Новость общества

GPS для буренки или почему Генпрокуратура срочно озаботилась шпионскими гаджетами

GPS для буренки или почему Генпрокуратура срочно озаботилась шпионскими гаджетами

Фото: crimerussia.com

20.12.2017 в 17:25:00
3362

Генеральная прокуратура России начала масштабную проверку всех уголовных дел, заведенных по печально известной статье 138.1 Уголовного кодекса РФ («Незаконное приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»).

«Поводом для проверки стало возбужденное в Зауралье дело против фермера Евгения Васильева, купившего по интернету GPS-трекер для отслеживания передвижений своей коровы», — сообщает телеканал RT со ссылкой на представителя прокуратуры Александра Куренного.

«По нашей инициативе начата проверка по всей России», — цитирует телеканал Александра Куренного, — «Будем изучать в течение нескольких месяцев, есть ли перегибы в регионах с применением этой нормы, а результаты проверки мы огласим только в 2018 году».

Неизвестно, почему такая проверка не проводилась раньше.

Судя по всему, Генпрокуратура активизировалась после Большой пресс-конференции президента Владимира Путина, где главе государства рассказали об уголовном деле, заведенном против фермера Евгения Васильева, которому «светит» четыре года тюремного заключения только за то, что он использовал для отслеживания передвижения собственного коровьего стада GPS-трекеры, свободно продающиеся в интернете и так же свободно рекламируемые по ТВ.

Как выяснилось, за такие гаджеты можно легко угодить в тюрьму. Первый тревожный звоночек прозвучал в декабре 2016 года, когда московского байкера Алексеяя Соколова осудили на четыре месяца тюрьмы за продажу брелока со встроенной камерой, ранее спокойно купленного Соколовым на Aliexpress. Сначала байкер хотел использовать этот гаджет в качестве видеорегистратора на своем «железном коне», но потом передумал, и выставил информацию о продаже гаджета на сайте бесплатных объявлений. Соколов хотел получить за эту «игрушку» всего 1500 рублей, а получил реальный срок, поскольку под видом покупателей к нему пришли полицейские. От них арестованный тут же байкер и узнал о существовании статьи 138.1 УК РФ «Незаконный оборот технических средств, предназначенных для негласного получения информации», предусматривающей штраф до 200 тысяч рублей, принудительные работы, либо ограничение свободы до трёх лет и лишение свободы до четырёх лет.

Обнаружить «злодея», обладающего «шпионским» гаджетом, достаточно просто:  таможня передает полиции данные о приобретателе, и полицейские втолковывают нюансы статьи 138 УК не подозревавшему подвоха незадачливому покупателю, который узнает, что для посадки в тюрьму достаточно и самого факта заказа гаджета в Китае.

Как утверждают практикующие юристы, чаще всего за такие гаджеты штрафуют на 20-30 тысяч рублей, а байкер Соколов просто «попал под кампанию», и пока, кроме него, за гаджеты никого не сажали.

Почему в России, где практически у каждого гражданина имеется мобильный телефон, посредством которого можно снимать все что угодно, под запрет попала практически такая же техника? По мнению экспертов, это сделано потому, что правоохранителям надо было как-то применять статью 138, которая и была принята для борьбы со шпионажем, в том числе промышленным, и нарушением права на неприкосновенность частной жизни.

При этом надо помнить, что, согласно российским же законам, предупреждение о видеосъемке или аудиозаписи может обезопасить пользователя «хитрого» гаджета, тогда как за тайную съемку или запись можно легко загреметь под статью 138. Потому что это уже будет «негласным сбором информации». То есть, шпионажем.

А самое интересное, что даже строгая 138-я статья не указывает, что должно считаться «шпионским» гаджетом. Законодательно установленного описания такого устройства просто нет, что создает широчайший простор для творческих импровизаций правоохранителей. 

Впрочем, в законе для таких случае есть лазейка: чтобы осудить человека по статье 138, надо получить экспертное заключение о том, что снимающее или записывающее устройство было замаскировано под другой предмет.

То есть, правоохранители должны доказать, что устройство выполняло функцию какого-то постороннего предмета: часов, авторучки, перстня или чего-нибудь еще.

Кроме того, запретным признается устройство, которое способно тайно записывать и накапливать информацию. Например, если у вашей камеры нет красненького индикатора, или вы спрятали его при съемке, вы уже нарушаете закон, потому что скрываете факт съемки.

Под запрет попадает и более серьезная аппаратура, например, аппаратные перехватчики ввода с клавиатуры, включающиеся в разъём USB на компьютере жертвы. Еще опаснее пользоваться шифрующей аппаратурой, даже мобильным телефоном с функцией шифрования звонков. Правоохранители, и особенно спецслужбы, не любят такие «игрушки», поскольку при их использовании они не смогут прослушать ваш разговор.

Интересно и то, что за простое обладание такими приспособлениями вам ничего не будет: специально обученные люди займутся вами только в случае, если вы начнете этот гаджет использовать, или, вздумаете вздумаете его продать, или даже подарить. Тут и наступит черед статьи 138 УК.

Чтобы избежать неприятных встреч с полицейскими, лучше отказаться от покупок несертифицированных гаджетов, и помнить, что посылки из Aliexpress просвечивают на рентгене, а об обнаружении запретного гаджета таможенники сразу сообщают полицейским, которые с радостью встретят вас на почте при получении посылки.

Возможно, после того, как прозревшая Генеральная прокуратура проверит «все и во всех регионах», статью 138 УК РФ сделают более конкретной и недвусмысленной, чтобы впредь любой обладатель коровы мог без опаски вешать на свою буренку GPS-трекер.

Автор: Петр Сергеев
ТеГИ
Генеральная прокуратура, GPS-трекер, гаджеты, шпионаж
Поделиться
Похожие новости