Новость общества

Что происходит с зарубежной деятельностью одной из самых успешных российских госкорпораций

Что происходит с зарубежной деятельностью одной из самых успешных российских госкорпораций

Вконтакте/ Росатом

02.05.2022 в 17:13:00
3075

Ещё в начале апреля гендиректор государственной корпорации «Росатом» Алексей Лихачёв рассказывал о том, что из-за геополитической эскалации ни один зарубежный проект компании не был приостановлен. Лихачёв уточнял, что на разной степени реализации находится возведение 35 энергоблоков АЭС в разных странах, и все эти проекты продолжают развиваться. Кроме того, гендиректор корпорации говорил об оптимистичных планах компании в области перспективных атомных технологий и исследованиях в этом направлении. Он утверждал, что все ресурсы, в том числе финансовые, для этого есть. Единственной угрозой для зарубежных проектов Лихачёв называл возможные проблемы с логистикой и субподрядчиками

Но сегодня ситуация, похоже, уже не столь радужная — первый отказ всё-таки произошёл. Финская проектная компания Fennovoima официально объявила о разрыве контракта с «Росатомом», который должен был возвести мощный энергоблок АЭС «Ханхикиви-1» в Финляндии. Стоимость проекта оценивалась в 7,5 млрд евро, 5 из которых должен был вложить российский концерн, используя в том числе средства из Фонда национального благосостояния. Теперь Россия этого проекта лишилась. Финны объяснили своё решение дополнительными рисками из-за спецоперации на Украине и разрывом многих логистических цепочек.

Деятельность российского атомного гиганта, о которой упоминают довольно редко в сравнении с нефтегазовым экспортом, тем не менее является важной и для национального престижа РФ, и, главное, для её бюджета. И прежде «Росатом» с серьёзными проблемами из-за политического противостояния с Западом не сталкивался. Ещё в 2015 году, когда на Россию обрушилась первая волна санкций из-за Крыма, специалисты обращали внимание на возрастающую важность «Росатома» для нашего государства. Газовый и нефтяной экспорт более подвержены санкционному давлению и сильным колебаниям цен, а атомная энергетика в последние годы приносила России всё большую прибыль. В корпорации отмечали, что все санкции обходят их стороной, а портфель зарубежных заказов растёт стремительными темпами. Руководство компании планировало нарастить выручку с 600 млн рублей в 2014 году до примерно 2 трлн к 2030-му. И до сих пор эти планы становились реальностью. В 2019 году выручка компании составила 1,1 трлн руб., в 2021 г. — уже почти 1,5 трлн. При этом больше 40% этого показателя обеспечивают именно заказы из других стран. Алексей Лихачёв утверждал, что зарубежный спрос на услуги «Росатома» продержится на таком высоком уровне как минимум до 2029 года.

Для государственного бюджета, а значит, и для всех россиян успехи «Росатома» тоже были вполне ощутимыми. Если в докризисном 2013 году корпорация заплатила налогов примерно на 110 млрд рублей, то в 2020-м — около 220 млрд.

Представитель «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова подтверждала, что это заметная для бюджета сумма, хотя отчисления той же «Роснефти», конечно, во много раз больше. Но здесь важна динамика. Доходы от «Росатома» всё это время оставались стабильными и имели устойчивую тенденцию к росту, тогда как «Роснефть» сильно зависит от геополитической ситуации, текущих мировых цен на «чёрное золото» и к тому же постоянно требует каких-то льгот и уступок по налогам. Очевидно, что в нынешних условиях российской казне очень не помешал бы стабильный доход в несколько сотен миллиардов рублей в год.

Но на сей раз проблемы затронули и экспорт «мирного атома». Первый «звоночек» прозвучал ещё до нынешних событий. Год назад, в апреле 2021-го, «Росатом» был исключён чешскими властями из тендера на строительство нового энергоблока АЭС «Дукованы» на 6 млрд евро. Официально заявленной чешскими властями причина стала якобы причастность России к взрыву на складе боеприпасов на востоке республики в 2014 году. В итоге к конкурсу были допущены только американо-канадская Westinghouse, а также компании EDF из Франции и KHNP из Южной Кореи. А более масштабные невзгоды постигли «Росатом» уже в этом году. Так, Минэкономики Германии отказалось согласовать покупку «Росатомом» 25-процентной доли одного из местных заводов по производству ядерного топлива, а Швеция не стала покупать для своей АЭС новый вид российского топлива, который «ТВЭЛ» (одно из подразделений «Росатома») только-только начало продвигать на внешнем рынке. Шведы должны были стать первыми приобретателями новинки, но сделка не состоялась.

Разумеется, география деятельности «Росатома» не ограничивается одной лишь Европой, а основные проекты реализуются в том числе в таких странах как Иран, Индия, Турция или Бангладеш. Но выгода от АЭС в Иране или Египте отнюдь не так очевидна, как, например, в Финляндии. Европейцы — одни из самых платёжеспособных клиентов. А вот с развивающимися странами всё не так просто. Ещё в 2020 году экологическая организация «Экозащита» опубликовала независимый доклад о зарубежной деятельности госкорпорации. Согласно документу, большую часть расходов на строительство зарубежных АЭС вынужден финансировать российский бюджет или другие госкомпании, такие как Сбербанк или ВЭБ.РФ. Общая сумма госкредитов на эти цели тогда доходила до $90 миллиардов. «Зарубежная экспансия «Росатома», таким образом, имеет скорее политический, чем экономический смысл: Россия наращивает свое влияние в других странах, но платить за это приходится российским налогоплательщикам — вряд ли в подобные проекты пойдут сторонние инвесторы», — констатировали авторы доклада.

Небогатые страны вроде Египта или Бангладеш вряд ли откажутся от таких выгодных условий развития своей энергетики за счёт партнёров из Москвы, поэтому новых отказов за пределами западных стран ожидать не приходиться. Но экономические выгоды именно от такого метода зарубежной экспансии весьма сомнительны. А на пути дальнейшего расширения портфеля заказов встают не только геополитические риски, но и периодически возникающие претензии к качеству выполнения работ по возведению таких сверхопасных объектов, как АЭС. В 2019 году турецкие надзорные органы дважды предписывали дочерней компании «Росатома» переделывать фундамент под реактором 1-го энергоблока строящейся электростанции «Аккую». Проверяющие обнаруживали трещины в бетоне, и работы приходилось выполнять заново. Появлялась информация о якобы поставке некондиционных деталей на индийскую АЭС «Куданкулам», первый энергоблок которой также строил «Росатом». Официально эти сведения не подтверждались, однако от строительства дополнительных блоков российской госкорпорацией индийцы отказались, публично не пояснив причины такого решения. Наконец, целый ряд инцидентов и срыв сроков запуска сопровождали строительство Белорусской АЭС в Островце. Литовские госорганы и представители ЕС неоднократно высказывали сомнения в её безопасности, а сейчас энергоблок станции остановлен на ремонт, всего через полтора года после запуска.

До нынешних событий госкорпорация контролировала около 70% мирового рынка экспорта услуг по атомной энергетике. Как показал случай с тендером на чешскую АЭС, конкуренты у российского гиганта есть, и они готовы за рынок бороться. «Росатом» наверняка останется значимым игроком в этой отрасли, но будут ли ему доставаться действительно самые прибыльные проекты — вопрос. Кстати, в самой корпорации уже заявили, что разочарованы разрывом контракта на строительство «Ханхикиви-1» в Финляндии. В «Росатоме», по-видимому, также осознают значимость потери, но способов её предотвратить у компании, очевидно, не было. А Иран и Бангладеш такие проекты явно не заменят.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
росатом, логистика, проблемы, деятельность
Поделиться
Похожие новости