют закончить его строительство в короткие сроки. Интересно, что в текущей ситуации возрастает роль Турции, которая может обеспечить транзит нефти и газа из крупнейших стран-экспортеров (Россия, Азербайджан, Ирак, Иран) с учетом того, какое государство займет особое место в этой цепочке. Если Российская Федерация обеспечит оптимальный уровень добычи, цена может повыситься (по прогнозам, до 90-100 долларов за баррель). Российские компании, занимающиеся нефте- и газодобычей, будут рассматривать примерные показатели на 2024 год в ближайшие две недели», — сообщила «Московской газете» доцент Департамента налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве РФ Елена Смирнова.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
красное море, нефть, блокировка
Поделиться
Похожие новости