Новость общества

Как Подмосковье делают Меккой современного искусства

Как Подмосковье делают Меккой современного искусства

Фото © «Московская газета»/Виталий Папилкин

16.11.2019 в 13:15:00
3509

Зачем власти открыли в Одинцово музей под открытым небом?

Жители одного из самых густонаселённых районов Подмосковья – Новая Трёхгорка (расположен в Одинцовском городском округе) летом 2019 года стали участниками необычного эксперимента: свыше 30 фасадов многоквартирных домов и ещё порядка 20 технический строений украсили граффити. Художники из разных стран мира приехали в Новую Трёхгорку, чтобы внести свою лепту в создание музея под открытым небом. 1 сентября здесь появилось 50 арт-объектов. Что из этого получилось, и, насколько рационально организаторы потратили 20 млн рублей? – в репортаже «Московской газеты».

Новая Трёхгорка. Где это?

Несколько километров на Запад и вы — в Одинцовском городском округе. Здесь, рядом с условной границей Москвы и Московской области, в виде монументальной башни — ТЦ «Орбион» (объект возводил Михаил Гуцириев, группа «Сафмар», — прим. авт.), на подступах к Подушкинском лесу, построили новый микрорайон. Сейчас тут живёт 70 000 человек. Это маленький город, который с одной стороны обнимают пустыри и холодные высотки UP-квартала «Сколковский», а с другой – инновационный центр «Сколково». Маленький кусочек леса, который власти считают парком, а жители – обычной дорожкой в лесу. Пусть и асфальтированной.

Складывается впечатление, что в микрорайоне Новая Трёхгорка есть всё, кроме: дорог, парковок, школ, детских садов, комфортабельных автобусов и надежды на то, что это всё когда-нибудь случится. Что исполнится, пусть даже не сразу, а, когда вырастут их дети. Жители Подмосковья сами голосовали за такую «тесную жизнь». Голосовали  не автографом, а рублём. Многие из них до сих пор выплачивают ипотеку, ведь речь идёт о нескольких миллионах рублей за 1-2-комнатную квартиру. Поэтому, когда вы осуждаете тех, кто выбрал жизнь в тесноте, жизнь рядом со столицей, помните: им ничего не остаётся, кроме как выплачивать кредиты и любить свой район.

Бесцветное гетто

Лето в Новой Трёхгорке нельзя назвать тоскливым. Пограничный пост «Орбион», отделяющий обычный, бренный мир, от мира хороших манер, больших денег и инноваций, на самом деле не просто торговый центр, а мультимодальный транспортный узел. Так он официально называется. Что это такое? Попробую вам объяснить. Спросите как-нибудь кассира на железнодорожной станции «Инновационный центр «Сколково», как «привязать» карту «Стрелка» к пригородным поездкам железнодорожным транспортом? Вам сразу всё станет понятно и про российские инновации, и про мощный транспортный узел.

Живя в Трёхгорке летом, можно каждый день ходить на экскурсии в «Сколково». Особенно приятно гулять там по выходным, когда на территории нет вообще ни души. Такие путешествия – возможность получить особенные впечатления. Перед вами современный, комфортный город. Абсолютно пустой. С парками, торговыми центрами, полями для гольфа и скверами, но практически безлюдный, ледяной и равнодушный.

Когда ваша шея онемеет, а глаза начнут болеть от блестящей солянки из стекла и железобетонных конструкций мильтимодального транспортного узла «Орбион», отправляйтесь в обратную сторону от Москвы, в лес, и уже через 10 минут вы окажитесь в одном из самых густонасёленных районов мира. Гонконг – отдыхает.   

В местной школе 89 классов. Образовательное учреждение состоит из двух корпусов (проектная мощность каждого 850 человек). Учебное заведение переполнено всего лишь на 58%. Не так много по сравнению с остальными школами Одинцово…

1 сентября, здесь, в Новой Трёхгорке, в школе №17, сели за парты почти 6000 первоклассников. Это на 1000 детей больше, чем в прошлом году. Это официальные данные сайта школы. После этих «сухих» цифр, думаю, никому не нужно объяснять, с какой скоростью растёт тут население. 

Большие высотные дома, многочисленные магазины на первых этажах, салоны красоты и пивные бары – всё, из чего, собственно, состоит микрорайон Новая Трёхгорка. 90% его жителей приезжают сюда вечером, чтобы выспаться, набраться сил, а утром вновь уехать на работу в Москву.

Ждали Бэнкси, но тот не приехал

Художник Дмитрий Лёвочкин за один месяц попытался превратить громоздкий, унылый микрорайон, погрязший в трясине социальных проблем, в музей под открытым небом. Нет, он не обещал построить новые школы, или открыть парковки. Лёвочкин подарил людям нечто большее – эмоции.

Пока молодые мамы, не успев выписаться из роддома, заранее, всеми правдами и неправдами, выбивали место для ребёнка в детском саду, Лёвочкин убедил губернатора Московской области Андрея Воробьёва, что проект Urban Morphogenesis – это круто. Тему первого фестиваля обозначили так: «Культурный код».

Идея художника сводилась к тому, чтобы пригласить в Новую Трёхгорку мастеров граффити со всего мира. Вдвойне хорошо, если они будут известными людьми в стрит-арт тусовке. Каждый из них, чаще всего за солидный гонорар, брал на себя обязательство украсить один из фасадов жилой высотки своей работой.

О гонорарах художников жители Новой Трёхгорки спорили больше всего. Особенно в местных пабликах «Вконтакте». Местное население вообще разделилось на тех, кто был двумя руками «за» Urban Morphogenesis, и тех, кто выступал категорически «против» праздника. Равнодушных в те дни не осталось.

В беседе с журналистами Лёвочкин признавался, что мечтал привезти в Одинцово Бэнкси (псевдоним известного во всём мире английского андерграундного художника стрит-арта). И даже пытался шутить на эту тему: дескать, у того в последний момент изменились планы, поэтому он не приехал. Но вряд ли Бэнкси, которого во всём мире знают не только, как художника, но ещё и как режиссера, и политического активиста с довольно независимыми взглядами, хотел бы оказаться в компании художников выполняющих российский государственный заказ. Это не про Бэнкси точно.  

Лёвочкин говорил, что почти каждый автор граффити получил гонорар. Деньги у идейного вдохновителя фестиваля Urban Morphogenesis были. 10 млн рублей – президентский грант, и ещё столько же нашёл Андрей Воробьев. Итого: 20 млн рублей. Эти данные неоднократно публиковали местные СМИ. Не скрывает информацию и Лёвочкин.

Размеры вознаграждения для художников варьировались от 2000 до 10 000 евро. Лёвочкин объяснял, что это не так много, как кажется. С ним действительно работали известные коллективы. Например, дуэт из Великобритании The London Police.

Добавил ярких красок

Художники стали приезжать в Новую Трёхгорку в конце июля – начале августа. Власти разместили их в одном из отелей «Инновационного центра «Сколково». Кормили ребят в столовой местной школы. Причём, отдельно готовили для вегетарианцев, отдельно для тех, кто ест мясо.

Здесь были художники из Испании, Великобритании, Китая, России и других стран мира. Часто стрит-артисты трудились в составе творческих коллективов.

Жители Трёхгорки встретили художников очень гостеприимно. Один из мужчин вызвался помогать возить краску и даже отдал ключи от своего автомобиля. Другие, приготовив борщ, в первую очередь спешили накормить стрит-артистов, третьи угощали ребят мороженным, или приглашали вместе выпить пива.

Ровно месяц понадобился художникам, чтобы из серого, скучного спального жилого микрорайона, сделать, как минимум серию интересных арт-объектов. Причём, это не только большие картины, но и сравнительно маленького размера работы.

Кириенко видел

Итоги фестиваля презентовали первому заместителю главы администрации Президента РФ Сергею Кириенко. Специально для главного идеолога Кремля Лёвочкин устроил экскурсию по микрорайону Новая Трёхгорка. Говорят, что высокопоставленному чиновнику прогулка понравилась.

К сожалению, местным жителям повезло меньше. Многие из них до сих пор гадают, что означает то, или иное граффити. Впрочем, в этих тайнах, по-видимому, и заложена основная идея проекта «Культурный код».

31 августа все желающие (правда, только в порядке очереди, — прим. авт.) могли записаться на экскурсию по Новой Трёхгорке. Знали про эти встречи не все. Такие пешие прогулки сопровождались рассказами волонтёров о новом музее современного искусства. Другое дело, что экскурсоводов на всех не хватило, да и качество их работы смущало. Большинство из них были в Одинцово впервые, про картины рассказывали, читая с листа. Немногие из них знали о фестивале чуть больше, чем сами жители микрорайона, где власти проводили этот необычный эксперимент.

Путин одобрил

В начале октября, во время заседания наблюдательного совета «Россия – страна возможностей», на котором присутствовал Президент РФ Владимир Путин, Дмитрию Лёвочкину дали слово. Художник не растерялся, говорил складно и даже, кажется, понравился главе государства.

Концепция Лёвочкина понравилась Путину. Он выступил за то, чтобы распространить её в других регионах России.

Где повторим?

Иностранцы говорили:

«Москва – ноу вери гуд!»

(Тут нельзя делать граффити. Местным законом это запрещено, — прим. авт.).

«Одинцово — вери гуд!»

Здесь рисунки на фасадах многоквартирных домов согласованы на самом высшем уровне. 

СМИ писали, что Администрация Президента РФ намеревается повторить Urban Morphogenesis в Новороссийске. Правда, сам Лёвочкин говорит, что ничего об этом не знает.

Новороссийск — небольшой, похожий по размерам на микрорайон Новая Трёхгорка, населённый пункт. Но — совершенно другой по ментальности. И, конечно, со своими социальными проблемами.

50% + 1 голос

Есть мнение, что художник Лёвочкин, не без помощи президентского гранта (и, конечно, Андрея Воробьёва), «закрасил» социальные проблемы Новой Трёхгорки. Дескать, эти 20 млн рублей можно было вложить в детские сады. Или сделать ещё одну детскую площадку. Но оказалось, что у властей есть ярые сторонники и даже защитники современного искусства. Им нравится такой необычный музей.

И пусть у Лёвочкина не всё получилось, и некоторые картины уже подверглись деформации (по его словам, это брак подрядчиков при подготовке фасадов к нанесению граффити, — прим. авт.) люди проголосовали за его идею восторженными вздохами.

Про брак на фасадах тоже писали и в пабликах, и на местных информационных сайтах. Собственники жилья в раскрашенных домах расстраиваются, им нравится жить с рисунками на фасадах. Они так и говорят: «Я живу в доме с рыбой», а я «в доме с Гагариным».

Впрочем, Лёвочкин успокоил население Новой Трёхгорки. Он подтвердил, что картины, которые подверглись деформации, ближайшей весной реставрируют.

И Лёвочкина в Одинцово поддерживают. Таких точно больше половины. Может быть, тот самый плюс один голос, который иногда так необходим современному художнику для вдохновения.

Автор: Виталий Папилкин
ТеГИ
Одинцово, Новая Трёхгорка
Поделиться
Похожие новости