Новость общества

Клинический психолог рассказал, к чему может привести запрет мобильных телефонов на уроках

Клинический психолог рассказал, к чему может привести запрет мобильных телефонов на уроках

Фото © «Московская газета»

31.08.2022 в 16:51:00
4983

Министерство просвещения РФ с начала нынешнего учебного года запрещает учащимся школ использовать мобильные телефоны во время занятий. О нововведении, которое действует с 1 сентября, во время Общероссийского родительского собрания сообщил министр просвещения Сергей Кравцов

Запрет регламентирован обновлёнными санитарными правилами. Кравцов заявил, что телефоны отвлекают детей от уроков и вредят здоровью, а в случае ЧП с родителями могут связаться и педагоги. Он добавил, что использовать телефоны на переменах по-прежнему можно. Рекомендацию о том, чтобы учителя собирали телефоны школьников на время урока, Кравцов озвучивал ещё в апреле. Тогда он призывал использовать гаджеты лишь в случае их необходимости для учебного процесса.

При этом законодательство проводит чёткие различия между запретом пользоваться телефоном на уроке и необходимостью отдавать устройство учителю. Прокуратура Ярославской области в своей разъяснительной публикации по данному вопросу напоминала, что федеральные нормы запрещают использование мобильных телефонов во время итоговой аттестации. Также необходимость отключать звуковой сигнал устройства или не использовать его во время урока может быть закреплена в уставе школы. Однако сдавать устройство учителю или другому сотруднику учреждения дети не обязаны, даже если это прописано в школьном уставе. Такое требование нарушает ст. 35 Конституции РФ, гарантирующую право граждан на частную собственность. Требования локальных нормативных актов Конституции противоречить не могут.

Клинический психолог, основатель академии психологии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский в комментарии «Московской газете» заметил, что инициатива по запрету телефонов на уроке далеко не так безобидна, как может показаться, особенно если учитывать аргументы для такого ограничения.

Валерий Ивановский вспомнил цитату министра просвещения, упомянувшего, что у его дочери мобильного телефона не было до 14 лет, а у поколения наших родителей таких устройств не было вовсе.

«Приводя такие примеры, чиновник возводит их в ранг аргумента, коим он не является. Когда-то люди жили в пещерах и ели сырую пищу, а до этого ходили на четвереньках. Такая апелляция к прошлому – это попытка отменить социальную эволюцию и вернуть нас в некую исходную точку», — отметил клинический психолог.

По словам эксперта, смартфон или планшет нельзя воспринимать сугубо как средство для досуга, отбирающее у нас часть реальности: «Любое животное приспосабливается к условиям окружающей среды, меняя собственную морфологию, приобретая более сильные когти, тонкое обоняние или развитую мускулатуру. Человек – единственное живое существо, которое с помощью орудий активно меняет саму окружающую среду под свои потребности. Такими орудиями является и современная электроника, транспортные средства и т.д.  Благодаря этому мы достигли тех высоких стандартов жизни, которые нашим предкам были недоступны. Также сильно изменились задачи, поглощающие большую часть времени и сил людей. Если в древние времена человек тратил большую часть своего времени на удовлетворение физиологических потребностей, таких как добывание пищи, обеспечение безопасности себе и своему потомству, то сегодня большая часть нашего времени уходит на производство, видоизменение и распространение информации. Именно информация делает возможным развитие личности и общества, технический прогресс.

Ивановский подчеркнул, что существует принципиальная разница между житейским и научным знанием, а аргументация Минпросвещения в большей степени относится именно к житейскому знанию.

«Говоря об отсутствии телефона у наших родителей и о том, что телефоны отвлекают детей от занятий, чиновники демонстрируют житейский, а не научный подход. Однако должностные лица такого ранга не могут руководствоваться житейским подходом. Житейский опыт подсказывает нам, что Солнце вращается вокруг Земли, тогда как науке давно известно, что всё обстоит наоборот – Земля вращается вокруг Солнца», — говорит Валерий Ивановский.

Собеседник «Московской газеты» обратил внимание на то, что смартфоны или планшеты – изобретение не случайное, а детерминированное социальной эволюцией человека и укладывающееся в её парадигму.

«Это крайне необходимые в современной жизни вещи. Гаджеты могут приносить немало пользы и в школе. Они позволяют почти мгновенно находить любую нужную информацию, могут пополнять знания учащихся и расширять данные учителем сведения, позволяют организовывать интерактивные занятия, — пояснил клинический психолог. — Нужно понимать, что смартфоны — это невероятно технологичное средство доставки любой информации. Как и в каких целях этим пользоваться зависит от человека. Тогда на тех же основаниях можно отменить всю эволюцию, запретить самолёты, автомобили, телевидение и пр., так как в житейском опыте любого человека для этого найдутся аргументы, например, что это изобретение дьявола и что это своими радиоволнами затуманивает мозг».

Вице-спикер Госдумы Борис Чернышев назвал само решение запретить телефоны на уроках правильным, однако заметил, что нет чётких рекомендаций для учителя, заметившего нарушения, поскольку педагог не может просто подойти и отобрать устройство у ученика. А вот коллега Чернышева, первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова уверена, что запрет не решает никаких проблем. Чтобы дети не отвлекались на гаджеты, парламентарий призвала учителей увлекать детей своим предметом, а родителей – больше общаться с ними на эту тему. Лантратова отметила, что с помощью телефонов дети находятся на связи со своими родственниками, а их запрет лишь добавит стрессовых ситуаций для всех участников образовательного процесса.

Ранее директор школы №28 г. Химки, призёр конкурса «Учитель года России» в 2018 году Григорий Назаров заявил, что он не является сторонником изъятия или запрета телефонов. Он отметил, что такие меры приводят лишь к дополнительной ответственности учителей за чужую собственность и нарушению обратной связи детей с родителями. Педагог подчеркнул, что связи между уровнем знаний учащихся и запретом или разрешением гаджетов нет. Он призвал стимулировать использование смартфонов в образовательных целях.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
психолог, школа, телефон, ивановский
Поделиться
Похожие новости