Новость общества

Федеральный ритейл оказался в непростой ситуации

Федеральный ритейл оказался в непростой ситуации

Фото © «Московская газета»

10.11.2023 в 10:10:00
2512

«Цены на продукты сдерживают за счёт производителей»: но только до Нового года?

Как узнала «Московская газета», с августовского скачка валютного курса производители продуктов питания пытаются поднять оптовые цены, но торговые сети не дают им этого сделать. Собеседники издания рассказали о позициях торговых сетей и поставщиков в конфликте их интересов, а также о том, как ситуация скажется на ценах и потребительских свойствах продукции для россиян.

Торговая сеть «Ашан» обратилась к своим поставщикам с просьбой не повышать оптовые цены на продукцию до конца 2023 года, в противном случае готовясь обратиться по этому поводу к регуляторам, сообщил «Ъ».

В распоряжении «Московской газеты» оказался текст обращения к поставщикам за подписью коммерческого директора «Ашан» Аси Балабай. В документе отмечается, что «непрекращающиеся тенденции роста цен наблюдаются во всех сегментах товаров» и что по отдельным позициям ассортиментной матрицы «Ашан» находит повышение цен обоснованным.

Однако «Ашан» сообщил поставщикам, что в период с 1 ноября 2023 года по 31 декабря 2023 года включительно не будет принимать предлагаемые ими повышения цен на товары, поставки по которым запланированы и согласованы в годовом соглашении. Руководство «Ашана» ссылается на то, что представители органов российской исполнительной власти, Минпромторга, ФАС неоднократно подчёркивали важность сдерживания цен в стране «и не только в отношении социально значимых товаров».

«Несмотря на то, что договором предусмотрена процедура уведомления и согласования повышения цен, мы не видим иной возможности, как обратиться к вам с просьбой не повышать цены в указанном настоящим письмом периоде, — говорится в обращении к поставщикам. — В случае вашего настойчивого желания повысить стоимость товаров, поставляемых в адрес АШАН, мы будем вынуждены информировать вышеуказанные организации и ваши профессиональные сообщества о таком поведении».

«Давайте совместно внесём вклад в стабильность экономики», – призывает в конце документа коммерческий директор «Ашан» Ася Балабай.

Что по этому поводу думают поставщики, которым адресовано обращение «Ашана»?

Оценить влияние ограничений на корректировку цен на бизнес-производителей той или иной категории продуктов питания в перспективе двух месяцев сложно, ввиду непредсказуемости рыночных трендов, влияющих на себестоимость производства того или иного товара, сказал «Московской газете» исполнительный директор ассоциации производителей и поставщиков продуктов питания «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.

«Показательно, что такая практика ограничений на корректировку цен противоречит нормам саморегулирования, которые торговые сети обязались выполнять правительству, поставив подпись в 2012 году под Кодексом добросовестных практик, но до сих пор не исполняют, — говорит Дмитрий Востриков. — Аналогичные моратории на корректировку цен были признаны ранее недобросовестной практикой Комиссией по применению Кодекса в части обязательств по невмешательству в коммерческую деятельность поставщиков продовольственных товаров. Статья о согласовании прейскурантов часто не соблюдается ритейлом, что на фоне роста полочных цен ведет к дальнейшему ухудшению экономики производителей, ввиду перекладывания всех рисков рыночной волатильности на поставщика. Для покупателя отсутствие гибкости в ценообразовании это стабильно высокие цены, а в критической ситуации и отсутствие товара на полке».

«Это традиционная и довольно банальная ситуация: обычно осенью у ряда поставщиков происходит рост себестоимости производства продукции, — прокомментировал «Московской газете» конфликт интересов поставщиков и торговых сетей предприниматель, экономист, выходец из ритейла, генеральный директор ООО «Менеджмент Девелопмент Групп» Дмитрий Потапенко. — Надо понимать, что в нашей стране помимо налоговых платежей существует 124 вида неналоговых платежей. Это приводит к росту себестоимости у всех: и у производителей, и логистов, и у ритейлеров. Не говоря уже о росте ключевой ставки ЦБ, который является базовым спусковым механизмом. Происходит постоянное «бодание» между поставщиками и торговыми сетями. Это было, есть и будет: к ритейлеру приходит поставщик и говорит, что цену на тот или иной товар надо поднять на 10%, а ритейлер отвечает: «Да, ты имеешь право, но, извини, я лучше обращусь к производителю №2, №3 и т.д.». При этом главным стопором повышения цен является отсутствие денег у покупателя, когда мы с вами просто не можем покупать товар по повышенной цене. И отсюда появляются все истории о том, что в килограммовой упаковке – и товара всего на 850 грамм. Это происходит как раз потому, что денег у покупателя больше не стало, 124 неналоговых платежа никуда не делись, а ключевая ставка растёт».

Эта ситуация приводит к ухудшению потребительских свойств товара, отметил Дмитрий Потапенко.

«Чтобы снижать цену надо снижать базовые издержки, которые отражаются на всех — на поставщиках, логистах, торговых сетях и, в конечном счёте, на кармане потребителя. Поднятие цен приведёт к тому, что магазины начнут пустеть, и их придётся закрывать. Да, сети, конечно, поднимают цены на редкие группы товаров, но на базовые группы это сделать при всём желании не получится», — сказал предприниматель.

В распоряжении журналиста «Московской газеты» появилась интересная информация, что уже с августа 2023 года, когда произошёл скачок курса валюты, а у производителей продуктов питания подорожали сырьё, логистика, тарифы и т.д., производители обратились к торговым сетям с просьбой минимально изменить оптовые цены, но сети не приняли новых цен, хотя повысили стоимость товаров на полках магазинов.

Журналист обратился за подтверждением этой информации к постоянному собеседнику «Московской газеты», члену экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрию Тортеву.

«Так и есть, — сказал Дмитрий Тортев. — Торговые сети не принимают новых цен, при этом повышают стоимость товаров на полках или оголяют полки под собственные торговые марки».

Насколько правомерны позиции торговых сетей и поставщиков в этом вопросе и как их «бодание» сказывается на потребительских свойствах, цене, наличии продуктов для российского потребителя?

«Как мы знаем, федеральный ритейл на общефедеральном уровне подписал с регуляторами соглашение о добровольном ограничении наценок. То есть, торговые сети подписались на механизм мягкого права, и в теории тот же ФАС может спросить с ритейла за несоблюдение договоренностей. Тем более, что в регионах Центральной России, Поволжья, Урала и части Сибири федеральные сети занимают доминирующее положение», — пояснил собеседник «Московской газеты».

Однако соглашение было подписано в относительно благоприятные времена изобилия, когда агропромышленный комплекс был вдоволь насыщен зерном, кормами, и курс национальной валюты был благоприятным для приобретения запчастей и оборудования, отметил Дмитрий Тортев.

«А обороты большинства сельхозпредприятий и переработчиков не позволяют делать долгосрочных запасов. Кроме того, у федеральных торговых сетей за счет широкой продуктовой матрицы были возможности маневрировать, перекидывая рост цен с социально значимых продуктов на товары премиум класса. В текущем же сельскохозяйственном году для аграриев сошлись воедино все негативные факторы, которые можно представить, и все они сказались не себестоимости производства», — добавил член экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции.

«Уральские регионы, например, столкнулись с засухой и сильно недобрали в кормах. В южных регионах — дефицит топлива. Для всех остальных участников АПК подорожали запчасти (поскольку по ряду позиций сельхозтехники просто нет отечественных аналогов, — прим. авт.). Из-за повышения ключевой ставки возник дефицит оборотных средств, и банки начали задерживать выдачу льготных кредитов. Объем господдержки просто не поспевает за нуждами аграриев. В ряде регионов субсидии по выкупу молока не индексировались с 2005-2008 гг. А общий объем субсидий в пересчете с инфляцией сокращается из года в год, поскольку общая сумма в цифровом выражении не снижается для отчетности. Даже в случае с недавним топливным кризисом на федеральном уровне вроде начали обсуждать выплату компенсаций, как в 2018 году, но инициатива уже заглохла. Естественно, что все перечисленные факторы сказались на себестоимости. Даже озвученные в Союзмолоке данные о том, что рост себестоимости производства молока вырастет на 15-20%, слишком оптимистичны. Это средняя температура по больнице. В реальности себестоимость производства молока на Урале подскочила до 25%, в ряде муниципалитетов Ставрополья на 30% и больше. Не говоря уже о производителях бройлерной продукции, учитывая, что от 60 до 70% птицы разведены за рубежом. У нас преимущественно немецкие или голландские породы», — заметил Дмитрий Тортев.

Однако как у аграриев, так и у переработчиков на протяжении последних 20 лет были слабые переговорные позиции, отметил эксперт.

«В 2014-2015 гг. на волне импортозамещения продуктов питания вносились инициативы, которые укрепили бы положение представителей АПК в переговорах с ритейлом, но к 2016 году всё осталось, как есть. С одной стороны, это объясняется тем, что государству легче вести переговоры с определенным количеством игроков среди ритейла, которые занимают доминирующее положение на рынке. У сельхозпредприятий и переработчиков нет организации, которое представляло бы, большинство участников отрасли. Поэтому обрабатывать их предложения сложнее», — сказал член комитета по защите конкуренции в Госдуме.

С другой стороны, по словам Дмитрия Тортева, на примере федеральных сетей мы уже видим, к чему привела такая политика.

«Федеральные сети, пользуясь доминирующим положением, фактически взяли на себя функции регулятора. Тем более, что федеральный ритейл тоже оказался в сложной ситуации — из-за девальвации рубля пространства на маневры не осталось. А ведь еще нужно оставлять место для акционных товаров, чтобы привлекать покупателей. Ритейл — это бизнес, а не благотворительность, чтобы за свой счет снижать цены на социально значимые товары. В таких условиях цены будут сдерживать уже за счет производителей», — подчеркнул собеседник «Московской газеты».

Если говорить про насыщение полок, то ассортимент будет зависеть уже от посевной 2024 года, добавил эксперт.

«По моей информации, аграрии всерьез рассматривают вопрос о сокращении посевных площадей овощей с открытого грунта, что повлияет на цену того же борщевого набора. Конечно, в том случае, если государство не выделит дополнительных субсидий непосредственно АПК. Как такового дефицита продуктов ожидать не следует, но после новогодних праздников корректировка цен неизбежна», — заключил Дмитрий Тортев.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
ритейл, цены, продукты
Поделиться
Похожие новости