Новость общества

Правозащитники выразили тревогу в связи с запретом на использование военными гаджетов в служебное время

Правозащитники выразили тревогу в связи с запретом на использование военными гаджетов в служебное время

https://www.rbc.ru

07.05.2020 в 19:51:00
6093

Эксперты считают, что поправки в устав ВС РФ противоречат Конституции

Президент Владимир Путин внес дополнения в дисциплинарный устав Вооруженных сил России от 2007 года, согласно которому распространение российскими военными в интернете или СМИ информации, позволяющей определить их принадлежность к войскам, а также сведений о других военнослужащих и членах их семей будет теперь считаться грубым проступком. Соответствующий указ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Этот же документ запрещает военным иметь при себе гаджеты, которые позволяют передавать аудио, видео и фотоматериалы и отслеживать геолокацию.

По мнению главы муниципального округа «Тверской» Якова Якубовича, очередной запрет направлен на снижение прозрачности и прямое нарушение Конституции РФ.

«Эта мера не что иное, как очередной виток ужесточения информационного поля в России в целой череде таких ограничительных мер, фактически являющимися цензурой, что прямо запрещено ч. 5ст. 29 Конституции РФ. Например, недавно принят закон о фейках про коронавирус, который прямо резюмирует виновность субъекта любых сообщений о коронавирусе и всего, что с этим связано. Если СМИ не предоставит доказательства достоверности информации, в том числе раскрыв ее источники, в редакцию явится Следственный комитет, — сообщает Яков Якубович. — И вот теперь еще один антиконституционный нормативный акт, на этот раз касающийся военных. Теперь сообщение в социальных сетях или СМИ, например, о нарушениях в военных частях будет грубым дисциплинарным проступком с соответствующими последствиями. При этом военным одновременно запретили иметь гаджеты, которые имеют функции аудио- и видеозаписи в любое время несения воинской службы, в том числе при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, или, например, при оказании помощи правоохранительным органам при «охране правопорядка и обеспечении общественной безопасности». Всё это происходит на фоне принятия закона о едином федеральном информационном регистре и уже подписанном законе о введении технологии искусственного интеллекта, который будет следить за гражданами и якобы анализировать, как исполняются законы и насколько они эффективны. О реальных же целях введения этого самого интеллекта можно только догадываться. Другими словами, государство хочет знать о нас всё, но при этом максимально ограничивает общество и СМИ в реализации права на информацию. Народ давно перестал быть главным источником власти, а Конституция — реальным основным законом, на который ориентируются власти».

В интервью с корреспондентом издания член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод отметил, что подобная практика существует в ряде стран, так как военная служба связана с определенными задачами, и ее действия должны проходить в обстановке секретности.

«В настоящее время в мире сложная геополитическая обстановка. Идет беспрецедентное давление на Россию и действия российской армии: военные учения, оборонная промышленность — находятся в зоне пристального внимания зарубежных спецслужб и экстремистских, террористических организаций. И, как я понимаю, главное основание для принятия этих изменений — именно то, чтобы информация не уходила вовне. Поскольку, мы знаем, что неоднократно в интернете публиковались секретные данные, в том числе о подразделениях НАТО, где они находятся, о производимых учениях — эта информация, все-таки не для всех. Поэтому здесь в первую очередь преследуется задача обезопасить наши вооруженные силы от информационного вмешательства извне, вмешательства спецслужб, которые могли бы полученной информацией нанести ущерб, в том числе и стратегическим интересам России, — говорит Александр Брод. — С другой стороны, у меня, как у правозащитника, возникает опасение, что этими действиями военнослужащие, особенно призывники, становятся более оторванными от внешнего мира. Мы прекрасно знаем, что в нашей армии царят такие явления, как дедовщина, есть и проявления алкоголизма, наркомании, проблемы бытового характера, и проблемы оказания медицинской помощи. И зачастую телефон нужен военнослужащему для того, чтобы просто сообщить об угрозе его жизни, безопасности. В том числе обратиться в СМИ, правозащитные организации — просто чтобы остаться в живых, уберечь свою жизнь от критических нарушений его прав, безопасности, здоровья и т.д.».

В связи с этим правозащитник считает необходимым ввести в использование кнопочные телефоны, которые не подразумевают наличие запрещенных функций.

«Было бы целесообразным для нашей армии разработать специальную модель телефона, отечественную разработку, которая не позволяла бы определять местонахождение, не имела бы связи с интернетом, но в то же время не лишала бы военнослужащего возможности связи с родственниками, с правозащитниками, с внешним миром», — считает Брод.

Также, по мнению Александра Брода, данный запрет в законодательстве может повлечь за собой коррупцию.

«Я не исключаю, что на этой почве может появиться коррупционная составляющая. То есть за определенную мзду наши командиры будут закрывать глаза на наличие запрещенных средств связи. Поэтому, я считаю, что правозащитники, в том числе те, кто занимается общественным контролем наших вооруженных сил, следит за соблюдением прав военнослужащих, должны усилить свое внимание и добиваться того, чтобы данные ограничения не повлекли за собой ухудшения ситуации», — добавил правозащитник.

Автор: Жанна Гавшина
ТеГИ
Вооруженные силы РФ, гаджеты, военная тайна, права гражданина
Поделиться
Похожие новости