Нужны ли мигранты российской экономике и как бороться с нелегалами?
Трудовая миграция традиционно является значимым фактором для российской экономики. Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин неоднократно заявлял, что трудовые мигранты необходимы для развития строительной и других сфер экономики, а при нехватке рабочих рук необходимо упрощать условия въезда для иностранцев
Однако последние события вносят коррективы в сферу трудовой миграции, касающиеся как экономической целесообразности работы в России, так и настроя государства в отношении иностранных рабочих. Так, по словам главы узбекской диаспоры Москвы Бахрома Исмаилова, до трети мигрантов могут покинуть Россию в связи со снижением доходов, которое вызвано ослаблением рубля. Российская валюта упала до уровня 100 рублей за доллар и 110 – за евро. Из-за этого заработки мигрантов из Центральной Азии, которые они могут получить в РФ, становятся сопоставимыми с зарплатами на их родине, и всё большее число работников предпочтут другие направления для миграции. Кроме того, Центробанк недавно резко повысил ключевую ставку с 8,5% до 12%. Эта мера не оказала столь сильного влияния на валютный рынок, на которое рассчитывал регулятор, однако повышение ставок неизбежно «придушит» деловую активность, а значит и спрос на рабочую силу может временно снизиться.
С инициативами по ужесточению условий пребывания мигрантов в России выступили и представители различных госорганов. Первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова порекомендовала стимулировать детей мигрантов к более быстрой адаптации посредством распределения в разные школы, даже если эти учебные заведения расположены далеко от места жительства семьи ученика. О том, что необходимо вводить более строгую систему контроля за миграцией, заявил член СПЧ Кирилл Кабанов. Он назвал отсутствие такого контроля угрозой «многонациональному миру, который с большим трудом был достигнут Россией, это многонациональный договор взаимоуважения, понимания взаимопомощи», а председатель СПЧ Валерий Фадеев ранее предлагал более тщательно подходить к отбору иностранных рабочих и вводить квоты для их приёма на работу в российских организациях.
Не исключено, что ситуация в экономике и реализация озвученных выше инициатив приведут к кардинальным изменениям в миграционной сфере. О том, как происходящее может повлиять на российскую экономику и на самих мигрантов, «Московская газета поговорила с экспертами.
Кандидат экономических наук Михаил Беляев предположил, что социально-экономическая ситуация отразится на самих мигрантах сразу по нескольким направлениям.
«Сократится количество рабочих мест, и они (мигранты, — прим.авт.) будут не так легко находить работу. Особенно это будет касаться строительного комплекса и вообще тех комплексов, где они работают. Высокая ключевая ставка способна затормозить развитие любой отрасли. Мы говорим прежде всего о строительной, потому что там мигрантов много, в основном там они работают. Значит, это они на себе ощутят, это первое. Второе — как любой житель нашей страны, получающий зарплату в рублях, мигранты ощутят рост цен. И при переводе своих заработков за рубеж они просто будут меньше получать денег в своей национальной валюте», — отметил экономист.
Эксперт добавил, что снижение доходов будет заметно вне зависимости от того, будут ли мигранты менять рубли сразу на свою национальную валюту или на доллары.
В России, по приблизительным оценкам, работает около 2 млн легальных мигрантов, а количество нелегалов по понятным причинам оценить очень сложно. Беляев затруднился сказать, насколько велика польза для российской экономики в целом от присутствия такого количества зарубежных работников.
«Сначала скажем, что это исключительная польза для руководителей предприятий, которые работают в этих отраслях, потому что эти люди работают с минимальными трудовыми правами и с минимально возможной заработной платой. Конечно, для них это плюс. Но сказать, что это плюс для всей остальной экономики, это надо смотреть под достаточно серьезным углом критики, поскольку, на мой взгляд, это вообще достаточно искусственная постановка вопроса. Эту тему так активно муссируют во многом как раз потому, что приём на работу мигрантов, особенно нелегальных, очень выгоден работодателям. Поэтому в медийном пространстве столько разговоров об их необходимости и о том, что без них развитие невозможно. Ведь если принимать на работу своих граждан, придётся соблюдать всё трудовое законодательство, вести всю деятельность исключительно в легальном поле», — считает Михаил Беляев.
Экономист подчеркнул, что в России безработица и так находится на рекордно низком уровне, и трудовые резервы внутри страны существуют, а мигранты нередко занимают те рабочие места, которые могли бы занимать российские граждане.
«По идее, эти рабочие места надо предназначить для наших соотечественников, чтобы они занимались, получали заработную плату, но, правда, при достаточной информационной работе. А что значит, если человек пойдет работать? Это значит, что он снимет нагрузку с бюджета по всяким пособиям и льготам, которые они сейчас получают из бюджета. Пусть деньги небольшие, но таких людей много, а значит и нагрузка существенная. Второе, я считаю, что это влияет определенным образом на морально-этический климат. Когда фактически происходит такое негативное влияние на отношение к труду. Причем это влияет особенно на предпринимателей, которые находят всяческие лазейки, чтобы нанять нелегальную рабочую силу. И для них это служит вот таким двойным, тройным обогащением, уже не говоря о том, что, поскольку им надо нанимать нелегалов, это уже прямое вторжение в сферу законодательства. Это порождает коррупцию, правовой нигилизм. В итоге минусов тут больше, чем плюсов», — считает собеседник «Московской газеты».
По мнению экономиста, доступность дешёвой рабочей силы в виде нелегальных мигрантов сдерживает технологический прогресс в тех областях, где они работают. Ведь многим работодателям проще и дешевле нанять таких работников, чем вкладываться в более производительное и эффективное оборудование.
«Сами нелегалы виноваты только в том, что им хочется кушать, а у себя на родине им кушать не на что. А здесь их ставят в такие условия, от которых сами мигранты большого удовольствия не получают. Им тоже вряд ли нравится находиться в нелегальном положении, шарахаться от каждого сотрудника полиции, жить в нечеловеческих условиях и получать копейки. Я думаю, любой нелегал тоже с большим удовольствием получал бы нормальную зарплату, жил бы в более или менее сносных условиях», — отметил Михаил Беляев.
Своим мнением с «Московской газетой» также поделился председатель Центрального комитета профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов.
Эксперт посетовал, что миграционную сферу в России привыкли комментировать абсолютно все, независимо от своей реальной компетенции.
«Любую бабушку останови — «Ой, понаехали! Ой, ступить некуда! Ой, в магазине одни мигранты…» и так далее. Я думаю, из-за какого-то общего недовольства, неудовлетворения поднимают тему миграции, пытаются из мигрантов сделать виноватых во всём. Отсюда и заявления Госдумы или Совета по правам человека. А завтра президент выступит и скажет, что мигранты необходимы нашей экономике, и тут же в Совете по правам человека и Думе начнут выступать на тему того, что нельзя обижать мигрантов. Какого-то объективного основания для беспокойства по поводу роста числа мигрантов я не вижу», — говорит Каримов.
Председатель Центрального комитета профсоюза трудящихся мигрантов уверен, что кардинальных изменений в сравнении с прошлым или позапрошлым годом не произошло.
Эксперт подтвердил, что подсчитать точное число трудовых мигрантов России фактически невозможно, поскольку достоверная статистика может быть лишь по легально работающим иностранцам, а к таковым относятся далеко не все: «Я не видел никакого влияния санкций на трудовую миграцию. Разве что некоторые желающие получить российское гражданство могли с этим повременить».
Говоря о влиянии миграции на российскую экономику, Ренат Каримов подчеркнул, что она, как и любой процесс, имеет свои положительные и отрицательные стороны:
«Что касается занятия рабочих мест мигрантами якобы в ущерб россиянам, то, посмотрите, сейчас безработица в России на историческом минимуме. То есть внутренних трудовых ресурсов, чтобы занять все эти места, всё равно не хватит. С этой точки зрения миграция – это безусловно благо. Мы в своём профсоюзе посчитали: для того, чтобы на рынок труда в Российской Федерации вышел молодой человек, пусть даже сразу в 18 лет, не продолжая получать образование после школы, государство должно потратиться на декретный отпуск его матери, на рождение, на медобслуживание, на образование и т.д. По самым минимальным оценкам бюджетные затраты на одного будущего работника составят миллион рублей. На самом деле намного больше, но мы взяли по минимуму. Если, опять же, по минимуму взять количество мигрантов в два миллиона, то чтобы заполнить эти рабочие места своими гражданами, бюджету пришлось бы потратить минимум 2 триллиона рублей. Для сравнения, все затраты на культуру в бюджете Российской Федерации — меньше одного триллиона рублей. Затраты на образование — чуть больше одного триллиона рублей».
Эксперт констатирует, что трудовые мигранты для России являются фактически дешевой рабочей силой.
«Я уж не говорю о том, что эти мигранты будут вкалывать не по 8, а по 12 часов, и на тех работах, куда россияне не очень-то идут. Кроме того, этот мигрант 25 лет отработал, а пенсию ему потом будет платить не Россия, а Узбекистан или Таджикистан. Хотя, конечно, Россия сама страдает от того же самого, потому что российские граждане порой получают образование здесь, а едут работать, например, в США. А ведь государство тратит на высшее образование студента МГУ или Физтеха ещё миллион, то есть в целом, условно, два миллиона на человека потратили, а он уехал работать в США, где в него ресурсы не вкладывали. А с другой стороны, конечно, это большое зло, потому что представить себе, что не будет мигрантов, это как представить себе, что не будет нефти и газа. Не было бы нефти и газа, значит, мы бы активнее развивали производство, вели научные разработки. Точно так же и мигранты. Не было бы мигрантов, мы бы занимались повышением производительности труда, внедрением автоматизации, механизации, роботизации и так далее», — сказал Каримов, добавив, что это и есть две стороны одной медали, и каждый может сам решить, какой фактор выглядит более важным.
Собеседник «Московской газеты» отметил, что в миграционной сфере существуют определённые проблемы, требующие государственного вмешательства.
«Есть один вопрос, который поможет сразу огромное количество мигрантов, миллионы человек, перевести из нелегалов в легалов. Это вопрос о регистрации, вопрос их миграционного учёта. Вот иностранный гражданин из Узбекистана приезжает сюда, он должен в течение семи дней встать на миграционный учёт. Это звучит так, как будто бы это от него зависит — возьми и встань. А это не так. Принимающая сторона у него должна быть. Принимающая сторона — это, как правило, собственник жилого помещения, который сдал внаём ему свою квартиру. Внаём сдал, деньги получает, а поставить на миграционный учет не хочет, по разным причинам. И люди не получают этот миграционный учёт, а если у него нет миграционного учёта — он не может получить патент. Если у него нет патента — он не может легально работать. Так что вот этот федеральный закон №109 о миграционном учёте иностранных граждан сразу выталкивает огромное количество мигрантов из правового поля. Это только называется, что у нас безвизовый режим с государствами Центральной Азии. У нас такой же визовый режим, только визу дает не государство, а собственник жилья», — сказал председатель Центрального комитета профсоюза трудящихся мигрантов .
По мнению Рената Каримова, есть несколько решений этой проблемы:
«Можно гоняться за собственниками жилья и обязывать их ставить на миграционный учёт своих арендаторов. Это малоэффективно, но было бы неплохо так делать. Есть вариант, чтобы мигрант сам мог прийти в какой-то один конкретный орган и легко, без лишних бюрократических процедур, встать на учёт. И наконец, можно вообще отказаться от миграционного учёта. Мы привыкли, что даже внутри страны, если вы приехали из Санкт-Петербурга в Москву, через месяц вы должны зарегистрироваться по месту проживания, иначе грозит штраф. А в тех же США или других странах таких требований нет. Вы приехали, и всё. У нас считается – ну как же, будут люди не посчитаны? А если он какое-то правонарушение совершит, как его искать? Но в США же ищут как-то».
-
Российская Академия Наук прогнозирует пятипроцентное увеличение ВВП, начиная с 2021 года23.10.2017 в 13:46:004468
-
«Экономика Москвы в 2017 году растет по всем основным направлениям, при этом особо стоит отметить развитие реально...11.10.2017 в 09:33:006021
-
К такому выводу пришли авторы доклада, опубликованного на сайте американской некоммерческой экспертной организации &laqu...23.08.2017 в 12:42:004483
-
Международный валютный фонд (МВФ) подтвердил рост российской экономики в 2017 году на 1,4 процента.24.07.2017 в 12:26:004123
-
В преддверии предстоящего в среду отчета о работе правительства в 2016 году, премьер-министр Дмитрий Медведев встретился...17.04.2017 в 16:10:003836
-
В этом месяце исполняется 15 лет с того момента когда Евгений Максимович Примаков возглавил Торгово-промышленную палату....15.12.2016 в 10:22:003875