Новость общества

Россия станет страной параллельного импорта? Эксперты рассказали о нюансах

Россия станет страной параллельного импорта? Эксперты рассказали о нюансах

Фото © «Московская газета»

29.03.2022 в 14:25:00
3831

Запаса продукции от известных брендов, ограничивших поставки в Россию, — например, Apple и Samsung, — хватит в российских магазинах только на 2–3 месяца, сообщает РБК. Единственный способ насытить рынок необходимыми товарами — это легализация так называемого параллельного импорта, считают в Федеральной антимонопольной службе, разработавшей соответствующее предложение и выдвинувшей его на рассмотрение правительства

Самый простой пример параллельного импорта — это когда, человек покупает за рубежом айфоны, провозит их через границу и продает в России, объяснил корреспонденту «Московской газеты» осведомленный источник в российском бизнесе. На ум сразу же пришли легендарные «челноки» 90-х или фарцовщики Советского Союза. Напомним, что попытки легализации параллельного импорта в современной России предпринимались по меньшей мере при премьер-министре Дмитрие Медведеве в далеком 2015 году, в самом начале всей санкционной истории.

«Правильно ли я понимаю, что любой человек, покупающий за рубежом продукцию, например компании Apple, и продающий ее в России — осуществляет, по сути, параллельный импорт? Любое физическое или юридическое лицо и любой такой поставщик на территории России, не имеющий разрешения на распространение продукции от компании-производителя, будет освобожден от какой бы то ни было ответственности за такую торговлю и сможет беспрепятственно ее осуществлять?», — задал корреспондент «Московской газете» вопрос представителю Федеральной антимонопольной службы.

«Да, речь о том, что любой предприниматель сможет закупить продукцию и без согласия производителя — обладателя товарного знака — завезти ее в Россию, — прокомментировали изданию в пресс-службе ФАС России. — Если легализация параллельного импорта будет реализована, на таможенной службе не будут конфисковывать товар и штрафовать компанию, организацию, предпринимателя, которые будут завозить его в Россию. Таможенная служба тоже сейчас прорабатывает вопрос о том, как это будет осуществлено технически. При этом отмечу, что таможенная служба будет тщательно проверять все необходимые документы на товар, кроме одного: разрешения от производителя товарного знака. Речь идет о крупных категориях товаров, в первую очередь социально значимых, на которые сейчас дефицит: оборудование, лекарственные препараты, технологии. Как это будет выглядеть технически — это не совсем наша компетенция, это будет определено по решению Минпромторга, Минэкономразвития и правительства. Мы сейчас формируем только предложение по включению определенных товаров в легализацию параллельного импорта».

Ведомство дистанцирует свое предложение от понятия «серый импорт», а также от исторических параллелей с челночной торговлей 90-х и фарцовкой в СССР, и подчеркивает поддержку своей идеи со стороны крупных, в том числе российских предпринимателей.

«Мы не используем термин «серый» импорт, чтобы у людей не складывалось ощущение, что это контрафактная продукция. Орган исполнительной власти никогда не пошел бы на то, чтобы продвигать контрафактную продукцию, мы в этом не заинтересованы. Также мы не используем термины «челночная торговля» или «фарцовка». Нам приходит огромное количество писем от предпринимателей — АО, ОАО, ИП — граждане выражают огромную поддержку нашему ведомству за легализацию параллельного импорта. Речь идет об огромных предприятиях, которые поставляют не только запчасти для автомобилей, например, но и сами автомобили. Назвать их «челноками» было бы оскорблением. Благодаря, в частности, поддержке предпринимателей, с которыми мы солидарны, мы продвигаем параллельный импорт. Этим вопросом сейчас занимаются три ведомства: Минэкономразвития, Минпромторг и ФАС России. ФАС боролся за легализацию параллельного импорта с 2009 года, когда это еще не стало мейнстримом, когда никто не знал и не понимал, что это даст нашей стране. Сейчас единственный способ насытить рынок оригинальными товарами — это параллельный импорт», — рассказали в пресс-службе ведомства.

Параллельный импорт — это ввоз оригинального товара неуполномоченным импортером, подтвердил «Московской газете» партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель.

«Часто такой ввоз именуют еще и «серым» импортом. Но данный термин несет некоторую негативную окраску. Параллельный импорт — это простые параллельные каналы поставок товаров, существующие параллельно с официальным дистрибьюторским каналом, сформированным производителем. При этом с точки зрения выполнения таможенных формальностей такой ввоз абсолютно легален. Параллельный импорт как понятие деловое и экономическое упирается в вопрос исчерпания права на товарный знак. Когда производитель выводит на рынок определенный продукт, он вкладывает в это материальные и нематериальные активы. Для того чтобы продукт отличался от других товаров, используются отличительные признаки — графические и не только. То есть товарный знак. И так как это интеллектуальный труд, то он защищается законодательством. Вполне логично, что производителю хочется в определенной мере контролировать, каким образом используются результаты его интеллектуального труда. Как минимум кто продает, как продает и кому продает. В России понятие параллельного импорта и принципа национального исчерпания права было введено в 2002 году. Тогда и начался первый этап борьбы с параллельным импортом, он продлился до 2009-го. Основной особенностью этого периода стал тот факт, что к нарушителям прав о товарном знаке применялись нормы как гражданско-правовой, так и административно-правовой ответственности. В 2009 году закончилось рассмотрение знакового дела о ввозе в РФ автомобиля Porsche Cayenne. В рамках него было возбуждено производство по ст. 1410 ГК РФ. Все шло к уничтожению автомобиля, но в итоге суды высшей инстанции решили, что следует отличать контрафакт от параллельного импорта и указали на то, что нормы административной ответственности не применимы по делам параллельного импорта. Соответственно с 2009 года в России начинается новая веха в истории параллельного импорта. С этого момента к правонарушителям применима только гражданско-правовая ответственность. Это может быть запрет на совершение действий: например, на ввод товара в оборот или требование об уничтожении товаров. Таким образом, правообладатели, в том числе уполномоченные импортеры, имеют возможность защитить свои права в ситуации, когда товар без разрешения правообладателя ввозится на территорию России. В условиях ухода из РФ многих иностранных производителей и санкционных ограничений на поставки целых групп товаров, полная легализация параллельного импорта — это, пожалуй, единственный способ решить проблему неизбежного тотального дефицита иностранных товаров, которые ранее могли поставляться только официальными импортерами и по каналам, разрешенным правообладателями», — заключил эксперт.

Параллельный импорт связан в первую очередь с таким понятием, как исчерпание прав на товарный знак, сказал «Московской газете» директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов:

«У нас сейчас действует региональный принцип исчерпания прав на весь Евразийский экономический союз: Россию, Белоруссию, Армению, Киргизию и Казахстан. То есть импорт товаров до настоящего времени осуществлялся так: на территории региона импорт товаров под брендами, защищенными в специальном реестре объектов интеллектуальной собственности, возможен с разрешения правообладателя, который уполномочивает на распространение его продукции партнеров или осуществляет импорт сам. Такой же принцип действует в Европейском Союзе. А параллельный импорт — это импорт без разрешения правообладателя. Когда кто угодно от «челнока» до крупной оптовой компании может купить любой бренд и завезти его без разрешения правообладателя. А в рамках регионального принципа только те организации, которые получили разрешение правообладателя, могут импортировать его товар. Однако теперь принимаются нормативные акты, которые позволят правительству РФ легализовать параллельный импорт. Важно при этом, чтобы не ухудшилось положение российских предприятий-производителей. Также следует защитить те компании, которые продолжают поставки продукции в РФ и включены в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
импорт, бренд, продукция, россия
Поделиться
Похожие новости