Государство готово вступить в борьбу за умы юных геймеров и поддержать отечественного производителя
В Комитете по информационной политике, IТ и связи рассказали, сколько денег за 2021 год россияне потратили в компьютерных играх. Выкладки опубликованы в Telegram-канале комитета
По данным парламентариев, за год сограждане только на мобильные игры потратили около миллиарда долларов. Вырос и вторичный рынок, то есть покупка различных внутриигровых виртуальных предметов у других игроков. Средний чек российских геймеров в этом сегменте увеличился на 17%, а число покупателей на поддающемся учёту легальном рынке взлетело на 127%. Цифры, действительно, впечатляющие. Но ничего удивительного в такой тенденции нет. Во-первых, видеоигры сами по себе становятся всё более насыщенными, детализированными и интересными благодаря современным технологиям. Во-вторых, свою роль сыграла основная причина всех нынешних изменений – пандемия. Значительная часть жизни переместилась в онлайн, у людей появилось больше свободного времени, которое раньше они тратили на дорогу до работы или учёбы, встречи и поездки, так что аудитория компьютерных игр ожидаемо возросла.
Если что-то стремительно растёт и развивается, на это непременно обратит свой всепроникающий взор российское государство. Рынок видеоигр, разумеется, не стал исключением. Глядя на общую интернет-политику властей, несложно предположить, что заветная мечта российских IТ-регулировщиков – сделать, как в Китае. В Поднебесной, напомним, сфера видеоигр регулируется жёстче некуда. Мало того, что несовершеннолетним можно играть лишь один час в день и только по выходным и праздникам, так еще и за исполнением этих норм следят с помощью сканирования лиц и их регистрации по номеру телефона. Кроме того, игры ещё должны быть безупречны с морально-нравственной точки зрения (и политически правильными). Сцены насилия, естественно, недопустимы. Поэтому западные игры будут допущены до китайских пользователей, только если их содержание соответствует социалистическим ценностям. Своим разработчикам компартия настоятельно рекомендует продвигать китайскую культуру и посредством соответствующих сюжетных построений хвалить политический строй. Одним словом, в онлайн-среде всё должно быть столь же добропорядочно и лояльно власти, как и в реальной жизни.
Россия пока вступает на этот путь, но направление в целом понятно. Первое, что необходимо сделать в условиях «враждебного внешнего окружения» – поддержать отечественных разработчиков, чьи игры будут воспитывать в подрастающем поколении патриотизм и традиционные ценности.
Ещё в апреле 2021 года в СМИ заговорили о предложении правительства создать Фонд поддержки разработчиков игр, который будет финансировать создание игр, популяризирующих русскую историю и культуру. Априори очевидно, что государство будет поддерживать популяризацию истории сугубо в своей, единственно верной интерпретации. «Коммерсантъ» писал, что инициатива исходила от вице-премьера Дмитрия Чернышенко, её поддержали в администрации президента, а конечными бенефициарами, помимо самого государства, могут стать IТ-гиганты Mail.ru Group и «Яндекс». При этом в самой отрасли отмечали, что такая господдержка вряд ли будет пользоваться спросом, потому что российский разработчик ориентирован на глобальный рынок, а там киберстратегии про Великую Отечественную мало кому интересны. Такой контент просто не будет популярным у широкой аудитории, считает владелец профильного портала Игромания Гаджи Махтиев.
«Идея с созданием фонда — скорее попытка подвести популяризацию русской истории и культуры под уже сформированную индустрию», – говорил эксперт.
Иными словами, это не поддержка развития отрасли как таковой, а попытка её переформатирования под государственные нужды. Естественно, такие меры нарушат честную конкуренцию на рынке, поскольку финансовые преимущества будут предоставлены «правильным» разработчикам.
Глава WN Media Group Павел Ряйкконен был более оптимистичным, заявив, что у инициативы есть некоторые шансы на успех. Хотя и он отмечал, что отрасли нужно совсем не это.
«Фонд поддержки разработчиков игр вряд ли жизненно необходим для рынка, но при правильной реализации инициатива может быть полезной. Более насущной проблемой для отрасли игр остается НДС на покупку рекламы на зарубежных площадках. Стоимость привлечения зарубежной аудитории увеличивается на этот самый НДС, и в российской юрисдикции, в отличие от ряда других, нет механизма избежать этого налога», – пояснил предприниматель. Однако властям вряд ли нужно просто развитие индустрии, которое не будет иметь необходимого пропагандистского эффекта, поэтому налоговых льгот участникам рынка никто не обещает.
Понятие правильной реализации у профильных госорганов тоже своё, особенное. Поэтому идею о Фонде поддержки разработчиков игр в сентябре прошлого года официально включили во второй пакет мер поддержки IТ-отрасли. Чиновники как бы говорят разработчикам, что государство лучше знает, какая поддержка им нужна. А ведь у нас уже есть один фонд, поддерживающий патриотическое искусство за счёт налогоплательщиков – это Фонд кино при министерстве культуры.
В 2021 году эта организация выделила 1,6 миллиарда бюджетных рублей на производство фильмов. Сколько из них удастся вернуть – покажет время, но, к примеру, в 2019 году из 68 поддержанных фильмов затраты окупили лишь 8. В этом случае на экраны также пытаются продвигать кино исторической тематики с патриотической направленностью, рассказывающее о всё той же Великой Отечественной, а также о событиях и личностях советской и дореволюционной эпохи. Однако такая популяризация российской культуры и истории регулярно оборачивается не вкладом в киноискусство или огромными кассовыми сборами, а лишь новым материалом для язвительной критики в Сети, когда ролики с разбором от BadComedian смотрят чаще, чем сами фильмы. Ещё один госфонд, с помощью которого государство стремится продвинуть в массы свою повестку через популярную индустрию, грозит привести к таким же результатом.
Но политика в отношении столь прибыльного сегмента не ограничивается лишь поддержкой «правильных» разработчиков. В ней есть место и прямым регулировкам, и запретам. Так, депутат Госдумы от ЕР, глава комитета по информполитике Александр Хинштейн уже анонсировал принятие в ближайшее время законов по чёткому регулированию этой сферы. Парламентарий пояснил, что в РФ собираются принять нормы по возрастной маркировке игр, исключению в игровых мирах таких явлений, как буллинг, ненормативная лексика и, конечно же, оскорбление чувств верующих. Одним словом, ожидаются новые строгие рамки для игровой среды, которая, по мнению представителей власти, слишком долго оставалась без их внимания. И, возвращаясь к предыдущему аспекту, прогноз на будущее игровой индустрии можно завершить цитатой господина Хинштейна.
«Я считаю, что политический потенциал видеоигр нельзя игнорировать. Куда более дальновидным шагом будет продвижение через них настоящих ценностей — это патриотизм, интерес к истории страны, умение мыслить независимо и правильно оценивать политическую ситуацию», – заявил депутат.
Как в очередной раз доказывает российская действительность, бурный рост какой-либо отрасли несёт ей не только блага, перспективы развития и простор для новых идей, но и множество рисков в виде госрегулирования и попыток власти приспособить все сферы жизни под свою политическую целесообразность.
-
«Московская газета» продолжает тему кадрового голода в России в аспекте такого явления, как профессиональное...27.12.2023 в 17:10:002916
-
Россия – страна, вносящая заметный вклад в индустрию компьютерных игр. При этом в настоящее время на отечественную...19.11.2023 в 12:02:002741
-
По мнению эксперта, чрезмерное нагнетание страстей может привести к катастрофе21.10.2020 в 13:16:005143
-
Депутат Госдумы от «Единой России» Евгений Марченко предложил проверять будущих священников на наличие ...30.06.2020 в 20:30:002620
-
Скарлетт Йоханссон, Киану Ривз и Шарлиз Терон стали персонажами компьютерной игры «League of Legends», а по ...24.10.2019 в 13:35:009130
-
Бывший депутат Госдумы, актриса Мария Кожевникова предложила законодательно запретить играть в компьютерные игры детям, ...02.05.2018 в 17:56:0018392