Новость общества

«Если вы не допускаете никакой независимый контроль, значит, вам верить нельзя»: депутат МГД о строительстве хорды возле радиационного могильника

«Если вы не допускаете никакой независимый контроль, значит, вам верить нельзя»: депутат МГД о строительстве хорды возле радиационного могильника

12.08.2020 в 11:01:00
4010

Строители приступили к бетонированию проезжей части путепровода, соединяющего Юго-восточную хорду (ЮВХ) с Третьим транспортным кольцом (ТТК). Об этом «Интерфаксу» сообщили в пресс-службе столичного Департамента строительства

Как отметил глава ведомства Рафик Загрутдинов, к настоящему времени уложено более 400 кубометров бетона.

Кроме того, продолжаются работы по сборке конструкций пролетных строений путепровода. Он возводится через железнодорожные пути Курского направления МЖД.

Тем временем на вечер среды 12 августа в районе Москворечье-Сабурово назначена акция протеста против строительства Юго-Восточной хорды. Отмечается, что мероприятие пройдет в формате встречи с депутатом Мосгордумы Павлом Тарасовым.

Протесты против строительства Юго-Восточной хорды идут с начала 2019 года. Главное опасение у людей вызывало возможное попадание в зону прокладки хорды могильника радиоактивных веществ — урана и тория в районе Московского завода полиметаллов. Против строительства выступала и всемирная организация экологов Greenpeace.

Как недавно зафиксировали жители района, в настоящий момент строители копают в месте, где якобы находится канал очистных сооружений МЗП, откуда сливали жидкие радиоактивные и химические отходы. По их утверждениям, радиоактивная и химическая пыль разносится ветром.

Столичные власти же в июле отрапортовали о завершении комплекса работ по реабилитации площадки около МЗПМ.

Работы по вывозу загрязненных грунтов выполняло ФГУП «Радон». Как заявил ее гендиректор Алексей Лужецкий, строительство Юго-Восточной хорды на этом участке может продолжаться.

При этом, по словам завотделением развития систем аварийной готовности и реагирования Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН Сергея Красноперова, специалисты института еще в конце 2019 года проводили исследования и замеры уровня радиации в зоне строительства ЮВХ, и выяснили, что на данной территории каких-либо рисков для населения нет.

После окончания работ «Радоном» Красноперов вновь подтвердил, что «радиационная обстановка соответствует нормам и не представляет угроз».

Тем не менее, экоактивисты эксперты рабочей группы Мосгордумы, физики-ядерщики Андрей Ожаровский и Алексей Озеров, уже после объявления об окончании реабилитации проблемного участка, провели замеры и выяснили, что радиационная обстановка в этом районе все еще остается нестабильной.

«Происходит накопление в воздушном бассейне радионуклидов, но до детекторов не долетают напрямую пылевые облака. Детектор расположен в месте, куда пылевое облако может попасть только при вертикальном перемещении. Такое тоже бывало, но редко. Оценки загрязнения остаются прежними», — отмечает эксперт.

Как рассказал «Московской газете» депутат Мосгордумы Павел Тарасов, прежде всего люди, которых застрагивает строительство ЮВХ, хотят к себе человеческого отношения и конструктивного диалога с властями.

«Проблем-то вокруг Юго-Восточной хорды целый клубок. Но больше на слуху, конечно, участок строительства через свалку радиоактивных отходов. Действительно, власти отчитались, что они сделали, но это, к сожалению, не означает фактического выполнения. До сих пор никто не был допущен для проверки этой информации. То есть, возможности попасть на площадку, которая якобы уже чистая и безопасная, нет сейчас ни у кого — не только активистов, но и депутатов. Туда не пускают меня в том числе (хотя у меня по закону есть право попадания на территорию любых городских объектов). Не пускают специалистов сформированной специальной экспертной группы при Московской городской Думе, которая официально решением всех пяти фракций формировалась.

Исходя из публичных данных и того, что видно визуально, тот кусочек, который они очищали, это маленький участок, там, где будут стоять опоры мостового перехода. Основное тело свалки, они, похоже, даже не трогали. То есть, те 60 тыс. тонн радиоактивных отходов. Из всего этого объема вывезены доли процента, наверное. То есть, даже в полосе землеотвода, очищено далеко не все, даже из зарегистрированных участков радиоактивного загрязнения. Но, повторюсь, возможности попадания на площадку нет, поэтому какой-то более детальный разговор, пока выстроить сложно. Изначально, я напомню, еще в конце прошлого года, Департамент строительства города Москвы на голубом глазу утверждал, что «совершенно никаких радиоактивных отходов там нет». Несмотря на то, что были письменные ответы, были документы, несмотря на то, что мы сами предлагали: «Пойдемте, сходим, я вас за ручку отведу, покажу, где»... Поэтому, очень большое недоверие к заинтересованной стороне, к тем, кто занимается строительством мостового перехода.

Нужен объективный контроль, все нужно проверять. Поэтому на данный момент я вынужден стоять на позициях, что очистка не проведена, потому что в этом никто не смог убедиться. То, что они утверждают, содержательной нагрузки, на мой взгляд, не несет никакой. Если вы не допускаете никакой независимый контроль, значит, вам верить нельзя.

А кроме этого есть ряд и других проблем. Это и вопрос выстраивания транспортных потоков, и то, что хорду заворачивают по непонятным причинам на Кантемировскую, хотя, по-хорошему, ей надо идти дальше вдоль железной дороги. И рационального объяснения этому нет никакого. Если у кого-то есть желание подвести трассу к строящемуся торговому центру, то, с точки зрения транспортных потоков, это редкостная глупость. Потому что сразу получаются проблемы на съездах. То, что это хорошо какому-то хозяину торгового центра, вовсе не означает, что это хорошо жителям города. И целый ряд других вопросов, которые в целом по хорде возникают: и то, как она строится по отношению к существующей застройке, когда в ряде мест эстакада проходит в 10–15 метрах от окон жилых домов, и уничтожение зеленых насаждений, ликвидация гаражей, детских, спортивных площадок — в общем, достаточно большой ущерб инфраструктуре жилых кварталов, которые даже не воспринимаются некоторыми чиновниками как проблема. То есть к людям никто не приходит, чтобы решить вопрос: «Вот, у вас такие-то деревья пострадают, но мы вам взамен новые высадим. А вот с гаражами вот так будем решать», — вот этого процесса диалога, его просто нет. Как-будто это какие-то чужие люди, у них проблемы, а у нас проблем нет.

Так что, понимая, что хорда, может, и необходима с точки зрения разгрузки радиально-кольцевой структуры, но то, как это делается — лучше, чтобы ее не было никакой. Своим митингом мы хотим обратить внимание на озвученные ранее проблемы и привлечь внимание московских властей, так как проблема никуда не ушла. То, что «Радон» радостно «поставил галочку» и отчитался, что «вот мы все сделали, и у нас все стало хорошо», это людей совершенно не устраивает. Есть еще целый ряд нерешенных вопросов, и я надеюсь, что все-таки какие-то подвижки после этого мероприятия произойдут», — заключил депутат.

Напомним, ранее координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов измерил радиационный фон на месте строительства ЮВХ. Результаты измерений показали, что радиационный фон на месте стройки оказался даже ниже, чем в его автомобиле. В свою очередь, Павел Тарасов поставил под сомнение компетентность активиста в вопросе о строительстве Юго-Восточной хорды.

Московский завод полиметаллов в 50–60 гг. прошлого века складировал на своей территории радиоактивные отходы. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, после очистки и вывоза загрязненного грунта строительство ЮВХ будет продолжена.

ЮВХ — трасса длиной 28 км с мостом через Москву-реку и многоуровневыми развязками, которая протянется от шоссе Энтузиастов до 35-го км МКАД и пройдет по 10 районам Москвы.

Ранее «Московская газета» уже писала о строительстве новой транспортной магистрали и ЮВХ в частности.

Как рассказал нам архитектор-градостроитель, член правления Союза архитекторов России, вице-президент Союза московских архитекторов Илья Заливухин, основная проблема заключается в отсутствии комплексного подхода к планированию.

Автор: Денис Калугин
ТеГИ
ЮВХ, Павел Тарасов, Рафик Загрутдинов, жители и ученые
Поделиться
Похожие новости