Новость общества

Психолог рассказал, почему гаджеты и соцсети не избавят человека от одиночества и почему этого чувства надо избегать

Психолог рассказал, почему гаджеты и соцсети не избавят человека от одиночества и почему этого чувства надо избегать

Фото © «Московская газета»/Жанна Гавшина

26.11.2020 в 19:22:00
4062

Согласно исследованиям Росстата, проведенных осенью 2018 года, более четверти россиян в той или иной степени испытывают чувство одиночества. Исследование, как сообщает РБК, охватило порядка 15 тысяч домохозяйств – то есть, выборка более чем внушительная. Если экстраполировать итоги на все население России, то, получается, одиночество ощущают более 36 млн человек.

Как такое вообще возможно в современном технологичном мире с его средствами коммуникации? Почему так произошло и чем это грозит? Об этом «Московская газета» поговорила с клиническим психологом, основателем школы психологического боя «Валаал» Валерием Ивановским.

— Валерий Валерьевич, реально одиноки – в строгом смысле этого слова, думаю, совсем немногие. Большинство людей все же имеют круг постоянных социальных контактов: члены семьи, коллеги, соседи, друзья. И все же свыше 36 миллионов наших сограждан говорят об одиночестве. Почему?

— Поговорим вначале об отношении к одиночеству. В историческом контексте великие умы человечества высказывали порой диаметрально противоположные мнения на этот счет. «Добровольное одиночество, уход от других людей – самый обычный вид защиты от страдания, возникающего во взаимоотношениях между людьми. Понятно, какого рода счастья можно достичь таким образом – счастья покоя» — эти мысли принадлежат Зигмунду Фрейду. А вот великий российский поэт Михаил Лермонтов считал иначе. «Как страшно жизни сей оковы нам в одиночестве влачить. Делить веселье все готовы: никто не хочет грусть делить», — писал он.

Артур Шопенгауэр считал, что «одиночество есть жребий всех выдающихся умов», а вот французский философ и моралист Люк де Вовенраг писал: «Уединение для души то же, что голодная диета для тела: оно порою необходимо, но гибельно, если слишком уж продолжительно».

Впрочем, большинство мыслителей, пожалуй, все же считают длительное «хроническое» одиночество источником человеческих страданий. Я думаю, это связано с несколькими причинами.

— Какими?

— Первая состоит в том, что около 50 тысяч лет назад человек в своем эволюционном развитии перешел из биологической стадии в стадию социальную. То есть, появилось общество – с его иерархической структурой и распределением ролей. Принципиальная разница между биологической и социальной эволюцией заключается в том, что в ходе последней человек приспосабливается к внешней среде с помощью инструментов, которыми не располагает первая. Внешняя среда меняется на среду социальную, возникают высшие психические функции, важнейшая из которых – речь. Она, собственно, и определяет все наше социальное бытие.

Во-вторых, человек попросту не способен быть человеком вне социального контекста. Известны случаи, когда младенец в силу разных обстоятельств попадал в стаю животных; когда он возвращался в человеческое сообщество, приходилось констатировать, что он фактически и оставался животным в человеческом обличье, и социализировать его в полной мере уже было невозможно.

— То есть, получается, человек и общество неразделимы?

— Именно так! Человек становится именно ЧЕЛОВЕКОМ только в обществе, среди себе подобных, имея устойчивые социальные контакты с ними. Само становление индивидуума происходит только через взаимодействие с другими людьми: его первые осознаваемые связи – с родителями, затем идет ближний круг (родственники). В процессе взросления число социальных связей увеличивается, они наслаиваются друг на друга. То есть, быть в окружении себе подобных, взаимодействовать с ними – это не индивидуальное желание человека, это базовая потребность, которая, можно сказать, составляет сердцевину, стержень его бытия.

Именно поэтому вопрос одиночества занимает умы людей на протяжении, наверное, всей летописной истории. Вполне естественно, что мыслители стараются осознать и понять это явление, его причины и следствия. И, как мы уже упоминали, большая часть из них приходят к выводу, что длительное одиночество нельзя считать нормой жизни.

Помните, мы с вами рассуждали о том, что удовлетворение материальных потребностей практически никогда не делает человека счастливым? Большинство людей испытывают счастье тогда, когда творят, делают что-то на благо других. Потому что человеку, живущему в социуме, важно, чтобы его деятельность получала одобрение других членов общества. Общение с другими людьми, их любовь уважение в прямом смысле «подпитывает» нас, поэтому человек, как правило, очень болезненно и тревожно относится к ограничению социальных контактов.

— Чем это в конечном итоге может быть чревато?

— Есть такое понятие — социальная смерть; это когда человек по разным причинам устраняется из жизни общества. Это очень серьезно: оставаясь в одиночестве, человек ощущает, как от него уходит витальность, теряется смысл жизни. Это почти равнозначно физической смерти. Кстати, многие исследования показывают, что, как только человек прекращает работать, сокращает число социальных контактов, вообще снижает уровень жизненной активности, он довольно быстро стареет и умирает. И наоборот: чем сильнее индивидуум вовлечен в социальные процессы, чем более он контактирует с окружающими, тем дольше и счастливее он живет. То есть, общение, еще раз подчеркиваю — витальная потребность человека, а одиночество чаще всего способствует ухудшению качества нашей жизни и сокращению ее срока.

Есть и другой аспект проблемы: ограничение социальных контактов чаще всего сигнализирует о неких дезадаптационных процессах: тревожности, переживаниях о своем месте в этом мире, о своей «нормальности». Эти вопросы, как правило, напрямую увязаны с низкой самооценкой: человек боится контактов, так как чувствует себя недостаточно хорошим, недостойным любви и уважения.

— Как вообще люди могут ощущать себя одинокими в мире гаджетов, скоростного интернета и социальных сетей? В мире, где без проблем можно связаться с человеком почти в любой точке планеты?

— Несмотря на кажущуюся очевидность, эти вещи мало коррелируются между собой. Дело в том, что сами по себе гаджеты, интернет и соцсети отнюдь не равнозначны коммуникации. Это всего лишь инструменты, которые могут в значительной степени облегчить общение, но не заменить его. Чем вам поможет навороченный смартфон, если нет адресата, с которым через него можно поговорить по душам?

Вопрос инструментария – вторичен и, собственно говоря, не так уж и важен. Раньше люди поддерживали «дальние» связи через письма, потом – посредством проводных телефонов, теперь – с помощью мобильной связи и интернета. Базовое условие – чтобы был человек, с которым можно установить и поддерживать социальный контакт.

— Исследователи подметили интересный факт: половина из тех, кто чувствует себя одиноким – люди с низкими доходами. Как это можно объяснить?

— Мы с вами говорили о том, что ощущение одиночества может быть напрямую связано с психологическим самочувствием человека, с его уверенностью и самооценкой. Уровень дохода – один из важных социальных маркеров современного общества: то есть, встречают, как правило, все-таки по одежке. В связи с этим возникает целый комплекс проблем: человек, который мало зарабатывает, нередко низко себя оценивает. А низкая самооценка, как уже отмечалось, не способствует установлению социальных контактов. Такому человеку очень трудно преодолеть себя и с кем-то познакомиться. Сразу же роятся мысли: «я недостоин», «меня высмеют» и так далее. То есть, дотоле дремавшие комплексы начинают актуализироваться.

С другой стороны, малооплачиваемая работа нередко подразумевает определенный уровень образования и интеллекта, что также не способствует установлению (или, по крайней мере, расширению) социальных контактов. То есть, получается, уровень дохода тянет за собой большое количество факторов, которые способствуют если не изоляции, то серьезной ограниченности социального круга.

Это правило работает и в обратную сторону: достаточный доход придает человеку уверенность в себе, с самооценкой у него, чаще всего, все в порядке. Есть, кстати говоря, определенные корреляты между уровнем дохода и уровнем образования; а это, вне всяких сомнений, влияет на количество и качество социальных контактов.

— Еще один нюанс: женщины чаще чувствуют себя одинокими, чем мужчины. С чем это может быть связано?

— Возможно, это связано с тем, что социальная роль женщины в современном обществе несколько размыта: мы с вами касались этого вопроса в одной из наших бесед. Ранее гендерные роли в обществе были четко определены: мужчина – добытчик и защитник, его обязанность – обеспечение семьи материальными ресурсами. Женщина – «тыл», мать, берегиня, хранительница очага. Она отвечает за все, что происходит в доме и обеспечивает добытчику отдых в перерывах между охотой и войнами.

Так было на протяжении тысячелетий, однако социальная эволюция и технический прогресс сыграли в этом смысле «злую шутку»: труд по добыванию хлеба насущного перестал быть крайне тяжелым и смертельно опасным. Подавляющим большинством современных профессий в равной степени могут овладеть как мужчины, так и женщины, а законодательство цивилизованных стран уравняло оба пола в правах. То есть, в современном мире женщина не хуже мужчины может справляться с социальной ролью «добытчика» и очень часто прекрасно справляется! А современная бытовая техника в значительной степени облегчила «домашний» труд.

А что на уровне семьи с младенчества внушается многим девочкам? Ты должна удачно выйти замуж, чтобы супруг тебя обеспечивал. Став взрослыми, многие женщины пытаются выстраивать отношение именно в этой парадигме, однако мужчины в силу сказанного выше не считают такое положение дел справедливым. Это часто становится причиной разводов; да и последующие отношения, если не провести «работу над ошибками», скорей всего, тоже не заладятся. Вот вам и причина женского одиночества.

— Пожилые чаще ощущают одиночество, чем молодые. Казалось бы, парадоксальная ситуация: чем старше человек, тем шире у него должен быть круг контактов. Однако данные исследований говорят об обратном. Почему?

— На мой взгляд, ничего парадоксального здесь нет. Когда человеку 16-18 лет, весь мир принадлежит ему. Перед ним открыты все дороги, он легко завязывает новые знакомства. С течением времени человек обретает определенную социальную роль, и круг его контактов, если можно так выразиться, специализируется, некоторым образом ограничиваясь, например, профессиональным кругом. Многие контакты юности при этом теряются – ведь людей, по сути, больше ничего не связывает.

С другой стороны, человек с возрастом, как правило, «костенеет» в своих стереотипах, что опять-таки способствует сокращению контактов. Ну и, конечно же, круг общения к старости сокращается естественным образом: когда близкие и друзья покидают этот мир.

С другой стороны, мне кажется, в данном случае мы имеем дело с искусственными ограничениями, которые человек сам на себя накладывает. Что мешает человеку быть активным и в 60, и в 80 лет? Мы же все прекрасно знаем: немало пожилых людей, которые и молодым в этом плане фору дадут. То есть, тревожность, неуверенность в себе является и в этом случае самоограничивающим фактором. Число социальных контактов в итоге сводится к минимуму, в итоге человек испытывает муки одиночества. Хотя, подчеркиваю, объективно нет никаких препятствий для социальной активности и в солидном возрасте. 

— Из мировой религиозной практики известны случаи, когда люди выбирают путь одиночества, отшельничества. Как это коррелируется с вышесказанным?

— Этот опыт, безусловно, заслуживает уважения и изучения. Однако, говоря категориями статистики, его можно считать погрешностью, исключением из общих правил. Данный опыт, полагаю, можно изучать как явление, но вряд ли это даст какие-либо социально значимые результаты.

— Есть люди, их еще называют мизантропами, которые добровольно сводят социальные контакты к некоему минимуму, без которого в обществе просто невозможно существовать. Это индивидуальная особенность человека или же можно говорить о поведенческой патологии?

— Понятие нормы применительно к данной ситуации вообще достаточно размыто, и количественные показатели здесь точно не подходят. Главный критерий, как мне представляется, в гармонии человека с самим собой и окружающим миром. Если он, общаясь с ограниченным кругом людей, чувствует себя счастливым, значит так тому и быть.

Ну а в общем смысле попытка ограничить свои социальные контакты чаще всего является показателем дезадаптации, наличия внутренних конфликтов, связанных, как правило, с заниженной самооценкой. Возможно, речь идет о каких-то детских психических травмах, из-за которых неуверенность в себе настолько сильна, что даже превышает естественную потребность человека в общении с себе подобными.

— Что можно посоветовать людям, испытывающим муки одиночества?

— Верить в себя – это в первую очередь. Жизнь настолько разнообразна и многогранна, что в ней найдут себе применение люди с самыми разными особенностями и чертами характера. 

Во-вторых, в 99 процентах случаев все наши самоуничижительные характеристики – не более чем фикция, которая не имеет никакого отношения к реальному положению дел. Будьте смелее, любите себя и других людей, и в любых ситуациях занимайте активную жизненную позицию. Помните: источником всех бед и всех счастливых моментов в нашей жизни являемся только мы сами.

Автор: Беседовал Алексей Нилов
ТеГИ
одиночество, одиночество человека, психология
Поделиться
Похожие новости