Названы проблемы и перспективы индустрии компьютерных игр в России
Россия – страна, вносящая заметный вклад в индустрию компьютерных игр. При этом в настоящее время на отечественную геймдев-отрасль влияют те же вещи, что и на экономику в целом: геополитическая напряжённость и санкции. «Московская газета» уже поднимала тему интереса государства к компьютерным играм, а также более общую тему ситуации с IT-кадрами в России. Какова сама история компьютерных игр в России и перспективы этого развлекательного сегмента высоких технологий в стране? Об этом «Московская газета» узнала у представителей индустрии
Игровая индустрия в России начала развиваться в 1990-х годах, после распада Советского Союза, рассказал «Московской газете» основатель компании в сфере co-development по разработке мобильных и компьютерных игр Infinite Art Solutions Алексей Печенин:
«В 1990-ых происходило формирование рынка, появились первые игровые студии, такие как «Бука», например. Издание и распространение игр в основном осуществлялось через пиратские копии. В начале 2000-ых происходили развитие и рост индустрии. В это время начинают появляться более заметные игровые проекты, такие, как игры серии «Ил-2 Штурмовик» от студии 1C. Также значительно возросли качество и уровень игр, разработанных российскими студиями. «Космические рейнджеры», «Петька и Василий Иванович спасают галактику», думаю все игроманы любят и помнят эти игры, «Герои меча и магии V», разработанную студией Nival. Бум онлайн-игр и международное признание российской игровой продукции пришёлся на середину 2000-х-2010, в это время появляются такие значительные проекты, как Allods Online и Warface. Российские разработчики начинают завоевывать международное признание, и на рынке появляется довольно много компаний с большим на то время именем и грандиозным успехом, – например, Social Quantum, Game Insight, Playrix и т.д.».
«Знаковых игр было много, — рассказал «Московской газете» аналитик российской игровой индустрии Андрей Апанасик. — Начать с того же «Тетриса». Дальше были «Космические рейнджеры», «Дальнобойщики», «Аллоды», «Братья Пилоты», «Корсары», «ИЛ-2», «Сфера» и куча других. Из более новых – «Танки», «Атомик», «Пасфайндер», «Чёрная книга» и так далее. Были и нашумевшие, но провальные проекты вроде Lada Racing Club».
По словам Алексея Печенина, российский рынок видеоигр в 2023 году характеризуется значительной активностью и ростом.
«В 2023 году доходы российского рынка видеоигр оцениваются примерно в 2,120.00 миллиона долларов США. Ожидается, что отрасль будет расти с годовым темпом 8,11%, что приведет к прогнозируемому объему рынка в 2,896.00 миллиона долларов к 2027 году. Прогнозируемое количество пользователей видеоигр в России составляет около 52,07 миллиона. Ожидается, что это число будет продолжать расти, и к 2027 году количество российских игроков в видеоигры может достичь 52,1 миллиона. Проникновение пользователей в 2023 году оценивается примерно в 32,7%, с ожидаемым ростом до 36,0% к 2027 году. Российский рынок видеоигр показал рост на 9% за год. Продажи мобильных игр в России в 2021 году составили 76,5 миллиардов рублей, что на 14% больше, чем в предыдущем году», — рассказал собеседник «Московской газеты».
«Обороты игровой индустрии в РФ сложно оценить, т. к. на части площадок больше нельзя покупать российские игры, — отметил Андрей Апанасик. — Многие разработчики сменили регион на ту же Турцию. При этом РФ всё равно в топе по продажам компьютерных игр».
С точки зрения популярности, в лидерах по загрузкам оказались гиперказуальные игры и «песочницы», в то время как наибольший доход приносят РПГ и стратегии, отметил Алексей Печенин.
«Основная аудитория игроков предпочитает ПК для игр (60%), меньшее количество играют на мобильных устройствах (19%) и на игровых консолях типа PlayStation (16%). Игры жанра RPG возглавляют рейтинг жанров, а стратегии и шутеры также популярны. Большинство игроков (74%) предпочитают одиночный режим игры. Месячные расходы на игры выросли на 20%, при этом расходы на игры стоимостью от одной до пяти тысяч рублей увеличились на 20%, а на игры стоимостью от пяти до десяти тысяч рублей — на 3%. Число покупок игровых консолей выросло на 26%, а спрос на игровые компьютеры увеличился на 10%. При этом средний чек на игровые консоли и компьютерные комплектующие уменьшился», — сообщил собеседник.
Российские игры часто используют национальную культуру, историю, иногда даже фольклор, особенно в 2023, заметил Алексей Печенин.
«Это придаёт им уникальность, — считает он. — Например, советская тематика или мифы — это же совсем не то, что в американских или азиатских играх. Стиль у наших игр посерьезнее, погрубее. Не такой яркий и «весёлый», вероятно, как на Западе или в Азии. У нас больше реализма, мрачноватые тона. Если говорить о геймплее, думаю, у нас больше внимания уделяется стратегии, тактике. Не просто «нажимай и беги», а думай, планируй. А вот в Америке или Японии, скажем, больше приключений или РПГ, где сюжет и персонажи находятся на переднем плане».
В начале развития индустрии видеоигр в России интерес и влияние государства было довольно ограниченным, отметил Алексей Печенин.
«Я думаю, эта сфера считалась, скорее, нишевой и не получала значительной поддержки или внимания со стороны правительства. Игровая индустрия развивалась в основном за счёт частных инициатив и предпринимательского энтузиазма. Но к 2023 году ситуация точно изменилась», — сказал эксперт.
С ростом глобального влияния и экономического потенциала игровой индустрии российское государство начало проявлять больший интерес к этой области, отметил Алексей Печенин.
«Это выражается, например, в поддержке разработки игр, которые продвигают культурные и исторические ценности России, а также в инвестициях в образовательные программы, направленные на подготовку специалистов в этой сфере. Я лично участвовал месяц назад как в «Игропроме», так и в локальном конкурсе разработки игр для студентов, видел команду студентов, которая получила грант и разрабатывает консольную игру. Да, вероятно, они не сделают суперхит с первого раза, но это огромный потенциал для их карьеры», — рассказал основатель Infinite Art Solutions.
Кроме того, по словам Алексея Печенина, существует повышенное внимание к регулированию контента видеоигр: государство стремится контролировать распространение контента, который считается неподходящим или противоречащим национальным ценностям.
«Это может включать в себя цензуру или запреты на определённые игры. В целом, можно сказать, что если в начале развития индустрии в России государственное влияние было минимальным, то к 2023 году оно стало более заметным и активным с упором на продвижение национальных ценностей и регулирование контента игр», — заключил собеседник издания.
Геополитическая обстановка и санкции повлияли на российский игровой бизнеса, отметил в беседе с «Московской газетой» аналитик российской игровой индустрии Андрей Апанасик.
«Как минимум появились сложности с переводами денег. Уже не говоря про «токсичность» российских денег и компаний в представлении Запада. Многие студии из-за этого ушли из России вовсе, закрыли офисы. Кто-то удалил упоминания РФ в истории компаний, например, компания Mundfish. Впрочем, не уверен, что их нашумевшая игра Atomic Heart – хороший пример, учитывая, что Mundfish, по сути, собрала на ней деньги в РФ и уехала. Из текущих примеров есть игра «Смута», но, как говорят сами разработчики, это проект «не ради денег», — рассказал эксперт.
Государственный аппарат довольно медленно поспевает за новшествами в игровой индустрии и не только, считает Андрей Апанасик.
«Сейчас государство внезапно осознало, что игровая индустрия на самом-то деле большая. И когда одни отделы пытаются какие-то инициативы по оказанию помощи нашим разработчикам продвигать, другие подразделения пытаются «закрутить гайки», ссылаясь на якобы происходящую «вербовку внутри игр», появляются странные законы о «приземлении» иностранных IT-компаний. В целом, интерес со стороны власти к компьютерным играм растёт, предпочтение в той или иной степени патриотическому игровому продукту. Однако, чиновники не вполне понимают специфику этого рынка и пытаются применять к нему методы, наводящие на воспоминания об СССР. Возможности для развития игровой индустрии в России есть, есть ресурсы. Те же VK шевелятся, — там разработали российский игровой движок Nau Engine, на котором в рамках этой платформы вышла Atomic Heart. Однако пока не хватает долгосрочной стратегии. В ближайшие годы нужно следить за выходящими играми от наших разработчиков, которые начали «пилить» проекты уже на новом рынке в новых условиях. По результатам эти релизов (2024-2026 годы) уже можно будет говорить о том, есть ли у нас индустрия или осталась лишь выжженная пустыня», — заключил Андрей Апанасик.
Что касается инди-игр от небольших независимых разработчиков, то они крайне востребованы как в России, так за её пределами, рассказал «Московской газете» разработчик инди-игр Пётр Веткин.
«Почти каждый месяц выходят громкие релизы, в которые играют десятки тысяч людей. Если говорить о конкретно отечественных проектах, то тут тоже всё неплохо. В последние годы выходили «Чёрная книга», Highfleet, Bookwalker и многие другие успешные игры. Так как инди-игры охватывают все возможные жанры, то и аудитория у них самая разнообразная. Есть игры, которые повторяют ретро-эстетику 8-16 битных игр для любителей поностальгировать, как Iron Meat. Есть трендовые игры по свежим мемам, как недавняя «Русы против ящеров», у которой на днях продажи превысили 100 тысяч копий. Интересную игру для себя найти может каждый», — рассказал Пётр Веткин.
В текущей ситуации российские разработчики выживают, кто как может, отметил собеседник «Московской газеты».
«Кто-то переезжает из страны и перевозит студии в другие страны. Кто-то, как студия BABA YAGA GAMES, открывает краундфайдинг на новые игры. Недавно у них получилось собрать на новую игру «Василиса и Баба Яга». Многие студии закрылись либо перешли в малоактивный режим деятельности», — резюмировал Пётр Веткин.
-
«Московская газета» продолжает тему кадрового голода в России в аспекте такого явления, как профессиональное...27.12.2023 в 17:10:002826
-
В нынешней непростой внешнеэкономической ситуации всё большее число отраслей промышленности, в том числе очень перспекти...22.04.2022 в 14:26:003393
-
В Комитете по информационной политике, IТ и связи рассказали, сколько денег за 2021 год россияне потратили в компьютерны...28.01.2022 в 17:55:002614
-
Депутат Госдумы от «Единой России» Александр Карелин ко второму чтению законопроекта об изменении Конституци...10.03.2020 в 14:29:004313
-
Скарлетт Йоханссон, Киану Ривз и Шарлиз Терон стали персонажами компьютерной игры «League of Legends», а по ...24.10.2019 в 13:35:009104
-
Бывший депутат Госдумы, актриса Мария Кожевникова предложила законодательно запретить играть в компьютерные игры детям, ...02.05.2018 в 17:56:0018357