Новость общества

О соотношении ремесла и искусства глазами московского лудильщика

О соотношении ремесла и искусства глазами московского лудильщика

Фото © DJONSKULL

21.06.2023 в 22:24:00
16216

С прошлого года в России 18 июня отмечается День народных художественных промыслов. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, предприятия, возрождающие традиционные ремёсла, работают и в столице. Это искусство обработки дерева, глины, камня, металла и других природных материалов, которыми богата Россия. В частности, в Москве есть производство деревянных игр и игрушек, популярных на Руси с давних времён, и уникальный проект, создающий ёлочные игрушки из ваты. Многие ремесленные изделия одновременно являются и выдающимися произведениями искусства

Такое переплетение жанров и видов деятельности порождает вопрос о соотношении ремесла и искусства, о том, чем это всё вдохновлено и как личность творца выражается через его произведения. Об этом «Московская газета» побеседовала с лудильщиком Евгением (DJONSKULL) Петрухненко.

— Евгений, как бы Вы определили, что такое ремесло и искусство, и как взаимосвязаны эти две сферы человеческой деятельности?

— С одной стороны, искусство – это целенаправленная деятельность по созданию эстетически значимых вещей. В общем и целом, искусство – это сфера человеческой деятельности, охватывающая творческую работу по созданию эстетически значимых объектов. А с другой стороны, ремесло — это определенный вид времяпрепровождения, который сопровождается созданием определенных предметов, требующих специфических навыков и умений. Причём предполагается, что искусство всегда гораздо шире, значимее и глубже, чем ремесло. А в целом можно сказать: как ремесло является одним из способов искусства, так и искусство является одним из проявлений ремесла. В том плане, что и то, и другое требует не просто создания по определенным канонам, оно одновременно предполагает определенную оценку создающего, это всегда творчество. Оценку создающего – потому что таким образом он интерпретирует реальность. Он, с одной стороны, через свои ремесленные произведения и произведения искусства показывает бытие, действительность, с неожиданной стороны. И в целом как произведения искусства, так и ремесленные поделки очень часто создаются не просто по вдохновению, а по определенному заказу. Поэтому при более пристальном взгляде оказывается, что и ремесло, и искусство – это вещи во многом тождественные и требуют определенного взлета творческой фантазии, определенного внутреннего порыва, звучания таких трагических струн, которые заставляют человека выплеснуть свою боль. Причем эта боль может быть метафизическая, связанная с восприятием и отражением мира.

— Какие особенности самовыражения, способы выражения Вашего восприятия реальности предполагает профессия лудильщика? Чем интересен этот род занятий?

— Для начала напомню, что лудильщик – это не странствующий торговец, как можно прочитать в некоторых интернет-источниках. На самом деле это профессия — медник. Появление этой профессии предшествовало созданию практически всех профессий и искусств, связанных с обработкой металлов, в том числе и со сваркой. В своей работе я вдохновляюсь древнегреческим мифом о Прометее. Этим предопределён мой особый интерес, с одной стороны, к зажигалкам, а с другой стороны, к ювелирным украшениям, прежде всего кольцам. Достаточно часто символизм моих работ проявляется в том, что в них достаточно часто встречается инкрустация черепами.

— Связь мифа о Прометее, подарившем людям огонь, и зажигалкой очевидна. А как это связано с ювелирными изделиями, кольцами?

— При внимательном прочтении мифа оказывается, что Прометей не только создал людей и потом подарил им огонь, но огонь также обладает обширным многообразным символизмом. Об этом мало кто знает, но после того, как при помощи Геракла конфликт между Прометеем и Зевсом, который приковал его к скале, был исчерпан, то в назидание, для того чтобы Прометей не забывал свой проступок, Зевс из куска горной породы добыл металл и лентой обвязал его вокруг пальца Прометея. То есть это и было создание первого кольца. Понятно, что Прометей, несущий людям огонь, это невероятно мощный не только эсхатологический, но и идеологический символ, который в сжатом виде нам показывает не только эволюцию вселенной, не только эволюцию добра и зла, но и находящуюся внутри этих понятий эволюцию человека. Это движение от тьмы к свету, это движение от незнания к знанию, это движение от простого к сложному. И огонь – это не просто тот первообразующий надмировой символ, который является первоосновой создания вселенной как таковой, материи, он является тем катализатором, который в значительной степени изменяет свойства вещей. Например, кто-то сгорает в огне страсти, кто-то сгорает в огне вины и раскаяния; кто-то, пройдя через горнила испытаний, преобразуется в высоконравственную личность. Не говоря уже о том, что обработка на огне пищи и многих других вещей преобразует их свойства, закаляет их, делает лучше или разрушает. В этом плане огонь — и символ движения, изменения, прогресса, и символ суда, и испытания. С другой стороны, ювелирные изделия, кольца, в моём представлении Джона Скула, это, с одной стороны, напоминание о том подвиге, который совершил Прометей для людей. Это выражает обязательства, которые мы берем на себя, чтобы показать благодарность и уважение той мифологической личности, которая, по сути, сделала нас людьми. Ведь не только мифологически, но и в научной традиции обретение человеком огня связано с мощным скачком в его эволюционном развитии. Так что это напоминание о том, что нам дан мощнейший потенциал, который мы должны использовать для роста, для развития, для приумножения добра в этом мире.

— Почему в Ваших работах регулярно встречаются черепа? Что обусловило такой выбор символики?

— Да, я говорил, что достаточно большое место в моем ремесле или творчестве занимает символика черепа, да и в конце концов все байкеры любят черепа. Однако очень часто у людей, не интересующихся этой тематикой, череп вызывает какие-то неприятные ассоциации, коннотации, связанные со смертью, тленом, разрушением и так далее. Но, по сути, череп — амбивалентный символ, как и огонь. С одной стороны, он напоминает нам о конечности бытия, я связываю это с кольцами, с Прометеем. Он говорит о том, что мы должны отмеренное нам время тратить содержательно. В том плане, что мы должны с благодарностью принять и с пользой использовать дар Прометея, явить миру всё, на что мы способны. С другой стороны, в очень многих культурах череп является символом как раз бесконечной жизни, бесконечного преобразования, бесконечной череды умирания и возрождения. То есть это такой символ бесконечности, который постулирует, воспевает саму жизнь. И в этом контексте я считаю, что мое ремесло созвучно искусству, оно несет в себе прежде всего идеологический манифест, связанный с тем, что каждый, кто так или иначе соприкасается с моим творчеством, с моим ремеслом, должен, во-первых, вспомнить о том, что он тот, кто был с рождения одарен великим даром огня знания. Что он должен ответственно относиться к памяти о тех великих завоеваниях, которые совершило человечество, для того чтобы сегодня мы могли хорошо жить и иметь уникальную возможность перенимать эту эстафету огня, нести его гордо и передавать дальше. И с третьей стороны, чтобы мы помнили, что жизнь – это невероятный по своей сути, очень хрупкий, но содержательный, наполненный колоссальной энергией дар, и мы должны быть невероятно почтительны, уважительны и ответственны при обращении с ним.

Евгений занимается ювелирным ремеслом с июня 2018 года. Недавно он отметил 5-летие своего бренда DJONSKULL. Лудильщик начинал как энтузиаст-самоучка — с дизайнерских корпусов для зажигалок. Затем прошёл обучение у именитых мастеров и к настоящему времени сам достиг высокого уровня в своём деле. Евгений Петрухненко вручную изготавливает не только оригинальные зажигалки, но и браслеты, кольца, серьги, спиннеры, аксессуары для байкеров и многое другое. Корпуса некоторых зажигалок отливаются из кобальта, что является большой редкостью. Мастер обещает не стоять на месте и продолжать своё профессиональное развитие. Недавно он открыл офис на ВДНХ.

— Как зарождался Ваш бренд, кто сейчас занимается его развитием? И откуда появилось такое название?

— По поводу названия – я когда-то увлекался коллекционированием ножей, подвесочек для них, темляков и так далее. И на одном из крупнейших русскоязычных форумах по этой тематике был пользователь с ником DJONХХХ. Когда я основал свой ювелирный бренд как-то так получилось, что слово DJON осталось, а к нему добавилось ещё SKULL. Сегодня этот бренд официально зарегистрирован, но я пока над ним работаю один, я — и бренд, и мастер в одном лице. Я сам создаю ювелирные изделия и занимаюсь другими вопросами развития, веду соцсети: ВКонтакте, Telegram и так далее.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
DJONSKULL, ремесло, искусство, лудильщик
Поделиться
Похожие новости