Новость общества

Товаропроизводители назвали главную проблему с установкой на импортируемые гаджеты российского ПО

Товаропроизводители назвали главную проблему с установкой на импортируемые гаджеты российского ПО

Фото © «Московская газета»

05.04.2022 в 14:38:00
9232

В России разрешили параллельный импорт электронных товаров. При этом согласно нормам российского законодательства на такой продукции должно быть предустановлено отечественное программное обеспечение

Российские потребители не горят желанием пользоваться исключительно нашим ПО, а ввоз электронных товаров в РФ без разрешения правообладателя делает малопредставимой установку на них отечественных приложений. Однако продавцов хотят обязать с помощью штрафов соблюдать данное требование, пишет «Коммерсантъ».

Соблюдать соответствие электротоваров всем требуемым российским законодательством нормам логичнее производителю, а не «параллельному импортёру», сказал в интервью «Московской газете» глава Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов.

«Техника — это сложный товар. Если вносить в него какие-то изменения, то правильнее делать это самому производителю. Если есть какие-то технические и законодательные требования по соответствию определенным нормам и стандартам, то это должны делать производители. Они же контролируют поставки своих устройств на тот или иной рынок и готовят их выход, чтобы их продукция соответствовала всем законодательным нормам той страны, где эти устройства продаются», — рассказал эксперт.

Принятая в России норма по предустановке программного обеспечения является уникальной, ни в одной стране мира такого требования нет, подчеркнул Антон Гуськов.

«Если изготовители хотят продавать свои устройства в России, они обеспечивают их соответствие многочисленным требованиям этой страны, в том числе и касательно предустановке ПО. Если этот товар для российского рынка не предназначался, а это требование уникальное и относящееся только к России применяется к нему, он может соответствовать или не соответствовать. Проверить требуемое соответствие будет проблематично, — отметил эксперт. — Нужно вскрыть коробку, включить устройство, зарегистрировать его в России — то есть его надо активировать, только тогда можем убедиться, есть там российское ПО или нет. Но тогда устройство будет уже активированное, вскрытое и т. д. Кто его будет покупать? Товар будет уже не очень ликвидным».

Как выглядит инициатива поручить предустановку российского ПО продавцу, то есть розничным магазинам?

«Теоретически возможно поручить это ритейлу. Но как это будет происходить? Допустим, на смартфоне нет предустановленных российских программ, требующихся по закону. И что, продавец будет предлагать покупателю — давайте я вам программу Х установлю? Дайте мне ваш пароль, я зайду, сделаю вам копию вашего устройства и активирую такую-то программу или «Госуслуги»? Я не уверен, что все покупатели будут к этому готовы. Необходимы какие-то сложные, и при этом «на коленке» сделанные схемы. Это какое-то кустарное вмешательство», — считает Антон Гуськов.

В российской практике производители работают по системе прямого импорта — сами завозят, сами отвечают за соответствие всем требованиям и продают свою продукцию за рубли, сказал собеседник издания; когда за всё отвечает производитель, понятно, с кого спрашивать.

«А если это делает какой-то непонятный импортёр, добросовестный или недобросовестный, привозя товар с другого рынка, где он для России не предназначался, эта продукция может соответствовать или не соответствовать российским требованиям. Неопределённость создаёт множество рисков», — отметил руководитель РАТЭК.

В условиях разрешённого «параллельного импорта» завозимые в Россию товары могут не соответствовать самым разным требованиям, подчеркнул глава Ассоциации.

«Не соответствовать может что угодно. У нас есть технический регламент, который описывает обязательные требования к продукции, единый регламент стран Евразийского Союза. Есть электромагнитная совместимость. Есть низковольтный регламент на низковольтное оборудование, предусматривающий соответствие технических характеристик. Чтобы не возникало помех в работе сетей, в том числе для экстренных служб. Сопроводительная документация. Требования по энергоэффективности», — рассказал Антон Гуськов.

Норма по предустановке российского ПО прописана в законе о защите прав потребителей, при этом российские покупатели хотят выбирать приложения, которыми будут пользоваться, самостоятельно, отметил эксперт.

«У людей обычно уже есть какой-то пользовательский опыт, и они его просто активируют на новом устройстве. Пользователи уже знают, какое приложение им нужно, а какое нет. А тут им заранее дают некий список. Поэтому главная проблема с предустановкой российского ПО — как убедить российского потребителя, что ему надо всё это делать?» — заметил специалист.

«Параллельный импорт» легализован не для всех видов продукции, и правительству есть над чем подумать в этом вопросе, считает Антон Гуськов: «Есть полномочия у правительства составлять списки товаров, которые могут быть или не могут быть легализованы. Надо подумать, что целесообразнее — поддерживать прямые поставки, когда за всё отвечает производитель, или давать возможность возить товар кому угодно, чтобы потом из-за несоответствия обязательным требованиям было неясно, что с этим делать».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Товаропроизводители, проблема, по, гаджеты
Поделиться
Похожие новости