Новость общества

Коллапс на границе с Казахстаном: российский лес не может проехать в Среднюю Азию

Коллапс на границе с Казахстаном: российский лес не может проехать в Среднюю Азию

Фото © «Московская газета»

12.10.2023 в 17:29:00
2401

«Московская газета» уже писала о санкционных проблемах российского ЛПК. Как выяснило издание, по сравнению с непростым 2022 годом объёмы российской лесоперерабатывающего производства к 2023 увеличились. Однако экспорт натолкнулся на логистические трудности: как сообщили изданию в Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, выход российских грузов по железной дороге в Среднюю Азию и в Китай сейчас ограничен Казахстаном. Это подтвердил источник «Московской газеты» в Киргизии. Существуют и другие маршруты поставок, но логистика там – сложнее и дороже. Природозащитник Михаил Крейндлин рассказал о практике землепользования и лесовосстановления в России

Вводная от «Финам»

В августе 2023 российские предприятия стали активнее пилить лес из-за снижения своих доходов, передаёт Lenta.ru.

По данным Росстата, в стране в августе 2023 года было произведено 12 428,61 тысяч кубических метров необработанных лесоматериалов, в июле 2023 года – 11 784,89 тысяч кубических метров, сказал «Московской газете» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

«Увеличение объемов лесозаготовок может объясняться следующим образом: во-первых, могла сказаться низкая база предыдущих периодов, при этом возможности отрасли – выше, что и позволило показать такой результат в августе, — отметил Дмитрий Баранов. — Во-вторых, возможно, что вырос спрос на древесину внутри страны: компании могли делать складские запасы перед наступлением осенне-зимнего периода. В-третьих, не исключено, что сыграла роль переориентация на торговлю со странами Востока и Юга, в ряде стран вырос спрос на отечественные лесоматериалы, следовательно, выросли поставки туда, а следом за ними и заготовка леса».

Также не исключено, что на увеличении заготовки леса в августе сказалась благоприятная погода в ряде лесных регионов страны, сказал аналитик.

«По данным ФГБУ Рослесинфорг, с января по август 2023 года заготовлено уже 112,9 млн кубометров древесины (против 121,3 млн кубометров за аналогичный период 2022 года), а объем заготовки древесины по итогам года может составить порядка 200 млн кубометров. Контроль за деятельностью лесозаготовительных организаций осуществляют на постоянной основе, опасаться истощения лесных запасов страны не стоит. К тому же сами компании заинтересованы в том, чтобы у них была работа в дальнейшем и вряд ли станут заготавливать лес в чрезмерных объемах. При необходимости меры контроля могут быть усилены, могут быть приняты меры государственного регулирования отрасли», — заключил ведущий эксперт УК «Финам Менеджемент».

Хвойный пиловочник пошёл на Восток

Значительных изменений по объёму лесозаготовки в Северо-Западном федеральном округе отмечено не было, сообщил «Московской газете» заместитель директора по снабжению Череповецкого фанеро-мебельного комбината (Вологодская область) Вячеслав Салтыков.

«Небольшая краткосрочная активность была обусловлена слабым рублём и как следствие возможностью увеличения закупочных цен на деловую древесину, — пояснил Вячеслав Салтыков. — По лиственному хозяйству осталась проблема переработки балансов из-за закрытия экспорта и ограниченного объёма мощностей для их переработки внутри страны. Пиловочник хвойный – это единственный маржинальный сортимент, который является драйвером рынка — как для реализации пиломатериалов на экспорт, так и для удовлетворения увеличившихся потребностей внутреннего рынка, обусловленных оживлением строительства в секторе ИЖС».

Основные проблемы отрасли остаются теми же – это отсутствие переработки балансовой группы (круглые и колотые сортименты древесины для производства целлюлозы и древесной массы, — прим. авт.), что и тянет всю рентабельность производства вниз, добавил собеседник издания.

«Но можно констатировать, что пик проблем с точки зрения реализации пройден, предприятия начинают увеличивать объёмы производства. Также одной из главных проблем остаётся содержание техники: суммы на ремонты увеличились в разы, по достижении ресурса её будет надо на что-то менять, и пока решений здесь немного…», — сообщил замдиректора по снабжению ЧФМК.

Трудно быть маленькой пилорамой

Как пояснила «Московской газете» начальник отдела маркетинга ЧФМК Ирина Царуш, в российской лесоперерабатывающей отрасли за последние пару лет произошло значительное закрытие малых производств.

«На рынке остались крупные и средние производства — те, у которых сейчас нет проблем с объёмами заготовки лесов и которые могут гарантировать качество и стабильность поставок. А предприятиям Сибири и Дальнего Востока, особенно Красноярского края, которые «сидели» на лиственничных хвойниках, которых не берут Китай и Азия, работали, в основном, с Европой, сейчас труднее всего. Поэтому на общем фоне есть снижение объёмов производства по отрасли, которое затронуло небольшие предприятия», — рассказала Ирина Царуш.

Что касается увеличения лесозаготовки в августе, оно очевидно затронуло регионы Сибири в связи с растущим экспортом в Китай, добавила начальник отдела маркетинга ЧФМК.

Объёмы в отрасли — увеличились

В августе-сентябре 2023 г. в России, на Северо-Западе и в Сибири, благодаря улучшению логистики и росту внутреннего спроса увеличился объем выпуска продукции деревообработки, рассказали «Московской газете» в аналитическом агентстве WhatWood.

«Всего, по оценке WhatWood, в январе-августе 2023 г. было произведено около 25,2 млн м куб. пиломатериалов. Значительный рост производства пиломатериалов в августе относительно августа 2022 г. наблюдался в Архангельской области – на 18%, Красноярском крае – на 12,5%, Кировской области – на 12%. Отчасти росту объемов производства способствовал тот факт, что транспортные издержки на отправку лесоматериалов в Азию железнодорожным и морским транспортом снизились за счёт субсидирования, давая возможность экспортёрам расширить отгрузку в восточном направлении. В то же время внутренний спрос на продукцию деревообрабатывающей отрасли поддержали рынок недвижимости и мебельное производство. По оценке WhatWood, потребление пиломатериалов внутри страны в январе-августе 2023 г. составило порядка 10,5 млн м куб.», — сообщили аналитики.

В сентябре 2023 г. на основном для России рынке – в Китае – наблюдалось снижение складских запасов на фоне активизации потребления, что привело к росту цен, отметили в WhatWood.

«Также в России наблюдался рост цен на внутреннем рынке, несмотря на завещающий строительный сезон, при этом на прочих экспортных рынках пиломатериалов для России роста цен зафиксировано не было. Согласно данным Главного таможенного управления КНР в январе-августе 2023 г. торговый оборот между Россией и Китаем увеличился на 32% г/г (до $155,1 млрд). К 2024 г. главы двух стран, президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин, поставили задачу увеличить объём торговли товарами и услугами до $200 млрд. В августе-сентябре 2023 г. потребление пиломатериалов в Китае активизировалось после продолжительной стагнации. При этом ситуация на строительном рынке осталось неизменной, а драйвером роста потребления стала мебельная промышленность. Спрос на пиломатериалы камерной сушки, используемые для внутренней отделки и изготовления мебели, имел тенденцию к росту, главным образом благодаря тому факту, что некоторые производители мебели начали увеличивать свои складские запасы в связи с ожидаемым ростом заказов во время предстоящего «Фестиваля онлайн-торговли Double Eleven», который пройдет в ноябре 2023 г.», — рассказали в WhatWood.

А экспорт уменьшился?

С несколько другой стороны показатели российского ЛПК предстали в экспорте ДВП, ДСП и фанеры.

По данным Ассоциации мебельной и деревоперерабатывающей промышленности России, общий объем экспорта продукции деревопереработки в денежном выражении в январе-августе 2023 года сократился по сравнению с аналогичным периодом 2022 года на 19,5%.

«Наибольшее падение экспорта зафиксировано в сегментах древесноволокнистых плит (-22%) и фанеры (-20%), объем экспорта древесностружечных плит сократился на 7,4%», — сообщили в Ассоциации. Как выяснилось, эти печальные цифры касаются и ЧФМК на Вологодчине, и других предприятий отрасли.

При этом основным направлением экспорта для российских деревоперерабатывающих предприятий в настоящее время является Казахстан, сказал «Московской газете» генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов.

«Средняя Азия — Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Казахстан — сейчас являются рынком номер один для российского экспорта, отечественные производители плитной продукции реализуют там до 40% производимой продукции», — отметил гендиректор АМПДР.

Однако в течение последнего месяца это направление фактически заблокировано — с первых чисел сентября 2023 года КазЖД остановили транзит российских грузов на юг.

«Если ситуация не разрешится в течение ближайших недель, российская отрасль деревопереработки может перестать существовать», — подчеркнул Тимур Иртуганов.

Как сообщил «Московской газете» директор по планированию и логистике группы «Свеза» Дмитрий Леонтьев, проблемы с отправкой грузов по железной дороге через Казахстан начались в конце августа, в настоящее время компания ожидает согласования тринадцати комплектов разрешительных документов на перевозку 69 вагонов с произведенной продукцией. При этом ещё один крупный производитель древесных плит, Череповецкий фанерно-мебельный комбинат, в течение месяца не может вывезти 40 вагонов с плитной продукцией, или около 4 тыс. куб. м плит и фанеры.

«Ситуация такова, что Казахстан просто не согласовывает документы на перевозку транзитных грузов. То есть вывезти продукцию в сам Казахстан можно, а дальше — в Киргизию, Узбекистан, Таджикистан — уже нет. В чем дело, непонятно, пропускных мощностей там должно хватать. Видимо, это связано с ситуацией в самом Казахстане», — рассказал начальник отдела отгрузки АО «ЧФМК» Александр Котрюмин.

Директор по развитию ООО «Плитный мир» (градообразующее предприятие г. Емва Республики Коми) Александр Гибеж сообщил «Московской газете», что ситуация с экспортом продукции предприятия, и так неблагоприятная с 2022 года, сейчас стала «патовой».

«Из всех зарубежных рынков сбыта у нас с 2022 года осталась только Средняя Азия. Но после того, как с сентября Казахстан ввел ограничения на транзитные перевозки по железной дороге, мы не можем отгружать продукцию покупателям из Узбекистана и далее. Ситуация близка к критической», — подчеркнул Александр Гибеж.

Гендиректор АМПДР Тимур Иртуганов отметил в комментарии «Московской», что о потенциально кризисной ситуации в российской деревопереработке знают и в правительстве РФ, и в РЖД.

«Ситуация носит не отраслевой характер: на казахском направлении заблокировано всё — стоят вагоны с нефтепродуктами и зерном, простаивают контейнеры. Вопрос прорабатывается на межправительственном уровне, РЖД ведет консультации с коллегами из КазЖД. Рано или поздно грузы должны поехать. Мы неоднократно обращались в Минпромторг по этому вопросу, но видим, что их полномочий недостаточно для решения этого вопроса», — отметил Тимур Иртуганов.

Российские производители плитной продукции также надеются на то, что в будущем экспорт по железной дороге через Казахстан возобновится, однако долго ждать не могут — невозможность выполнить уже заключенные контракты для многих из них чревато катастрофическими проблемами уже в октябре.

«Клиенты, не получая товар, останавливают платежи, — рассказал директор по развитию ООО «Плитный мир» Александр Гибеж. — Из-за этого нашей компании нечем платить зарплату, не на что закупать сырье. Да, предприятия будут искать другие способы отправки грузов, например, существенно более дорогим автотранспортом, но найти их — вопрос времени, нескольких месяцев».

В наиболее сложной ситуации уже к концу октября в первую очередь окажутся небольшие производители плит и фанеры, считает Александр Гибеж.

«С учетом падения цены на готовую продукцию и при одновременном росте издержек, в том числе на энергоресурсы, маржинальность производства и так практически нулевая, поддерживать производство сложно. Остановка экспорта может его добить, вопрос в том, сколько экспортный кризис продлится. Если он затронет и ноябрь, то это будет очень и очень плохо. Учитывая градообразующий характер нашего предприятия, последствия могут оказаться болезненными для социально-экономической ситуации в Республике Коми», — подчеркнул директор по развитию ООО «Плитный мир».

Своеобразной «точкой невозврата» экспортного «казахского» кризиса считают первые недели ноября и на ЧФМК.

«Для нас вариант один — перенаправить «лишние» объемы плит на внутренний рынок или увеличивать поставки в сам Казахстан, если там столько плит надо. Если не сможем быстро найти новых покупателей, то придется на время останавливать производство, и в такой ситуации status quo мы продержимся две недели, максимум месяц», — сказал начальник отдела отгрузки АО «ЧФМК» Александр Котрюмин.

«Продать «зависший» груз, законтрактованный для конкретных клиентов, другим клиентам мы не можем, да других и нет — на других рынках спроса нет потенциальных покупателей, — отметил Дмитрий Леонтьев. — Мы уже видим, что клиенты отказываются от заказов, они не могут ждать и покупают в других странах. Если такая ситуация продлится, то это чревато остановкой производства на одном из комбинатов нашей группы».

Роль Казахстана

О транспортных перипетиях в Средней Азии рассказал «Московской газете» киргизский политолог Азамат Осмонов. По его словам, Казахстан позиционирует себя хозяином транспортно-логистической ситуации в регионе и периодически напоминает об этом соседям.

«Насколько мне известно, сейчас там идёт приостановка транзита ряда товаров из России, — говорит политолог. — Похожая ситуация была и в 2022 году. Практически постоянно идёт блокировка грузов, идущих из Кыргызстана через Казахстан в Россию. Через Киргизию в Россию идёт часть китайских товаров. Машины, особенно подержанные, всё больше и больше растаможиваются в Кыргызстане, потому что в Казахстане и в России это делать дороже, а в Киргизии нет утилизационного сбора. Например, машину растаможивают в Киргизии, а потом снова везут в Казахстан. Но НДС и остальные налоги оседают в Киргизии, а это не в интересах Казахстана. Узбекские товары тоже часто идут через Киргизию: на черешне ведь не написано, что она узбекская, можно пустить её через Кыргызстан и не платить определённые пошлины. У Казахстана, конечно, есть некоторые основания думать о контрабанде, идущей через Киргизию, особенно по части плодоовощной продукции. Но чаще всего разговоры об этом возникают во время обострения политических отношений между странами. Обычно, задерживая проходящие грузы, Казахстан заботится о том, чтобы сохранить лучшие тарифы и лучшие условия перевозок для себя и хочет оставаться монополистом по многим перевозкам. Насколько я знаю, сейчас российской стороной прорабатывается доставка грузов по воде, из порта в Астрахани через Туркменистан в Узбекистан с помощью судов «река-море». Но это будет более сложная логистика и более дорогой транзит. Есть ещё идея строительства железной дороги в Китай через Кыргызстан, она привлекательна для Китая, но раздражает Казахстан, потому что на данный момент две единственные железные дороги из Средней Азии в Китай – казахские, он хочет быть в этом смысле монополистом. Узбекистан сильно зависит в этом смысле от Казахстана и поэтому хочет пробить себе дорогу через Кыргызстан в Китай. Соседи, как говорится, всё понимают, но на данный момент Казахстан хозяин положения».

Пиломатериалы через Арктику

За последние несколько месяцев часть российского экспорта перешла с железнодорожного транспорта на морской, однако доставка по новым океанским маршрутам занимает больше времени, чем ожидалось, сообщили «Московской газете» в аналитическом агентстве WhatWood.

«В результате за последние два месяца китайскими партнерами было замечено снижение поставок российского пиломатериала, а это означает, что в будущем российские пиломатериалы могут быть более концентрированными. Примечательно, что, по данным китайской таможни, импорт хвойных пиломатериалов из России в августе 2023 г. сократился почти на 17% г/г. Тогда как, по данным российской таможни, экспорт пиломатериалов (хвойных и лиственных) из России в Китай в августе составил 1,26 млн м куб., что соответствует уровню августа 2022 г. Всего за январь-август 2023 г. экспорт пиломатериалов увеличился на 1% г/г до 9,7 млн м куб.», — рассказали в WhatWood.

Чем объясняется снижение морских поставок в Китай? Всё дело в том, что поставки идут, в том числе, по Северному морскому пути в сложных ледовых условиях, и для них не хватает флота и ледоколов?

«Есть очень много факторов влияющих на интенсивность перевозок грузов: это и сезонность их готовности к отправке и наличие подходящего и доступного тоннажа, навигационная/ледовая обстановка, политические аспекты…, — рассказал «Московской газете» владелец морского брокера «Инмарин» (Санкт-Петербург) Кирилл Маслов. — Очень много факторов, поэтому неправильно было бы сказать, что снижение связано только с дефицитом флота или ледоколов. Хотя с этим есть вопросы. Но они все решаются и можно найти подходящие суда для вывоза груза, как в Северном, так и в Дальневосточном бассейнах».

Экологический аспект

«Видимо, ранее наблюдалось относительное падение лесообрабатывающей промышленности в связи с утратой западных рынков, а сейчас продукция пошла на Восток, в Китай, и, в меньшей степени на внутренний рынок. Видимо, с этим связано статистическое увеличение лесозаготовки», — сказал «Московской газете» руководитель программы по особо охраняемым территориям природоохранного проекта «Земля касается каждого» Михаил Крейндлин.

По словам эксперта, в России превалирует экстенсивная система землепользования.

«То есть, в лесозаготовки вовлекаются наиболее крупные леса, которые могут иметь наибольшее экологическое значение и до сих не были затронуты хозяйственной деятельностью, например, леса Сибири, откуда лесозаготовка идёт в Китай. В более доступных территориях, где лесозаготовку вести во многом выгодней, леса уже истощены прошлыми рубками и пожарами. А система быстрого оборота – когда лес вырубили, тут же посадили, и через 20 лет он вырос снова, – которая практикуется во многих странах, в РФ не практикуется. Этому не очень способствуют наши природные условия, особенно в северных лесах, да и просто эта система у нас не работает: на бумаге лесовосстановление очень большое и превышающее лесопотери, но на практике это зачастую просто втыкание в землю саженцев, которые в большинстве своём погибают. По причине истощения одних лесов в заготовки древесины пытаются вовлекать другие, которые раньше были недоступны для этого юридически. Вспомним законопроект о разрешении вырубки лесов на Байкале и подобные истории. Частично там идёт речь о рубках под застройку, но сначала планировалось ещё и разрешить санитарные рубки. А это проблема многих лесов: несмотря на то, что санитарные рубки формально не имеют отношения к заготовке древесины и направлены на оздоровление лесов, по факту древесина оттуда всё равно поступает на рынок, и никакого запрета на это нет. Это может коснуться и лесов Байкала. В Бурятии, в центральной экологической зоне, от трети до половины лесов находятся в аренде для заготовки древесины. То есть, нередко в результате санитарных вырубок фактически происходит заготовка древесины. Если в Московской области все леса – защитные, и заготовка древесины – далеко не основная статься экономики, то для Тверской или Рязанской областей эта проблема очень актуальна. При этом вырубка, даже если она законная, наносит значительный урон экосистеме. Чем большее ранее нетронутых лесов вырубается, тем хуже это влияет на такие вопросы, как сохранение климата и биологического разнообразия», — заключил природозащитник.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
лес, дерево, лпк, Казахстан
Поделиться
Похожие новости