Новость общества

Эксперты отмечают парадоксальную ситуацию на рынке автокредитования

Эксперты отмечают парадоксальную ситуацию на рынке автокредитования

Фото © «Московская газета»

31.03.2024 в 09:42:00
1602

Мы наблюдаем интересную ситуацию, когда, несмотря на давление высокой ключевой ставки, рынок автокредитования растет. В феврале 2024 года количество кредитов, выданных на приобретение новых авто, выросло на 30% по сравнению с январем. Если сравнить с февралем 2023 года, рост в этом сегменте составит 89%. Во многом такие показатели достигаются за счет субсидирования процентных ставок со стороны автопроизводителей. Об этом сообщили «Московской газете» в пресс-службе ГК «АВТОДОМ»

Как отразилось на автокредитовании повышение ставки ЦБ, и следует ли ждать бурного роста в этом сегменте, когда регулятор перейдет к смягчению денежно-кредитной политики?

«В случае снижения процентной ставки, безусловно, такие востребованные инструменты как лизинг и кредит станут доступнее, и мы увидим ещё большее увеличение количества автокредитов и договоров лизинга. При этом необходимо понимать, что эффект от снижения ставки проявляется не сразу, а спустя несколько месяцев», — добавили в пресс-службе.

«Практически каждый второй легковой автомобиль продается с использованием заемных средств. Граждане опасаются роста цен на автомобили и на автокредиты, поэтому количество продаж выросло в два раза по сравнению с показателями прошлого года. Отметим, что китайские производители планируют продать в текущем году более 1 млн автомобилей на российском рынке (примерно половину — Chery, Changan и Haval), что в два раза превышает количество продаж за прошлый год. Однако разные марки выросли в цене от 20% до 35% за 2023 год, возникают проблемы с таможенным оформлением импорта, поэтому ожидается дальнейшее повышение цен. Эта ситуация осложняется значительным удорожанием подержанных автомобилей, которые традиционно приобретались без привлечения заемных средств или с минимальным уровнем. К 2024 году уже почти 9% подержанных автомобилей куплены с привлечением автокредитов. Интересно, что каждый седьмой заемщик – мужчина в возрасте около 35 лет, причем такая статистика обусловлена развитием льготных предложений для военнослужащих и работников правоохранительных органов, а также государственных служащих (с учетом анализа предложений отдельных банковских организаций). Портал «Банки. р у» отмечает, что ставка по автокредитам в четвертом квартале 2023 года превысила 20%, самые низкие средние значения – у Ингосстрах банка, самые высокие – у Газпромбанка. Наименьшие ставки предлагались банками при оформлении автокредита с документальным подтверждением дохода. Также не забудем обязательное требование об оплате страховки КАСКО заемщиком, что повышает расходы на приобретение. Однако в настоящее время наблюдается интересная тенденция, когда стоимость среднего ремонта по КАСКО в уполномоченном центре превышает годовую стоимость полиса (автор столкнулся с этим при оформлении ремонта по ДТП с повреждениями нескольких крупных деталей). Также оформление страхового полиса снимает проблему в поиске «родных» запасных частей и качественной работы специалистов с иностранными автомобилями. Безусловно, возможное снижение ставки ЦБ РФ, которое повлечет за собой установление более низких ставок на автокредиты, положительно повлияет на удовлетворение спроса населения в автомобилях», — сообщила «Московской газете» доцент кафедры налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве РФ Елена Смирнова.

Эксперты отмечают парадоксальную ситуацию: каждое повышение ставки вместо охлаждения приводило лишь к повышению спроса на автомобильные кредиты из опасения, что последние станут еще дороже.

«Повышение ключевой ставки привело к росту ставок по автокредитам. В июле минимальная кредитная ставка при покупке нового автомобиля составляла 13%, а сейчас она выросла до 16%. При этом каждое повышение ключевой ставки приводит к росту спроса на займы для покупки авто, так как россияне стараются купить новый автомобиль до очередного изменения условий кредитования. Сейчас ожидать снижения ключевой ставки не стоит, но во второй половине 2024 года она упадет на 2-3%, если основные экономические показатели, в том числе курс рубля, останутся стабильными. Смягчение кредитно-денежной политики приведет к снижению кредитных ставок при покупке автомобиля до 10%. Однако резкого роста спроса в данном сегменте не будет, так как россияне ожидают падения цен на автомобили, а не выгодных условий кредитования», — сообщили изданию в пресс-службе ГК АвтоСпецЦентр.

Означает ли сохранение потребительского оптимизма, что в скором времени авторынку по объему продаж удастся вернуться к досанкционным временам?

«На сегодняшний день средняя ставка по автокредиту в России составляет 20-21,3%. Данная ставка, очевидно, стала сдерживающим фактором в развитии автомобильного рынка. При этом если опираться на статистику, то, несмотря на рост ставок по автокредитам, в нашей стране за февраль 2024 года было продано, по данным агентства «Автостат», 103 954 новых автомобиля, что на 85,1% больше аналогичного показателя февраля 2023 года. При этом, несмотря на положительную динамику, вернуться к показателям 2021 года, когда было продано 1,6 млн автомобилей, российскому рынку будет сложно. При этом сам по себе рынок автокредитования демонстрирует устойчивый рост. Так, например, объем выданных автокредитов в России по итогам 2023 года составил по разным оценкам 1,3-1,6 трлн рублей. Очевидно, что снижение ключевой ставки не приведет к резкому росту объемов автокредитования. Прежде всего это связано с тем, что объем предложения на рынке автомобилей, несмотря на рост числа китайских автомобилей и параллельный импорт официально ушедших из России марок, остается достаточно ограниченным. Таким образом, можно предположить, что потенциальное снижение ключевой ставки в конце 2024 - начале 2025 гг. в диапазоне 1-1,5% приведет лишь к незначительному росту объемов кредитования, также в диапазоне 1-2% примерно до уровня 1,7-1,8 млрд рублей. Однако важным условием для роста объема кредитования будет являться расширение предложения, особенно в контексте расширения объемов собственного производства на ВАЗе, УАЗе, ГАЗе, а также расширения числа китайских автопроизводителей, размещающих свои производства на территории РФ», — отметил в беседе с «Московской газетой» доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при правительстве РФ Михаил Хачатурян.

«В связи с внешней политикой после 2022 года наблюдается резкий скачок стоимости на все продукты, данная тенденция коснулась не только авторынка. Повышение цен стало первоочередной причиной увеличения спроса. Исходя из личного опыта, можем сказать, что из-за внешних санкций, новые марки известных брендов перестали быть доступны для российских покупателей. Благодаря параллельному импорту ситуация стала выравниваться, но дороговизна иномарок сохранилась и даже в некоторых случаях превзошла ожидания. Если же брать китайских или корейских производителей, то они по сравнению с другими сохранили ту же цену, что и у дилеров. Также спрос на рынке увеличился в период ощутимой девальвации рубля: люди стали активно вкладывать деньги в покупку, создавая ажиотаж на внутреннем рынке, что сопутствовало поднятию цен», —предположил в разговоре с изданием сооснователь автосалона Car-Traid, автоэксперт Айдар Шагабутдинов.

Удорожание кредитов вызвало повышенные спрос на подержанные авто.

«Рост спроса на подержанные автомобили возрастом 10 лет и старше, а также увеличение доли покупок таких машин в кредит, обусловлен несколькими ключевыми факторами. Резкое удорожание новых автомобилей, особенно иномарок. Это связано с уходом многих ведущих автопроизводителей с российского рынка, девальвацией рубля и ростом логистических издержек. Цены на новые машины премиальных брендов выросли в разы, что сделало их недоступными для значительной части покупателей. К этому следует добавить ограниченное предложение качественных подержанных автомобилей возрастом до 5 лет. Спрос на такие машины остается высоким, что приводит к росту цен на них. Многие потребители, которые раньше рассчитывали на покупку 3-5 летнего авто, теперь вынуждены искать более старые модели в пределах своего бюджет. Влияет и сохраняющееся недоверие к китайским маркам у части населения. Несмотря на относительно привлекательные цены, некоторые покупатели предпочитают более дорогие, но знакомые и испытанные бренды, представленные на вторичном рынке. Стремление к экономии. Покупка старых, но надежных автомобилей позволяет сэкономить на начальных затратах и последующем обслуживании по сравнению с новыми машинами. Это особенно актуально на фоне снижения реальных доходов. Доступность кредитования. Рост спроса на кредиты для покупки подержанных машин связан как с их удорожанием, так и с желанием граждан сохранить накопления на фоне экономической неопределенности. Учитывая текущую ситуацию на рынке, можно ожидать, что доля старых подержанных автомобилей в продажах продолжит расти, особенно если ценовые тенденции сохранятся», — сказал «Московской газете» доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции и по экономике и управлению Роман Синицын.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
ЦБ, автокредитование, ставка
Поделиться
Похожие новости