Новость общества

Эхо Нижнего Тагила: сколько в действительности зарабатывают российские врачи?

Эхо Нижнего Тагила: сколько в действительности зарабатывают российские врачи?

Фото из открытых источников

30.08.2019 в 19:19:00
5357

Шесть хирургов городской больницы №1 в Нижнем Тагиле написали заявления об увольнении: их не устраивают высокая нагрузка на работе и низкая заработная плата. Об этом стало известно 22 августа. Однако после беседы с министром здравоохранения Свердловской области Андреем Цветковым медики решили не увольняться. Врачам пообещали стимулирующие надбавки за ту сверхнагрузку, которая у них была в июле и августе. К соглашению пришли не сразу. 27 августа решили не уходить только два хирурга, а 28 августа выяснилось, что останутся работать все шесть.

Пациенты не остались без помощи — за их лечение взялись хирурги из другой больницы. А ситуация в Нижнем Тагиле стала заявлением во всеуслышание о том, что действительно происходит в сфере здравоохранения, как реализуются майские указы главы государства.

«На одну ставку есть нечего, а на три — некогда»: реальная цена труда медиков

Согласно заявлению президента РФ Владимира Путина, зарплата бюджетных работников должна быть не ниже средней по региону. Но это мало соответствует действительности, хотя часы работы этими указами не регламентируются. Также в майских указах прописано, что правительству РФ необходимо «оптимизировать» службу первой медико-санитарной помощи, сократить очереди в медучреждения и упростить запись к врачу. Среди прочих целей — устранить кадровый дефицит среди медработников и врачей и снизить смертность населения.

Врачи из Нижнего Тагила — не единственные медики, которые решили противостоять системе. Свою позицию отстаивают и во всех других регионах России. В частности, в Орле есть профсоюз медработников «Действие на скорой Орла». Члены профсоюза избрали такую форму противодействия как «итальянская забастовка». Суть её в том, что все медицинские работники добровольно работают на одну ставку. Таким образом, по словам председателя профсоюза, фельдшера Дмитрия Серёгина, они демонстрируют реальные заработные платы.

В беседе с журналистом «Московской газеты» Серёгин отметил, что средняя зарплата по Орловской области, если верить статистике, — 25 тысяч рублей и что, согласно майским указам, средний медицинский работник должен получать 100% от этой суммы, а врачи — 200%, то есть 25 тысяч и 50 тысяч рублей соответственно.

«Но там же нигде не указано, сколько мы должны работать, чтобы эти деньги получать, — заметил Серёгин. — Чиновники этим пользуются. Они ставят людей в такое положение, что если они будут работать так, как положено работать, чтобы не уставать, они ничего не заработают. В медицине есть поговорка: на одну ставку есть нечего, а на три — некогда».

Так называемая система «оптимизации» увеличила фонд заработной платы. Распределением оплаты труда между работниками занимается руководство — главврач медучреждения. Эта власть, по словам Серёгина, позволяет занимающему этот пост врачу определять, сколько должен получать каждый работник индивидуально и сколько платить самому себе. Часто рядовые сотрудники становятся жертвами системы и получают меньше, чем заслуживают.

У Дмитрия Серёгина 7 лет опыта работы, есть стаж и категория.

«На одну ставку — я специалист, у меня 7 лет опыта, есть стаж, категория — я зарабатываю 20 тысяч рублей. Чтобы мне заработать больше денег — на 20 тысяч невозможно выжить, потому что нужно платить за коммунальные услуги, самому есть и кормить семью — я или другой медработник вынужден работать на полторы или две ставки, чтобы заработать 30 тысяч рублей хотя бы. Как следствие — сильная усталость, эмоциональное выгорание. Медработник становится раздражителен, а иногда безразличен к своей работе».

«Дорожная карта» врача

В Нижнем Новгороде тоже обратили внимание на сообщения о врачах в Нижнем Тагиле. Член ОПРФ, генеральный директор, главный врач ЧЛПУ «ЦМП ГАЗ» Валентина Цывова поделилась своим мнением о проблемах в системе здравоохранения.

Заработная плата врачей и медработников не всегда зависит только от часов работы.

Как объяснила Валентина Цывова, оплата труда медработников производится на основании действующего в каждом медучреждении Положения об оплате труда. Она формируется из размеров оклада (ставки), выплат компенсационного характера (согласно условиям труда, оплата ночных дежурств, сверхурочной работы и т.д.) и стимулирующих выплат (выплаты за наличие той или иной квалификационной категории, наличие ученой степени, выплаты из фонда материального стимулирования).

«Поэтому рассчитывается зарплата не просто так: нравятся мне врачи — я им заплатила. Такого не бывает, — отмечает Цывова. — У меня рассчитывается всё бухгалтерией согласно нормативным документам, действующим в РФ и Нижегородской области. Каждый врач получает абсолютно разные деньги».

Валентина Цывова рассказала, что повсеместная проблема сегодня состоит в том, что уровень именно окладной части у медработников сегодня слишком низкий. Для того чтобы у медработника была более менее достойная заработная плата, ему крайне необходима подработка:

«По дорожной карте у нас зарплата врача 54 тысячи рублей — это не оклад, а всего лишь средняя заработная плата, включающая все выплаты по всем местам работы врача, включая совмещение должностей и расширение зоны обслуживания. У кого-то можно найти и 20 тысяч, даже если человек работает на целую ставку. Многие из-за перегрузки не хотят или не могут подрабатывать, поэтому работают за минимальные деньги. Все люди разные. У каждого своя жизнь. И не простая жизнь у врача», — говорит Валентина Викторовна.

Она также уверена, что ради достойной зарплаты медики вынуждены работать сверх нормы, на нескольких работах, в разных медучреждения. Так же и врачи-хирурги: кто-то отдежурил сутки, идёт в поликлинику работать, после поликлиники — опять на ночное дежурство.

Опыт или молодость: что решает в работе на местах?

Кроме того, Цывова как главврач столкнулась и с другой проблемой — компьютеризацией труда. Здесь тоже сложилась непростая ситуация, эта система оказалась достаточно сложной для старшего, более опытного поколения врачей.

«Человек учится шесть лет в медицинской академии, сидит на шее у родителей или подрабатывает санитаром, медицинской сестрой — кто где может. А через 6 лет он должен заплатить от 400 до 600 тысяч рублей, для того чтобы пойти дальше в ординатуру, отучиться от 2 до 5 лет и стать полноценным врачом узкой специальности», — отмечает Валентина Викторовна.

Она также считает, что молодому специалисту этих денег просто не заработать и что перспектива стать узким специалистом становится не столь заманчивой, как раньше.

«Поэтому ситуация сегодня очень тревожная — старшее поколение врачей в силу возраста уходит, а на смену им не приходит никто. К сожалению, молодые специалисты не спешат занимать их места», — заключает общественный деятель.

Кроме того, по словам Цывовой, не менее актуальна сегодня и такая проблема, как дефицит медицинских кадров, врачей-терапевтов и врачей узких специальностей. Одна из причин – существующая система подготовки врачей.

Многие пожилые врачи хотят уволиться именно из-за того, что им сложно и неудобно работать за компьютером и пользоваться электронной амбулаторной картой. Они все привыкли к личному общению с больным. А вместо этого они вынуждены тратить драгоценное время приема, постигая азы компьютерной грамотности.

«Я понимаю, что мы не стоим на месте, что нам нужно двигаться вперед и работать с компьютером. Но нельзя вот так! Мы лишимся сейчас последних квалифицированных врачей. У нас ведь необычная специальность: чем старше врач, тем больше опыта, тем больше знаний. Мы их так должны беречь!», — заключает главврач.

Молодые специалисты сейчас проходят несколько иную школу, нежели старшее поколение. Интернатура отменена, ординатура сейчас в основном платная (на бесплатную ординатуру оставлено всего 5% мест — прим. В.В. Цывовой). Это резко уменьшает возможность получить свою специальность, ведь без этого невозможно стать узким специалистом.

Однако это не прибавляет им зарплату. Более опытные всё равно получают больше, хотя и не значительно.

«Единственный способ, на наш взгляд, — оценить ценность труда медработника и сделать оплату фиксированной, почасовой. И вернуть федеральную сетку, где чётко всё было прописано: кто, сколько, с каким стажем и на какой должности должен получать. Иначе у нас постоянно будут перекосы в зарплате, — считает Дмитрий Серёгин. — В целом у нас недофинансирование здравоохранения. Деньги есть, но их мало. Всего 3% ВВП на здравоохранение тратится. А должно минимум 5-7 % тратиться, как в странах с такими же экономическими показателями».

Людей спасайте — о себе не забывайте

Средняя зарплата во всех регионах разная, но их объединяет одно: врачи и медработники получают либо меньше, чем должны, либо получают положенную сумму, но ради неё очень много работают.

В случае с хирургами в Нижнем Тагиле проблема заключается не только в низком заработке, но и в высокой нагрузке. Главврач Валентина Цывова солидарна с врачами из Нижнего Тагила, однако она не поддерживает ту форму противодействия, которую они избрали.

«Всё, что происходит в Нижнем Тагиле, как и в целом по России, – результат именно того, что окладная часть зарплаты у медиков слишком низкая, несоразмерная трудозатратам. Люди увольняются, а оставшимся приходится «пахать за троих». В конечном итоге именно это ведет к тому, что они чрезмерно перегружены работой, идёт перенапряжение в результате вынужденного круглосуточного режима работы в течение нескольких суток. Опасность в том, что регулярные перегрузы могут привести к врачебной ошибке, а за этим стоит самое дорогое – человеческая жизнь. Это ли не повод задуматься? Сейчас там идёт проверка, но мы надеемся, что врачи других регионов все же не последуют примеру врачей из Нижнего Тагила», — считает Цывова.

Тем временем, министр здравоохранения Вероника Скворцова говорит о том, что современный человек может прожить 120 лет. Также она назвала снижение младенческой смертности на 36% (с 2012 года) главным достижением министерства в области защиты здоровья матерей и детей.

Депутат Госдумы РФ и член партии «Единая Россия» Алексей Балыбердин назвал действия нижнетагильских врачей «саботажем», посетовав на то, что возросла нагрузка на других хирургов, которые остались дальше помогать гражданам, и на то, что пациенты могут остаться без медицинской помощи. На своей странице в Facebook Балыбердин написал о том, что «поддерживает желание врачей увеличить себе зарплату и улучшить условия труда», но «не может поддержать метод, который выбрали хирурги». На данный момент его пост недоступен для просмотра: закрыт доступ или удалён.

Автор: Дарья Евсеева
ТеГИ
медицина, Нижний Тагил
Поделиться
Похожие новости