Новость общества

Клинический психолог Ивановский рассказал, о чем говорит желание треш-стримеров распространять свой контент

Клинический психолог Ивановский рассказал, о чем говорит желание треш-стримеров распространять свой контент

Фото © «Московская газета»

13.03.2023 в 20:25:00
3961

В Госдуме хотят внести изменения в уголовный кодекс, КоАП, законы о СМИ и связи, чтобы юридическая ответственность за распространение фото и видео с издевательствами или сценами жестокости стала более строгой и систематизированной

О такой инициативе рассказали в пресс-службе депутата Госдумы, главы комитета по молодёжной политике Артёма Метелева. Парламентарий предложил внести в УК наказание за распространение фото и видеоматериалов с изображениями издевательств или жестокого обращения. Онлайн-трансляция таких действий будет считаться отягчающим обстоятельством и влечь за собой увеличение наказания, поскольку совершение преступления с целью продемонстрировать его как можно большему числу людей означает и увеличение причинённого ущерба.

Штрафы за распространение таких фото и видео могут составлять от 100 тыс. до 200 тыс. рублей для граждан и от 500 тыс. до 1 млн рублей для юрлиц. Также будет предусмотрена конфискация оборудования, с помощью которого делались и распространялись такие видео. Наконец, Метелев предлагает в качестве наказания ограничивать треш-стримерам доступ в интернет на основании решения суда. Вести реестр нарушителей новой нормы, которым нельзя будет предоставлять услуги интернет-связи и о которых нельзя будет писать в СМИ, планируется поручить Роскомнадзору.

Инициатива выглядит вполне актуальной, ведь в Сети регулярно появляются материалы о различных издевательствах над людьми и животными, совершаемых ради внимания аудитории, а термин треш-стример появился не на ровном месте — возникло целое сообщество блогеров, специализирующихся исключительно на подобном контенте.

Но остаётся вопрос, помогут ли специальные статьи в уголовном и административном кодексе решить данную проблему?

«Московская газета» решила узнать у экспертов об их отношении к законодательной инициативе депутата Метелева.

Адвокат Матвей Черепков рассказал, что пока запрета на доступ в интернет в качестве самостоятельной меры наказания нет ни в УК, ни в КоАП. Запретить пользоваться интернетом суд может в качестве ограничительной меры на время следствия и рассмотрения дела, но в приговоре такая мера пока фигурировать не может. Юрист предположил, что вскоре такое наказание может появиться, и поддержал введение ответственности для треш-стримеров.

«Мир меняется, интернет стал частью нашей жизни, поэтому без новых законов не обойтись. Авторы этих трансляций оказывают определённое влияние на аудиторию и могут навредить и взрослым, и детям. За такие деяния надо наказывать. Кроме того, эфиры треш-стримеров могут быть площадкой для разжигания ненависти, а также национальной или религиозной вражды», — пояснил Матвей Черепков.

IT-специалист Сергей отмечает, что при отсутствии постоянного тщательного наблюдения незаконопослушные блогеры могут обходить наложенные государством ограничения.

«Такие граждане пользуются не собственным телефоном, а, скажем, смартфоном соседа или знакомого. Кроме того, они могут выходить в сеть с сим-карты, зарегистрированной на постороннего человека», — сказал эксперт. Таким образом, по его словам, создание реестра нарушителей закона о запрете распространения материалов со сценами жестокости и соблюдение этих ограничений не будет простой задачей, однако это не означает, что с культурой трэш-стриминга не нужно бороться.

О том, почему жанр треш-видео, в которых запечатлены действия, опасные для здоровья самого автора или других людей, набирают популярность в России, можно ли сравнить тягу зрителей к такому контенту с пристрастием к фильмам ужасов и нужно ли наказывать треш-стримеров, рассказал клинический психолог, основатель академии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский.

«С психологической точки зрения необходимо понять, что заставляет этих людей производить такой продукт и выставлять его на всеобщее обозрение. Ведь эти люди своими стримами показывают свое превосходство над другими», — объясняет Валерий Ивановский.

Психолог отмечает, что такие люди самоутверждаются, демонстрируя свою силу и готовность выходить за любые рамки дозволенного. Однако желание — демонстрировать другим свою силу — возникает лишь тогда, когда сам человек сомневается в её наличии.

По словам эксперта, с помощью такой демонстрации люди, испытывающие недостаток острых ощущений или ощущающие нехватку каких-то качеств собственной личности, пытаются доказать окружающим свою полноценность и гармоничность личности. Желание распространить свой контент на как можно большую аудиторию лишь свидетельствует о высоком уровне психологического дискомфорта.

«Это люди, которые испытывают огромную психологическую боль, дискомфорт, связанный с объективным чувством неполноценности. Люди, которые смотрят подобные стримы и тем более платят за это, делают это, как минимум, с двумя целями. Человек, у которого подобное видео вызывает интерес, может быть движим, как правило, желанием компенсировать свою неполноценность. Например, когда он смотрит видео, где кто-то, кто чувствует себя неполноценным, унижает других людей, у него возникает соблазн и возможность в безопасности, так как никто не будет свидетелем этого. И он может на какое-то время, пока он просматривает этот ролик, отождествить себя с тем, кто этим занимается, то есть получить свою толику компенсации через просмотр этих роликов. Зритель попадает в ситуацию, когда один человек может навязывать свою волю, свою силу, свою самость другому невозбранно. И он отождествляет себя с автором этого ролика. Это попытка как бы восстановить свою нарушенную гармонию, свой баланс: снизить, притупить тревогу, связанную с ощущением собственной неполноценности. С другой стороны, глядя на жертву, на ее поведение, он как человек неуверенный также достаточно легко может себя представить и в этой роли. И он компенсируется тем, что он видит — что не происходит ничего сверхстрашного. Его боязнь унижения во-многом преувеличена. Поэтому он жадно смотрит, какова степень униженности жертвы, может ли она после этого жить или нет; считается ли она после этого полноценной; может ли после этого также продолжать общаться со своими друзьями и близкими или после такого происшествия она подвергнется остракизму. И с третьей стороны, он может через поведение жертвы пытаться до того, как он попадет в эту ситуацию, узнать какие-то стратегии результативного поведения в ситуации, когда тебя кто-то унижает. Просмотр таких роликов с различными формами и способами унижения — это огромный питательный материал для того, чтобы, с одной стороны, компенсировать себя, будучи таким пассивным садистом, и не нести за это никакой ответственности, а с другой стороны, будучи потенциальной жертвой, опять же, не испытывая всю реальную боль, попытаться запомнить или воспринять какие-то результативные стратегии выхода из этой ситуации. Это с точки зрения психологии», —рассказал Валерий Ивановский.

С точки зрения социальной, безусловно, само появление такой продукции в таких количествах сигнализирует о том, что весьма велико количество боли, которая разлита в мире, количество страданий, тревог людей по поводу своей личности, по поводу каких-то своих качеств, которые они считают значимыми для себя и для общества, отметил психолог.

«Это говорит о том, что мы наблюдаем какие-то кризисные явления в нашем социуме. И появление этих роликов можно рассматривать как некие коллективные копинг-стратегии, т.е. стратегии, которые помогают редуцировать эту боль, помогают приспособиться к ней и жить с этой болью, продолжать функционировать и как личность, и как член общества», — говорит специалист.

По поводу инициативы Госдумы Валерий Ивановский заметил, что в действующем законодательстве уже существуют статьи уголовного и административного кодекса, под которые попадает подобное поведение.

«Я думаю, что эта нарочитая озабоченность Думы данным вопросом в достаточной степени выдает некий популизм, некое желание, как сейчас модно говорить, хайпануть на этой теме – не более, но и не менее», — заключил основатель академии «ТРИЭТТА».

ТеГИ
психолог, ивановский, стримеры, госдума
Поделиться
Похожие новости