Новость общества

Что такое «высокотехнологичная медицинская помощь» и кто отвечает за пациента, если диагноз ставят врач и искусственный интеллект

Что такое «высокотехнологичная медицинская помощь» и кто отвечает за пациента, если диагноз ставят врач и искусственный интеллект

фото: freepik

10.05.2023 в 14:55:00
3845

В 2023 году российская группа компаний «Инжиниринг +» планирует запустить амбициозный проект – виртуальную медицинскую клинику на основе искусственного интеллекта. Создатели утверждают, что ИИ сможет в каждом конкретном случае моментально агрегировать, обработать и проанализировать весь имеющийся в мире объем знаний по тому или иному заболеванию. ИИ предложит врачу оптимальные решения при постановке диагноза и даже при назначении лечения

«Пока проект прошел стадию инвестирования, сейчас у нас первые интеграции и начало эксплуатации. Рынок отнесся к нам достаточно доброжелательно, практически все крупные медицинские и лабораторные сети изъявили желание работать с нашей платформой», — говорит генеральный директор «Инжиниринг +» Евгений Кловач.

Создатели клиники рассказали, что искусственный интеллект – это не врач, а помощник врача. Но программа не просто выдает правильный диагноз, а показывает все древо принятия решений.

«ИИ — это система поддержки принятия врачебных решений, но не врач. ИИ «подсвечивает» и ранжирует, дает возможность воспользоваться колоссальной базой данных. Но решение, как и ответственность, всегда остаются за врачом», — говорит Евгений Кловач.

Услуга «виртуальный доктор» появилась давно. Искусственный интеллект может расшифровать МРТ, рентгеновский снимок, КТ, проанализировать историю болезни. Серьезный толчок в развитии цифровому здравоохранению дала пандемия COVID-19. В медицинских чат-ботах, разработанных на основе ChatGPT человек обращался за помощью к виртуальному специалисту и получал профессиональную консультацию. Ученые даже провели эксперимент – пациенты отправляли запросы, на которые отвечали виртуальные и реальные врачи. Исследование показало, что ответы искусственного интеллекта часто были более понятны, корректны и информативны.

«Инжиниринг +» утверждает, что виртуальная клиника будет кардинально отличаться от чат-бота. Платформа подразумевает, что работать на ней будут реальные люди, то есть будет кабинет врача, телемедицина, диагнозы и рецепты, которые выдаст специалист, руководствуясь советами искусственного интеллекта.

О том, насколько общество, юриспруденция и этика готовы к таким проектам «Московская газета» поговорила с экспертами: специалистами в сфере IT и цифровой медицины, врачами и топ-менеджерами в сфере оказания медицинской помощи.

Насколько это возможно?

«Виртуальная клиника» — «новость» только в России, считает психоаналитик Андрей Кашкаров, разработки в области телемедицины ведутся уже 40 лет:

«На сегодняшний день существуют инновационные разработки, это электронные устройства-приложения к смартфону, которые в домашних условиях позволяют провести серьезное обследование пациента или ребенка (с помощью родителя). Приложение в смартфоне может обследовать зев, носоглотку, ухо, измерить температуру, давление, пульс, уровень сахара в крови неинвазивным методом. Приложения способны отличать критичные хрипы при дыхании от некритичных, таким образом можно диагностировать пневмонию».

По словам эксперта, функционал таких устройств поистине огромный. Данные, в том числе видеокартинка обследования, передаются в реальном времени. Дипломированный врач следит на мониторе за «осмотром пациента», при необходимости уточняет – что еще надо сделать, и принимает предварительное решение о назначении лечения до уточнения диагноза. Все это стало возможно, благодаря сотовой связи стандарта 4D и 5D. Но в основном такая практика применяется за рубежом. В России сама технология есть, но применяют ее далеко не во всех клиниках.

Член правления Национальной медицинской палаты Республики Башкортостан, кандидат юридических наук, Сергей Хомутов считает заявление о создании сегодня полноценной виртуальной клиники по меньшей мере преждевременным. По его мнению, технологии ИИ в данный момент только стартуют, их изучают и тестируют.

«Ни в Кремниевой Долине, ни в каком-то другом технологическом центре мира пока не запустили подобную систему в реальную жизнь медучреждения. Плюс сами технологии не узаконены нигде в мире», — отметил Сергей Хомутов.

Пластический хирург, кандидат медицинских наук Илья Алмазов уверен, что искусственный интеллект захватывает мир. Через несколько лет без ИИ не сможет обходиться ни одна профессия, ни одна сфера жизни, и медицина не исключение. Но на сегодняшний день полноценное лечение по смс/видео-звонкам осуществляться не может. Искусственный интеллект используют и в пластической хирургии, но технологии до сих пор далеко не совершенны.

«В пластической хирургии ИИ обрабатывает фотографии пациентов. Например, создает трехмерное изображение лица с учетом мимики. После этого алгоритм сообщает, какие операции стоит сделать пациенту и на сколько процентов увеличится его привлекательность. Однако на сегодня это недоработанная технология, поэтому использовать ИИ в нынешнем виде нет смысла. Существуют специальные сервисы – они показывают пациентам трехмерные модели их тел после операции. Но такие программы используют 3D-сканирование и плохо учитывают изменения освещения, возраста или оттенка кожи», — говорит Илья Алмазов.

Однако, по мнению специалиста, в ближайшем будущем ИИ будет использоваться в медицине по полной. Уже сегодня образовательные площадки предлагают обучиться такой перспективной профессии, как «Специалист Data Science в медицине». По сути, это аналитик в области медицины, который будет помогать врачам диагностировать и лечить заболевания.

Морально-юридическая сторона вопроса

Если неправильный диагноз ставит врач, то виноват врач. А если диагноз ставят врач и искусственный интеллект?

В компании «Инжиниринг +» подчеркивают – вся ответственность, как и раньше остается за врачом.

Но на основании чего врач должен доверять искусственному интеллекту, ведь на законодательном уровне рекомендательная система на основе ИИ еще не сертифицирована, задается вопросом Сергей Хомутов.

Если нет конкретного закона, значит у ИИ нет зафиксированной ответственности. Представим, что бухгалтер неправильно посчитал зарплату из-за неисправного калькулятора. Отвечать за ошибку будет не техника, а человек, говорит эксперт, получается рекомендательная система, как и калькулятор, всего лишь инструмент. Только этот инструмент не сертифицирован.

«Допустим, я продвинутый пациент, делающий ставку на технологии, и я соглашаюсь на такое лечение. Но где результаты тестов и исследований этой системы, доказывающие ее эффективность? Я не каждому врачу могу доверить свое здоровье, а тут какая-то совершенно новая штука — рекомендательная система. Что это за система? Насколько она качественная?» — говорит Сергей Хомутов.

Из этого вопроса вытекает другой: кому система рекомендует? Одно дело, когда программа на основе искусственного интеллекта помогает условным Леониду Рошалю или Лео Бокерии и совсем другое — Лобанову из сериала «Интерны».

Для использования ИИ в медицине существуют рекомендации и нормы, которые регулируют сбор и использование данных пациентов, а также обеспечивают безопасность и конфиденциальность медицинской информации. Но единого законодательства, регулирующего использование ИИ в России пока нет, говорит IT продюсер, бакалавр юриспруденции по уголовному праву, Владимир Дорецкий. По его мнению, внедрять такой проект как виртуальная клиника в сегодняшних условиях непросто, но это возможно.

«Создание виртуальной клиники с использованием ИИ для постановки диагнозов — это очень интересный и перспективный проект. Появление первой виртуальной клиники в России станет важным шагом в развитии медицинской сферы и применении новых технологий, таких как искусственный интеллект и нейросети», — отметил Владимир Дорецкий.

Начиная работать в паре с искусственным интеллектом, врач должен четко осознавать, что отвечает за пациента только он. По мнению эксперта, важно, чтобы врачи, которые будут работать с рекомендательной системой были соответствующе подготовлены, имели все необходимые сертификаты и лицензии.

Андрей Кашкаров уверен, что с юридической точки зрения вся ответственность будет определяться только действиями врача – пока иного законодательства в области ИИ не существует. Переложить де-юре ответственность, основы которой обозначены еще в Римском праве, с человека на «машину» еще долго не удастся.

Руководитель медицинского департамента Лаборатории «Гемотест» Ольга Дехтярёва, считает, что виртуальные клиники попадают под принятые в январе 2018 года положения закона о телемедицине. Согласно этим положениям во время онлайн-консультации врач может поделиться выводами и посоветовать, как лучше действовать, но не имеет права ставить диагноз или назначать лечение без первичного оффлайн-осмотра пациента.

«В российском законодательстве есть термин «высокотехнологичная медицинская помощь», который объединяет все инновационные сферы медицины, однако установленных юридических норм, регламентирующих применение искусственного интеллекта (ИИ) в виртуальном приёме врача, пока нет», — говорит Дехтярева.

Любой врач, кроме изучения устных жалоб пациента, проводит необходимые исследования, самое простое из которых – сбор медицинских анализов биоматериала человека, и фиксирует их. Посмотрим, чем тут поможет ИИ, говорит Андрей Кашкаров.

«Отвечает за правильную диагностику, и еще важнее – назначенное лечение, как и прежде, дипломированный врач, но ИИ помогает в его работе технически. То же касается в медицинской сфере постановке неуточненных (это важно) диагнозов по дистанционной связи. Этот метод был неоднократно апробирован во время пика пандемии коронавируса, когда пациенты получали рекомендации врачей, не выходя из дома. Также дистанционно осуществлялся контроль их состояния», — отметил Кашкаров.

Компания «Инжиниринг +» запустит виртуальную клинику только в конце 2023 года. То есть пока рано говорить о том, какой она будет в своем конечном варианте. Декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ, Сергей Гатаулин считает, что о переходе на новый уровень компетенций, тем более в такой сфере, как медицина речи не идет. Но технологии искусственного интеллекта постоянно повышают производительность, а также качество и номенклатуру выполняемых операций. Алгоритмы машинного обучения и адаптация моделей к предметным областям все время совершенствуются. Телемедицина также, как и фармакологическая отрасль, является одной из приоритетных отраслей цифровой экономики для внедрения технологий ИИ. Поэтому разработка и внедрение такого проекта, как виртуальная клиника – это несомненно шаг вперед в развитии технологий в России.

Автор: Екатерина Чернакова
ТеГИ
медицина, ИИ, искусственный интеллект, диагноз
Поделиться
Похожие новости