Новость общества

К чему сводятся «секретные планы» по привлечению иностранных инвесторов в ЖКХ

К чему сводятся «секретные планы» по привлечению иностранных инвесторов в ЖКХ

Фото © «Московская газета»

04.01.2025 в 11:39:00
607

Собеседники «Московской газеты» высказали разные точи зрения на решение проблем ЖКХ в России

К модернизации коммунальной инфраструктуры в России уже много лет пытаются привлечь российских инвесторов, рассказала «Московской газете» председатель Комитета Госдумы по ЖКХ Светлана Разворотнева:

«Это слабо удавалось и в лучшие времена, при низкой ключевой ставке. Причин тут несколько. Во-первых, это непрозрачность сферы ЖКХ. Концессионеры часто не понимают, что за объект жилищно-коммунального хозяйства они берут в концессию, каков его износ и т.д. Вторая непредсказуемость — правила игры: нет долгосрочной тарифной политики, концессионные соглашения заключаются на уровне муниципалитетов, а тарифы устанавливаются на региональном уровне. Наблюдается и политизированность данной сферы: тарифы часто отражают не реальную стоимость ресурса, а опасения властей, что люди будут возмущены ростом тарифов. Низкие тарифы не позволяют окупить вложения. Российская ассоциация водоканалов считала, сколько лет нужно, чтобы окупить вложения в водоканал города Щёкино Тульской области. Вышло 130 лет. В такую сферу, с таким износом и тарифами, инвесторы не побегут».

Из иностранных инвесторов в Россию сейчас может вкладываться Китай, но сфера ЖКХ — сложное направление для сотрудничества, отметила депутат Госдумы.

«КНР вкладывается в инфраструктуру по всему миру, в основном в энергетическую, но при этом китайцы предпочитают оставлять за собой контрольный пакет по управлению инфраструктурой. У нас в сфере водоснабжения приватизация вообще запрещена. В сфере теплоснабжения — разрешена, но в данной отрасли у нас уже есть крупные собственники, и они вряд ли обрадуются приходу других игроков. В стране огромные долги, в первую очередь, от неотключаемых потребителей: школы, садики и т.д. В этой сфере настолько сложная и запутанная ситуация, что инвестор, тем более, иностранный, туда не пойдёт. Пока «секретные планы» по привлечению иностранных инвесторов сводятся к выделению средств на посещение зарубежных форумов. Раньше у нас был финский инвестор Fortum и французская компания Veolia. Сейчас, конечно, не те условия, чтобы в России работали западные компании. Fortum вел деятельность хорошо и прозрачно, а французская компания выполнила не все свои инвестиционные обязательства. В сфере ЖКХ нужно сначала навести порядок, а потом думать о привлечении инвесторов», — считает Светлана Разворотнева.

Вопрос с нехваткой средств на модернизацию ЖКХ в России стоит очень остро, отметила председатель Комитета Госдумы по ЖКХ:

«Есть распоряжение президента привлечь на обновление ЖКХ не менее 4,5 трлн рублей к 2030 году. Но это был приблизительный подсчёт по ценам 2022 г. К тому же у нас нет точного представления о реальном износе коммуникаций. Есть только бухгалтерские балансы, где время эксплуатации умножают на определённый процент амортизации. В текущих ценах понадобится более 4,3 трлн рублей. В бюджете у нас заложено 150 млрд до 2027 года. Если удвоить эту сумму и добавить списанные инфраструктурные кредиты для регионов (хотя неизвестно, остались ли у субъектов освобожденные этим списанием средства), останется ещё 2-3 трлн рублей, их надо где-то взять. Банковские кредиты нам сейчас недоступны. На мой взгляд, самый реальный сейчас путь — привлекать деньги населения на добровольной основе через облигации, через специальные займы, с участием пенсионных фондов».

Привлечение инвесторов к модернизации ЖКХ стало, по большей части, неудачным опытом, рассказала «Московской газете» эксперт Народного фронта Светлана Калинина:

«Но попытки продолжаются. На опыте 20-летней работы я столкнулась с многочисленными проблемами расходования бюджетных денег в этой сфере. Нередки случаи, когда к проектам привлекают своих застройщиков или обходят все процедуры, связанные с ФЗ 44. В этом году только с подачи Народного фронта возбудили более 400 уголовных дел через прокуратуру по итогам проверок. Речь идёт о невыполнении нацпроектов, недострое социальных объектов, состоянии ЖКХ. Есть субъекты РФ, в которых мы не увидели результатов вложений по программе «Чистая вода», очистных сооружений, очищения Волги, в строительстве котельных, социальных объектов. Хочется верить, что государство будет строже спрашивать с чиновников за исполнение работ. При этом задержания провинившихся не приносят, опять же, результатов «на земле». Люди получили чистую воду? Волга и Байкал стали чище? Перестали рваться электросети? К сожалению, во многих случаях, нет. Привлечение наших, российских, инвестиций в концессионных соглашениях дало результат? К сожалению, тоже не вижу».

Привлечение иностранных инвесторов — это взаимовыгодное государственно-частное партнёрство, в котором свою долю будут иметь представители других стран, пояснила представитель НФ.

«Значит, из России будут выводиться активы? — спрашивает собеседница издания. — В 2014-2017 гг. жители Красноярского края жаловались нам, что у них очень высокие тарифы на электроэнергию по сравнению с Центральной Россией. Я поехала на Саяно-Шушенскую ГЭС, и оказалось, что 50% инвестиций в ГЭС— это Германия. А тарифы меньше не становились и были в 2 раза больше, чем в Москве. В рамках контракта с инвестором надо держать определённую цену. А речь идёт о предприятиях, обеспечивающих безопасность жизни россиян. И здесь государство не должно зависеть от иностранных инвесторов ни на копейку».

Проблема в том, что основным показателем работы чиновников является освоение бюджетных средств, а не реальные результаты, считает Светлана Калинина:

«Надо взять под особый контроль государственные средства и реализацию проектов. Не пора ли издавать чёткие законы, согласно которым, например, будет арестовываться имущество чиновников, которые не довели нацпроекты до реальных результатов? Частый случай, когда чиновники и бизнес взяли концессию на 15 лет, увеличили тарифы и вернули объект ЖКХ с 85%-м износом сети. Освоили средства по «Чистой воде», а вода грязная или не дошла до кранов, или идёт с мышьяком, как в Новосибирской области. Не верю, что привлечение иностранного бизнеса — панацея, и людям будет от этого комфортно жить. Государству нужно модернизировать системы жизнеобеспечения на свои средства и рассчитывать в этом вопросе только на свои силы, а федеральные чиновники должны нести за исполнение нацпроектов персональную материальную ответственность».

Что касается привлечения инвестиций в ЖКХ со стороны граждан, это, по сути, происходит и так, считает эксперт НФ.

«Разве мы не участвует добровольно в концессиях, когда в любом тарифе закладывается ремонт многоквартирных домов, сетей и строительство котельных? Капитальный ремонт, я считаю, это уже инвестиции людей в ЖКХ, причём в рамках законодательства. При этом на сегодняшний день только 30% россиян довольны капремонтом. По сути, люди вкладывают собственные средства и в модернизацию ЖКХ, и в создание комфортной городской среды, и безопасны и качественные дороги. А вот результатов этих «инвестиций» не всегда видно», — заключила Светлана Калинина.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
инвесторы, ЖКХ, проблемы, Народный фронт
Поделиться
Похожие новости