Кольский залив загрязнен: экологи оценили риски для Баренцева моря и Арктики
Учёный и природозащитник дали свою оценку уровню загрязнения «холодной жемчужины» русского Севера — Баренцева моря, связывающего Россию с Арктикой
Изучение состава углеводородов в поверхностном микрослое (на границе раздела фаз вода-воздух), воде, льдах и осадках Баренцева моря регулярно выполняется Институтом океанологии им. П.П. Ширшова РАН для определения их происхождения – природного или антропогенного, чтобы дать оценку загрязненности акваторий шельфа нефтью и нефтепродуктами.
«Показано, что в воде и осадках доминируют соединения углеводородов природного происхождения, — рассказала «Московской газете» исполняющая обязанности заместителя директора по научной работе геологического направления Института океанологии РАН, руководитель лаборатории, кандидат геолого-минералогических наук Марина Кравчишина. — Источниками углеводородов являются морская биота, а также разгружающиеся на дне метансодержащие флюиды, поступающие из осадочных толщ и связанные, очевидно, с дегазацией углеводородов над нефтегазовыми залежами. Антропогенным источником углеводородов является прежде всего судоходство на юге Баренцева моря. Согласно данным из космоса и нашим натурным наблюдениям, в южной части Баренцева моря сосредоточено наибольшее количество нефтяных плёнок. Загрязнение в районах судоходных путей (транспортировка грузов, нефтепродуктов и рыболовство) отмечается, но не является угрожающим для экосистемы Баренцева моря. Существенное загрязнение нефтепродуктами наблюдается только в районах портовых сооружений в Кольском заливе».
Что касается загрязнения воды, гидробионтов и осадков Баренцева моря тяжелыми и токсичными металлами и металлоидами (например, медь, кадмий, свинец, никель, хром, мышьяк и другие), этот вопрос требует более тщательного исследования ввиду климатических изменений, которые наблюдаются на Западно-Арктическом шельфе Северной Евразии, отметила учёный.
«Из-за климатических колебаний биогеохимические циклы многих химических элементов могут претерпевать существенные изменения в экосистеме Баренцева моря. Известно, что концентрации хрома, никеля и кобальта в его осадках существенно выше фоновых значений, характерных для морских осадков арктических морей. Поступление никеля и кобальта в морскую среду, очевидно, связано с добычей и переработкой кобальтоникелевых руд на Кольском полуострове. Однако в целом для открытых районов Баренцева моря не наблюдается значимого загрязнения тяжелыми и токсичными металлами и металлоидами. Можно говорить лишь о слабом влиянии антропогенных источников поступления тяжелых металлов в открытые районы моря.
В то же время антропогенное воздействие на береговую зону и морскую экосистему Кольского залива может вызывать большую тревогу. В Кольском заливе наблюдается загрязнение такими химическими элементами, как свинец, цинк, кобальт, ртуть, никель, кадмий, медь и мышьяк. Разные уровни (от сильного до умеренного) загрязнения воды и осадков в разных районах залива. В районах портовых сооружений поверхность дна часто покрыта техногенных мусором.
В настоящее время уровни загрязнения воды и осадков Баренцева моря долгоживущими радионуклидами не превышают фоновых значений или ниже таковых. Только на литорали Кольского и Мотовского заливов в макрофитах могут накапливаться повышенные концентрации радиоактивных изотов цезия», — заключила Марина Кравчишина.
Если говорить о нефтезагрязнении Баренцева моря, то это сотни тонн нефтепродуктов в год, сообщил «Московской газете» исполнительный директор проекта «Земля касается каждого» Владимир Чупров.
«Это то, что приносится в Баренцево море по реке Печора. Если говорить о Кольском заливе, там другой показатель — предел допустимых концентраций, как правило, превышает допустимый показатель по нефтепродуктам.
Запасы, популяции промысловых рыб в Баренцевом море во многом истощены. Рыбодобыча в регионе эксплуатирует около 20 видов рыб.
Пластиковое загрязнение: наблюдается сильный вынос к берегам рыболовецких снастей, выполненных из полимеров. Это присуще любой современной акватории, и арктической тоже. Заброшенные участки на берегу, посёлки, гаражи — там часто находятся протекающие бочки с ГСМ, какая-нибудь бесхозная химия, всё это тоже просачивается в Баренцево море.
Нефтеперевозки по Баренцеву морю: там нет танкеров «река-море», меньше аварий по сравнению с Керченским проливом, но риски остаются.
Есть и ещё один фактор: дым и сажа ландшафтных пожаров в европейской части России доходят до Баренцева моря и Арктики и вместе с продуктами деятельности платформы «Приразломная» ускоряют, к сожалению, таяние арктических льдов. Отдельно стоит отметить, что любой танкер, перевозящий нефть и нефтепродукты по Баренцеву морю, рискует столкнуться с айсбергом, попадая в арктический туман, это очень серьёзные риски для любого судна в период дрейфования айсбергов», — заключил Владимир Чупров.
-
Заместитель председателя Госдумы Петр Толстой во вторник, 21 марта, проведет открытый урок с учащимися школы № 1263...17.03.2017 в 13:34:003530
-
В столице примут Экологическую стратегию города до 2030 года.13.03.2017 в 14:06:003156
-
Об этом сообщили эксперты Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» по итогам анализа проб а...02.12.2016 в 17:59:006368
-
Соответствующий акт получила сегодня общественная организация «Экологическая вахта Сахалина». ...02.11.2016 в 11:18:003473
-
92% жителей нашей планеты дышат загрязненным воздухом, - такие данные обнародовала во вторник Всемирная организаци...27.09.2016 в 14:04:003659
-
Воздух в Москве в целом соответствует норме....29.07.2016 в 13:52:003496