Новость общества

Психолог Валерий Ивановский рассказал о причинах обращения людей к психологам и создании академии «ТРИЭТТА»

Психолог Валерий Ивановский рассказал о причинах обращения людей к психологам и создании академии «ТРИЭТТА»

Фото © «Московская газета»

24.02.2024 в 16:39:00
2864

По результатам статистического анализа «Авито Услуги», спрос на психологические консультации в январе-феврале 2024 года вырос на треть по сравнению с количеством аналогичных запросов за тот же период 2023 года. Особо востребованными оказались услуги детских психологов, сексологов, гипнотерапевтов и семейных психологов. Эксперты связывают такое увеличение интереса с ростом осознанности населения. Психология постепенно входит в жизнь каждого человека как необходимый элемент. Желание понять себя, узнать природу своих желаний и стремлений, найти свое место в мире, всё чаще становится причиной обращения людей к этой науке. Однако нельзя утверждать, что увеличение спроса на услуги психологов не соотносится также с ростом соответствующих проблем, требующих разбора со специалистом. О мотивах, с которыми люди приходят на психологические консультации, запросах представителей разных возрастных категорий на темы, связанные с самопознанием, рассказал клинический- и нейропсихолог, основатель академии психологии «ТРИЭТТА», автор курса лекций-бесед «Трансформация» Валерий Ивановский

— Валерий, как давно появилась академия «ТРИЭТТА» и какова основная цель ее создания? Как возникла идея проекта?

— Идея появилась около 10 лет назад, а воплощена в жизнь была в прошлом году. Появлению «ТРИЭТТЫ» предшествовали размышления такого содержания. Каждый день увеличивается количество методик, которые должны помочь человеку содержать свое тело в порядке. Прежде всего мы говорим о проблеме лишнего веса. Это разнообразие техник касается и правильного питания, и ведения здорового образа жизни, и занятия спортом, в частности. Но, тем не менее по статистике количество людей, имеющих проблемы с лишним весом, и в нашей стране, и во всем мире неуклонно растет. На сегодняшний день это более 50% населения.

Каждый из нас в жизни, так или иначе, стремится к счастью. Причем под этим словом люди понимают абсолютно разное. В данном случае счастье и осмысленная жизнь предстают неким антиподом тревоге, страданию, страху, нерезультативности. Но, несмотря на огромное разнообразие психологических и социальных методик, которые должны помочь человеку быть счастливым, избавиться от раздражения и неуверенности, количество людей, страдающих теми или иными формами душевного беспокойства, и в России, и в мире ежедневно увеличивается. По разным статистикам, число этих людей составляет достаточно большую долю населения, которая исчисляется десятками процентов и значительно перевалила цифру 50%.

Все это привело нашу команду к мысли о том, что, если мы на основе своего научного знания и опыта создадим проект, основной задачей которого станет помощь людям, то это в существующих условиях будет немало. В курсах используется широкий спектр реальных методик, которые помогут человеку привести в порядок как свое тело, так и ментальное здоровье. Ведь памятуя о том, что «в здоровом теле здоровый дух», мы достаточно скрупулезно подошли с научной точки зрения к вопросу построения и поддержания здоровья как физического, так и психического. Примерно таким образом появилась и реализовалась идея академии психологии «ТРИЭТТА».

— Насколько успешно идет развитие «ТРИЭТТЫ»? Какой у проекта сейчас охват аудитории? Для людей какого возраста он оказался наиболее востребованным?

— Я могу сказать, что «ребенок» появился на свет, все его параметры соответствуют нормам. Он растет не по дням, а по часам. Под ростом мы подразумеваем две составляющие этого процесса: во-первых, достаточно серьезно идет уточнение и дифференциация того знания, с которым мы подошли к реализации идеи академии психологии. Большое количество практики, как индивидуальной, так и групповой, конечно, сподвигло нас к тому, чтобы делать знания более точными в плане описания действительности, методики более действенными для получения заявленного результата. Таким образом, удается охватывать как можно больший круг людей.

В этой связи, очень интересный результат дают групповые занятия, причем, не только традиционные психотерапевтические консультации, но и такой интересный формат, как лекции-беседы. К сожалению, из–за дефицита времени для реализации всех направлений проекта, остается не очень много возможностей, чтобы заниматься индивидуально. Но, тем не менее в особо интересных и значимых случаях мы стараемся уделять каждому достаточно внимания.

С одной стороны, идет рост и практического знания, и его теоретического осмысления, проходит разработка и уточнение новых концепций в рамках психологии как науки. С другой стороны, увеличивается количество людей, которых мы прямо и косвенно охватываем своей деятельностью. В этом плане развитие нашего проекта вызывает определенный оптимизм.

Что касается возрастных категорий, я вижу, что действенную помощь мы можем оказывать как довольно молодым людям, так и старшему поколению. Лекциями интересуется и большое количество людей от 25-и до 55-и лет. Отдельную категорию составляют представители «серебряного» возраста. С ними мы очень содержательно пересекаемся в рамках лекционных проектов при поддержке Москвы.

— Есть ли какая–то статистика интереса слушателей к темам лекций в соответствии с возрастом? Какие лекции наиболее востребованы для молодых людей, а какие для более старшего поколения?

— Знаете, изначально у нас были попытки найти такие связи. Мы теоретически предполагали, что разные вопросы должны вызывать различный отклик в зависимости от возрастной категории. Например, представлялось, что вопросы воспитания будут более интересны людям, которые только вступают во взрослую жизнь, готовятся стать родителями или тем, у кого родился ребенок относительно недавно. Но, как оказалось, вопросы воспитания вызывают очень большой содержательный интерес и у тех, кто успел воспитать не только детей, но и внуков. Причем, у людей «серебряного» возраста наши лекции вызывают повышенную эмоциональную реакцию. Несмотря на большой практический жизненный опыт, оказывается, что в процессе воспитания очень многое было отдано на откуп какой-то интуиции или семейной традиции, которая не всегда коррелирует с научным подходом в данной тематике. Поэтому представители старшего поколения, оглядываясь назад, ясно видят, где они преуспели, а где были недостаточно эффективны, и к чему это привело. Конечно, общаясь с людьми более опытными в жизненном плане, можно проследить результаты их деятельности на их детях, внуках. По каким-то их достижениям и проблемам можно судить в том числе, насколько эффективны или неэффективны были определенные подходы и методики. Люди более молодого возраста тоже очень живо, но более рационально реагируют на те вопросы, которые мы затрагиваем. И в этой связи, когда набирается определенный массив проведенных лекций, оказывается, что проблемы, которые мы рассматриваем, одинаково глубоко интересуют всех людей.

Наш подход заключается в том, что мы не просто даем людям какие-то отвлеченные знания, а формируем определенные научные понятия и рациональный подход к жизни, позволяем человеку увидеть, каким образом эти практики применяются. Мы помогаем понять, какие результаты, эффекты ждут его уже сегодня, завтра, через 10 лет, если он будет или не будет использовать те знания, которые получает на занятиях в академии. Причем, материалы лекций базируются на обобщении широкого круга работ как отечественных, так и зарубежных психологов, социальных психологов, социологов. Когда все это ложится на опыт конкретных людей, если говорить, допустим, о представителях «серебряного» возраста, какие-то теоретические предпосылки и возможные эффекты мы можем видеть по их жизненным траекториям. Поэтому эти обобщенные знания, увязанные с практикой, позволяют действительно изменить восприятие жизни и самого себя. Они помогают приблизиться к осуществлению той формулы, которая гласит, что высшее достижение человека – видеть мир таким, какой он есть, и себя в нем таким, каков он есть. Этот незамутненный взгляд приводит к гармонии, позволяет людям осознать цель и смысл своей жизни, ответить на главные вопросы, которые волнуют нас всех: в чем есть истина; в чем есть смысл жизни; что есть любовь; что такое красота; что есть эмоции; что есть знания; что взять человеку из этого знания с собой; что есть разум; что есть эгоистичное и альтруистичное начала? Какими принципами руководствоваться в жизни? То ли направить фокус на себя, то ли бескорыстно служить обществу.

Сравнение ответов на эти вопросы и, самое главное, сопоставление тех жизненных траекторий, которые выстраиваются перед человеком, в зависимости от того, как он ответит, позволяет понять, почему ему стоит выбирать те или иные пути и придерживаться их не с точки зрения веления и долга, а с позиции внутреннего рационального решения.

— Откуда пришла идея создания конкретно курса лекций-бесед «Трансформация»? Может какие-то личные жизненные ситуации или наблюдения повлияли на его разработку, натолкнули на идею?

— Создание курса лекций-бесед «Трансформация» было продиктовано тем, что часто, говоря о помощи или о попытках сделать свою жизнь лучше, человек обращается к определенной симптоматике. Например, он хочет нарастить мышечную массу, стать более сильным, крепче спать, не тревожиться, избавиться от страха, неуверенности, телесных манифестаций, которые доставляют ему дискомфорт. Но в любом случае это всегда будет вопрос об избавлении от симптомов, лечение которых, как правило, не убирает причину их возникновения. Достаточно большое количество методик делает акцент на том, чтобы убрать симптоматику, в то время как источник ее появления остается незатронутым или же влияние на него оказывается весьма опосредованно.

Мы же попытались взглянуть на человека, его жизнь, терзания, счастье в ней, комплексно; постарались за «лесом» страданий увидеть каждое «дерево» причин, которое приводит к мучению. На основе этого синтетического знания мы обращаемся всегда не к симптому, а к человеку, чтобы избавить его от определенного дискомфорта. И в этой связи оказалось, что главной причиной нашего страдания, какую бы форму оно ни принимало, является наше невежество в самом широком смысле слова. То есть незнание того, как устроен мир, как функционирует человек, приводит к очень большим ментальным искажениям и ошибкам во взгляде на действительность. В результате это отражается в виде того или иного страдания, которое принимает некий симптом. Через практику, индивидуальные и групповые занятия, классифицируя все эти боли по цветам и разрядам, мы пришли к тому, что необходимо дать людям пусть базовое, общее, но достаточно точное представление о том, что есть человек, для чего он живет, что есть мир, как с ним можно соприкасаться. В процессе социально-психологического и философского осмысления себя и мира, достаточно большая часть страданий уходит как будто бы сама собой. Человек, фокусируясь на себе, на жизни, своих взаимоотношениях с миром и с другими людьми, начинает видеть все в совершенно другой, заинтересованной и одновременно рациональной перспективе. Это позволяет ему отбросить искаженные способы восприятия жизненных процессов и ситуаций, заново обдумать свою роль в них. Происходит рост уверенности в себе, основанный не на самовнушении, а на том, что человек видит причины страданий и их следствие. Научный подход позволяет ему сделать это знание частью своей личности, неким научно-нравственным императивом, помогает не попадать в ситуации, которые могут обернуться страданием.

— С какими запросами приходят люди на курс лекций-бесед «Трансформация»? Какого результата они в основном хотят достичь, по-Вашему?

— Желание человека прийти на наши курсы может быть продиктовано разными факторами. Это, как правило, попытка избавиться от боли, неуверенности, тревоги, смешанная с определенным любопытством, а иногда и долей скепсиса. Люди всегда приходят за тем, чтобы получить ответы на свои вопросы, узнать какую-то методу, найти средство, которое поможет им освободиться от страданий, научит их быть более результативными в своей жизни. Я думаю, что это основная цель, с которой они идут к нам.

— Набор вопросов, которыми Вы занимаетесь с точки зрения психологии, очень обширен. Вы разбираете темы от воспитания детей до причин алкоголизма, от понятия интуиции до роли речи в жизни человека. Что служит источниками для выбора тем? Насколько тяжело разбирать такое их разнообразие?

— Круг вопросов, которые мы затрагиваем в рамках «Трансформации», правда, очень обширен. По окончании курса, или когда он доходит до своего зенита, слушатели нередко подходят и в частных беседах, наряду с обсуждением каких-то конкретных ситуаций, задают вопрос: «А откуда Вы так глубоко знаете настолько многое?». Но парадокс заключается вот в чем: чтобы вооружить человека знанием о жизни, научить понимать себя, осознавать, кто мы, для чего мы живем, тот набор тем, который обсуждается на занятиях, катастрофически мал. Но, с точки зрения науки — как попытка дать рациональные ответы и обосновать их, круг освещаемых проблем, конечно, достаточно серьезен.

Порядок вопросов, которые затрагиваются в рамках лекций-бесед «Трансформация», подчинен определенной логике. Мы знакомим человека с самим собой, начиная от его телесности, от его физиологических потребностей, переходим к нуждам социальным и заканчиваем духовными.

На этом пути мы обязательно поднимаем вопросы добра и зла, нравственности; обсуждаем, почему человек желает тех или иных вещей, какой логике подчинено возникновение этих желаний, какие существуют способы их удовлетворения. Знакомя людей с собой, мы пробуждаем их активное восприятие жизни. Узнавая себя, человек начинает путь от биологических, эгоистических начал и доходит до сферы социального, альтруистического. Сперва такой подход у многих вызывает определенный скепсис. Мы встречаем большое количество аргументов в пользу того, что материальные составляющие (в частности, деньги, власть, богатство) являются основными движителями жизни. Однако в конце пути трансформации люди приходят к совершенно неожиданным для них же выводам. Все их заключения очень диссонируют с тем, что слушатели думали о себе, о жизни, о мотивах человеческих поступков до того, как они дошли до конца нашего курса.

— Откуда появилась мысль соединения психологии, журналистики и PR? Как хорошо это работает на практике? Есть ли успехи в этой области?

— Идея соединения психологии, журналистики и PR родилась из самой жизни. Все бытие человека – нескончаемый рассказ самому себе о том, кто ты, что ты, для чего живешь. Этот нарратив иногда перебивается диалогами с другими людьми. Поэтому речь, мышление – это то, что делает человека человеком. В этой связи, журналистика – одна из отраслей, с одной стороны, профессиональной, а с другой, научной деятельности. Сферу СМИ обслуживает достаточно большой круг дисциплин, таких как лингвистика, психология, социология, философия, физиология и так далее. То есть журналистика является определенной квинтэссенцией мышления и речи. Она затрагивает практически все аспекты жизни. А с учетом того, что основная роль журналистики даже не в том, чтобы информировать о каких-то новостных и аналитических материалах, о происходящем вокруг человека и в нем самом, а в том, чтобы наиболее эффективным, доступным и быстрым способом загружать человеку ментальные карты, которые позволят ему результативно ориентироваться и в окружающем мире, и в самом себе. Что же касается PR – это то, чем люди занимаются всю свою жизнь. Так или иначе человек живет не просто в окружающем его мире – он функционирует в обществе. А социум – это альфа и омега жизни человека. Это среда обитания, из которой он может выудить необходимое вещество, энергию. Именно поэтому другие люди всегда будут играть несколько противоречивую, но от этого более глубокую и порой непостижимую роль. Они одновременно являются и источником удовлетворения желаний, и инструментом, и конкурентами в этом процессе. Поэтому вопросы самопрезентации и эффективной коммуникации заставляют и журналистику, и PR быть важными, действенными и моментами, и гранями человеческой жизни. С одной стороны, психологи соприкасаются с журналистикой и PR в плане использования общего инструментария: слова, понятий, логических выводов. Также психология является самой эффективной и действенной лабораторией жизни. Опираясь на журналистику и PR, она может проводить какие-то эксперименты, делать достаточно или очень глубокие и научные, и практические выводы. А с другой стороны, психологическое знание важной составной частью входит как в предмет деятельности PR – науки и человеческой практики – так и журналистики. Потому эти три составляющие очень органично сочетаются, образуют подвижное единство. Психология, журналистика и PR, употребляемые вместе, дают примерно тот же эффект, который использует телевидение при смешении трех основных цветов: красного, зеленого и синего, для получения всех мыслимых и немыслимых оттенков и картин, которые мы видим на экранах телевизоров.

Автор: Беседовала Кира Ткаченко
ТеГИ
психология, интервью, Валерий Ивановский, лекции
Поделиться
Похожие новости