Кто зависит от поставок российской нефти по трубопроводу «Дружба»?
Республика Беларусь просит увеличения стоимости транзита российской нефти через территорию страны по трубопроводу «Дружба». Компания «Транснефть» получила соответствующее обращение белорусской стороны, но пока никак его не комментирует. Собеседники «Московской газеты» полагают, что мотивация Белоруссии в этом вопросе ясна
«Гомельтранснафта Дружба» за счёт повышения тарифов пытается вернуться к безубыточным показателям и сохранить условия для своего развития. В настоящее время снижение грузооборота привело к убыточности, по результатам первого квартала убытки достигли 329 млн руб., а по прогнозам в первом полугодии они могут составить 1,26 млрд рублей.
Белорусская сторона практически каждый год предлагает повысить стоимость транзита российской нефти, и это предложение кратно превышает итоговое значение, о котором потом договариваются стороны, отметил в разговоре с журналистом «Московской газеты» аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин.
«Например, осенью 2022 года Республика Беларусь предлагала повысить тариф на 39%, а фактический рост составил всего 9%. Во многом данный вопрос является политическим, поэтому мы полагаем, что в этот раз итоговый рост тарифа также будет существенно ниже, чем было изначально предложено Белоруссией. Если итоговый тариф вырастет не более чем на 10%, это не сильно отразится на стоимости нефти на рынке», — считает Александр Потавин.
Состояние бюджета Беларуси достаточно сложное, возникает естественное желание так или иначе увеличить поступления, говорит экономист Сергей Хестанов.
«Мотивация белорусской стороны совершенно прозрачна. А обосновать рост стоимости транзита российской нефти несложно, достаточно сослаться на инфляцию и рост всевозможных издержек», — сказал экономист «Московской газете».
По словам Сергея Хестанова, поставки российской нефти по трубопроводу «Дружба» в страны Восточной Европы – направление, в котором заинтересованы все три стороны.
«Трубопровод «Дружба» — самый длинный в мире — был построен в 1964 году в рамках снабжения стран-членов СЭВ (Совет экономической взаимопомощи, действовавший в 1949-1991 гг., куда входили Албания, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия, – прим.авт.) и имеет два ответвления: одно до Братиславы (Словакия) и другое до города Лойна в Германии. Впрочем, строился трубопровод не только в рамках СЭФ, но и в рамках организации Варшавского договора: нефть шла ещё и на снабжение советских военных группировок в странах соцлагеря. Сейчас прокачка нефти по северному направлению – на Германию и Польшу – отсутствует, поставки туда и раньше были небольшими, а южное направление сейчас работает. С учётом того, какие возникли трудности с перенаправлением российской нефти с европейского направления на азиатское, сохранение поставок по «Дружбе» странам Восточной Европы достаточно приоритетно для российской стороны. Это скромные объёмы поставок, но конструктивно куда-то их перенаправить сложно. Что интересно, нашим партнёрам в Восточной Европе тоже сложно организовать альтернативные поставки нефти, поэтому и в их интересах, чтобы направление продолжило работу. Если немецкие и польские НПЗ имеют пространство для манёвра по альтернативным поставщикам, то Чехия, Словакия и Венгрия лишены выхода к морю и зависят от поставок по «Дружбе». Чехия имеет возможность организовать поставки по трансальпийскому нефтепроводу TAL, который начинается в итальянском портовом городе Триест, но этот маршрут может оказаться дорогим, сложным и непроизводительным», — рассказал экономист.
А вот трубопровод «Дружба» – маршрут надёжный, удобный и специальным постановлением выведенный из-под санкций, отметил эксперт:
«Крупный НПЗ в Братиславе принадлежит группе MOL – международной нефтегазовой компании со штаб-квартирой в Венгрии. Это крупный региональный производитель, при этом его нефтепродукты поставляются и в другие страны. И это крупный плательщик налогов. Поэтому для группы MOL ЕС сделал исключение, когда вводил очередной пакет санкций. Сохранение «статус-кво» нужно всем».
В этой ситуации Республика Беларусь, скорее всего, добьётся увеличения стоимости транзита российской нефти в пределах 10%, считает Сергей Хестанов.
«Будет, конечно, какой-то торг, «война нервов». Но Беларусь не заинтересована в том, чтобы радикально менять отношения с Россией. Есть сильная заинтересованность в том, чтобы достичь компромисса. С другой стороны, белорусская экономика в сравнении с российской довольно мала, поэтому любой компромисс имеет для белорусской стороны гораздо большее значение. Если белорусы настойчиво чего-то просят, вероятность того, что они получат желаемое, велика. А президент республики Александр Лукашенко – мастер достижения подобного рода компромиссов и накопил в этом большом опыт», — отметил собеседник «Московской газеты».
По мнению эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, требования Республики Беларусь с учетом резкого падения прокачки по северной ветке логичны. Фактически страна оказалась перед выбором: в несколько раз поднять тариф только по северной ветке, где резко снизилась прокачка, или увеличить его не так сильно, но на обеих ветках. В первом случае для Казахстана станет невыгодно поставлять свою нефть через «Дружбу», и поставки, скорее всего, развернутся на Усть-Лугу, откуда нефть будет экспортироваться морем.
-
Россия будет терять от 100 до 150 миллионов долларов ежедневно из-за разрыва сделки с ОПЕК. Такую оценку озвучил совладе...08.03.2020 в 14:52:005324
-
В ближайшее время цены на нефть могут рухнуть28.01.2020 в 12:55:006704
-
Эксперты полагают, что Москва боится повторения «украинского сценария» в соседнем государстве17.01.2020 в 09:33:004168
-
Курс доллара к рублю на Московской бирже снизился до отметки в 60,99 рубля12.01.2020 в 00:38:007990
-
По прогнозам Министерства финансов России, в нынешнем году страна может получить дополнительные доходы в бюджет за счет ...11.05.2018 в 13:00:003545
-
Судя по данным опроса общественного мнения, опубликованным на сайте ВЦИОМ, большинство россиян не ждут в ближайшее время...07.11.2017 в 12:43:003313