Почему падает популярность телевидения и доверия к нему среди россиян
Российское телевидение, похоже, переживает серьёзные изменения. В прошлом году медиагруппа GroupM зафиксировала стремительное падение доверия аудитории к информации ТВ. С марта по апрель, всего за один месяц, уровень доверия снизился с 33% до 23%. За этот же период упало доверие и к интернет-источникам, но не так сильно – с 26% до 23%. Кроме того, на протяжении довольно длительного времени фиксировалось и снижение зрительского интереса. С 2009 по 2019 гг. количество тех, кто называет телевидение основным источником информации, упало с 94% до 72%. В 2022 году ситуация выглядела несколько иначе. Аудиторию продолжали терять развлекательные каналы и передачи, а вот новостной контент пользовался спросом. Однако в целом негативная тенденция достаточно очевидна
В связи с этим комитет Госдумы по информационной политике и связи недавно обсуждал, с чем связан отток телевизионной аудитории и как исправить ситуацию. В частности, на рассмотрение была внесена инициатива запретить показывать телерекламу в прайм-тайм с 18 до 23 часов, прерывая ради этого фильмы или передачи. Один из авторов законопроекта, депутат от ЛДПР Алексей Диденко, заявил, что качество рекламы падает, что раздражает телезрителей. Кроме того, по его словам, реклама в самое горячее время снижает стимулы телекомпаний к развитию, к созданию новых передач и других способов привлечения аудитории. Как отметил Диденко, именно это приводит к снижению популярности телевидения. Однако на просьбу депутата и телеведущего Евгения Попова привести конкретную статистику Диденко ответить не смог, что дало в руки оппонентов законопроекта аргумент о недостаточной проработке инициативы и отсутствии авторитетных экспертных мнений.
Первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Сергей Боярский напомнил, что реклама является чуть ли не единственным источником доходов телекомпаний, кроме господдержки. По словам парламентария, на одних бюджетных источниках отрасль развиваться не сможет. Правительство также дало отрицательный отзыв на законопроект. По оценкам экспертов, реализация инициативы о запрете рекламы в прайм-тайм привела бы к 25 млрд рублей недополученных доходов телекомпаниями в год. В итоге законопроект был отклонён.
К слову, тенденция ухода аудитории от телевидения к другим источникам информации характерна не только для России. Летом прошлого года исследователи впервые зафиксировали превышение количества пользователей стриминговых сервисов над числом зрителей кабельного телевидения в США.
Клинический психолог, основатель академии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский, комментируя ситуацию «Московской газете», назвал тенденции по снижению популярности телевидения среди аудитории и падения доверия к телевизионной информации взаимосвязанными.
«Это связано с тем, что телевидение проигрывает гонку по информированию граждан и по развлекательному контенту. О том, что телевидение проигрывает в информировании, косвенно свидетельствует снижение доверия к тому, что говорят по телевизору. Когда человек ищет информацию на телевидении или на альтернативных площадках, таких как интернет и соцсети, он ведь делает это не только для того, чтобы подтвердить какие-то свои выводы о происходящем. Суть нашего мышления заключается в том, что, столкнувшись с затруднительной для себя ситуацией, человек тормозит первую импульсивную реакцию и с помощью эволюционно сформированных механизмов, прежде всего мышления, применяя метод анализа, пытается вычленить главное для себя в этой ситуации, что должно позволить принять результативное решение. Результативным является то решение, которое позволит восстановить гомеостаз между человеком и окружающей средой, например, удовлетворить какую-то потребность или избежать опасности. Проанализировав ситуацию, затем синтезировав полученные данные, человек формирует стратегию своего дальнейшего поведения и осуществляет её», — объясняет психолог.
По словам эксперта, при информировании важно дать человеку такую картину, которая позволит в дальнейшем принимать адекватные решения. И при восприятии информации люди всё чаще по разным причинам решают, что информация, например, полученная от телевидения, менее значима или менее содержательна для принятия каких-то решений, чем информация из других источников. В этом случае человек обращается к альтернативным площадкам. Например, в интернете та же ситуация может быть описана более обширно, что даёт больше пищи для размышлений и больше возможностей анализировать ситуацию для последующего формирования наиболее результативной поведенческой стратегии.
«Это можно сравнить с реакцией лягушки. Если бросить лягушке комок бумаги, имитирующий муху или жучка, в первый раз она, не задумываясь, кинется на него и попытается съесть. Если сделать это во второй раз, лягушка отреагирует сдержаннее. А на третий раз она вообще не обратит на комок бумаги внимания. Анализ ситуации и последующий синтез приведут лягушку к выводу, что этот фактор несущественен и не требует реакции. То же самое происходит, вероятно, и с реакцией аудитории», — пояснил Валерий Ивановский.
Что касается развлекательной части, можно заметить, что в последнее время, особенно перед новогодними праздниками, появляется всё больше критики телевизионного развлекательного контента. Некоторые его называют неактуальным, неинтересным, не вызывающим положительных эмоций. В этом случае люди снова ищут альтернативные площадки, где можно найти более качественный развлекательный контент, говорит психолог.
По словам эксперта, в силу разных обстоятельств телевидение является более костной и забюрократизированной структурой, медленнее реагирующей на общественные запросы. Однако это не единственная причина.
«Немаловажную роль играет интерактивность интернет-контента. Люди могут в сети найти всё те же передачи, фильмы или клипы, только в гораздо большем количестве и разнообразии. Наконец, потребление контента из интернета можно приспособить к собственному временному распорядку. Если по телевидению любимая передача пройдёт в конкретные часы, то в интернете её же можно посмотреть в удобное для каждого человека время», — подчеркнул собеседник «Московской газеты», добавив, что все эти факторы вместе взятые и приводят к тому, что популярность телевидения и доверие к нему снижаются.
-
Эксперт объяснил, почему работа на стыке психологии и спорта дает хорошие результаты31.12.2020 в 14:40:003278
-
По мнению эксперта, это обусловлено особенностями функционирования нашего мозга29.12.2020 в 17:24:002867
-
Также эксперт рассказал, как его избежать07.10.2020 в 22:02:0013859
-
И посоветовал, как свести к минимуму извечный конфликт «отцов» и «детей»11.09.2020 в 17:57:0083247
-
Поработав над собой, можно встретить кризисы во всеоружии28.07.2020 в 16:21:004080
-
Судя по всему, пример депутата Госдумы Натальи Поклонской, ровно год назад объявившей то ли войну, то ли рекламную кампа...19.11.2017 в 15:06:003306