Новость общества

Психолог Валерий Ивановский: «Запросы людей на мотивацию – тревожный сигнал для власти»

Психолог Валерий Ивановский: «Запросы людей на мотивацию – тревожный сигнал для власти»

Фото © «Московская газета»/ Алёна Черепкова

25.03.2021 в 20:13:00
3200

Тема мотивации человека в современном мире вызвала большой интерес читателей. Клинический психолог, основатель академии психологии Trietta Валерий Ивановский продолжил рассказал о том, как в обществе формируется запрос на мотивацию и о чем это говорит. Эксперт убежден, что между кризисами власти, слиянием церкви с государством и мотивационными тренингами есть нечто общее

— Валерий Валерьевич, в прошлый раз вы отметили, что если рассматривать мотивацию как «опредмеченную потребность», то она сильно пересекается с такими понятиями как условный/безусловный инстинкт и социальное научение. Получается, что мотивация – естественная часть эволюции?

— Рассматривая это всё в рамках единого эволюционного процесса мы понимаем, что есть детерминированные внешними воздействиями паттерны поведения, которые наилучшим образом позволяют приспособиться к окружающей среде. С точки зрения антропологии здесь существует некое условное разделение. На стадии до-человеческой, точнее, до-приматной, жизнь детерминирована, в основном, безусловным и условным инстинктом, а начиная с человека, точнее с периода его социального развития (по разным оценкам это 50-100 тысяч лет назад), детерминанта человеческого поведения через высшие психические функции — сознание, речь — смещается в сторону социального научения. Причем она определенным образом противопоставляется более ригидным безусловным или до-условным инстинктам. Но если посмотреть на эту ситуацию с практической точки зрения, то получается следующее: животное рождается с генетически зашифрованными определенными паттернами поведения, которые при наступлении тех или иных внешних воздействий, триггеров, разворачиваются во вне. Это позволяет ему наиболее результативно взаимодействовать с окружающей средой для выполнения биологических программ — поддержания жизни, размножения, потребности в безопасности и т.д. 

— Чем тогда становятся другие инстинкты?

— Условный инстинкт, который наслаивается над безусловным и дает животному некую свободу в поведении, конечно, более прогрессивный. Он является более тонкой настройкой по отношению к жестко установленным безусловным инстинктам, позволяет живому существу индивидуально, почти филигранно приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Считается, что социальное поведение делает человека абсолютно свободным в своём выборе. Но если мы посмотрим на эту ситуацию более пристально, то окажется, что поведение человека детерминировано культурной средой. В сензитивный период, который по разным оценкам ученых составляет отрезок жизни от рождения до 15 -16 лет, ребенок впитывает все социальные установки, принятые в данном обществе. Это происходит через отца и мать как носителей социального шаблона. Социальный шаблон также как условный или безусловный инстинкты, охватывает всю реальность, и ребенок автоматически загружает его в свое сознание. Получается, ребенок может функционировать, выдавать не только поведенческие, но и мыслительные паттерны только в рамках культурной парадигмы своего существования. Таким образом, в плане поведения для человека как биологического существа нет большой разницы между жестким безусловным инстинктом или социальным научением, поскольку и в одном, и в другом случае это заданная программа, определяющая некий «коридор» его реакции на те или иные внешние или внутренние вызовы. Поэтому несмотря на эволюцию человека, безусловный и условный инстинкты, понимаемые как сознательное поведение в рамках социально заданного шаблона – по сути две части одного процесса — приспособления к окружающей среде. 

— Как вы считаете, какую роль играет мотивация при таком раскладе? Почему популярны курсы самосовершенствования, почему растет спрос на услуги мотивационных тренеров? 

— Думаю, что, возникновение потребности в дополнительной мотивации или в самосовершенствовании, может говорить о том, что в рамках социализации человека возник некий сбой. Это выражается в том, что он не знает, куда ему идти, к чему стремиться, возможно он испытывает тягу к саморазвитию, к изменению себя. Подобные ощущения неудовлетворенности — показатель того, что социальный шаблон функционирует некорректно, человеку требуются дополнительные настройки или даже перезагрузка. Действительно, не только в России, но и по всему миру сейчас развита система курсов по самосовершенствованию, они очень востребованы. Причем есть закономерность: как правило, возрастание интереса к этим курсам происходит на фоне слома существующей социально-экономической парадигмы. Значит социальный шаблон достаточно часто сбоит. И здесь можно сделать важный вывод: возможно процесс передачи социального шаблона, социального научения происходит с изъянами. Из-за этого у довольно большого количество людей формируется искаженный социальный инстинкт или, как говорят программисты, «сырой предустановленный софт».

— Допустим, программа социального инстинкта загрузилась с ошибками. Что делать человеку, получившему некорректную загрузку социального шаблона?

— Согласитесь, было бы нечестно во всех этих ситуациях обвинять только индивида, который по тем или иным причинам прошел процесс социализации с определенными искажениями. Социальное научение включает безусловный и условный инстинкты, и это, с одной стороны, позволяет приспособиться к внешней среде, а с другой — детерминирует, ставит поведение человека в рамки. Наша жизнь стремительно усложняется, и всё чаще возникают ситуации, когда определенный социальный шаблон в силу внезапных изменений перестает адекватно описывать окружающую среду, не дает соразмерный инструментарий человеку для приспособления к жизни. Самый яркий пример, который мы можем наблюдать, — 90-е годы и слом социально-политической парадигмы, описывающей существование людей в СССР. В сознание людей внедряли определенную картину мира, суть которой была в том, что самое важное — социум, интересы общества, которые превалируют над интересами личности. Люди в этой парадигме жили, стремились к лучшему, строили социализм. Когда произошел слом системы, с какой-то невероятной скоростью этот шаблон начал перелицовываться, произошел переход на чистый индивидуализм, и оказалось, что мы пытаемся осуществить американскую или западную мечту. Социальный шаблон, который должен нам помочь наиболее результативно вписаться во внешнюю изменившуюся обстановку, вдруг перестал работать. Конечно, в этой ситуации многие люди оказались в поведенческом тупике. Им срочно требовалась перезагрузка шаблона программы, чтобы продолжить нормально функционировать в быстро изменившемся мире. 

— На ваш взгляд, такая перезагрузка показывает выход из мировоззренческого тупика?

— Дело в том, что всё социальное научение, то есть, всё поведение, которое в течение индивидуальной жизни обтачивается, и человек обретает свою личность, происходит до 16 лет. Потом перестроиться или что-то изменить становится уже значительно сложнее. Это может вызывать некие серьезные дезадаптации, дисфункции нервной системы, а иногда приводить к трагедиям. Именно поэтому страстное желание мотивации может быть вызвано двумя причинами: одна исходит от самого индивида, который является как бы продуктом незавершенной социализации, но по большому счету, он в этот период испытывал какие-то внешние воздействия, и он не совсем виноват, что кто-то вложил эту программу криво. Вторая причина исходит от внешнего мира — социальная реальность, внутри которой живет человек, меняется настолько стремительно, что загруженные социальные шаблоны становятся нерелевантными к окружающей среде. Они перестают правдиво, достоверно описывать существующие реалии, предметно-вещественный мир вокруг человека. Соответственно, все эти программы становятся неадекватными тем внешним условиям, в которых он живет, и это вызывает стресс, человек вынужден на ходу перестраиваться, искать альтернативную программу. И это интересно. С одной стороны, мы наблюдаем недостаток воспитания человека, с другой — стремительно изменяющиеся условия внешней среды.

— Условия продолжают меняться, ведь жизнь ускоряется, появляются новые технологии. А есть ли некая постоянная величина?

— По мере развития или хода эволюции внешней среды, после того как на вершине этого эволюционного процесса оказался человек с его социально-эволюционным инструментарием, всё значительно ускорилось. Причем, изменяется внешний мир не только человека, но и всего живого. В отличие от всего остального мира, который приспосабливается к среде, человек не просто приспосабливается, он активно её меняет. Но так как все взаимосвязано, он меняет её для всех миллионов живых видов на Земле. Одинаково страдает или подвергается этим изменениям и муравей, и лисица, и баклан, и лебедь, и все остальные существа. Это ставит вопрос о том, что в этих резко меняющихся условиях должна существовать некая константа, путеводный маяк, дающий человеку ориентир. И тут велика роль религиозной традиции. Библейские десять заповедей или законы Хаммурапи или другие установления, дают нам квинтэссенцию неких социальных групповых инстинктов — не биологических, не индивидуальных, а именно социально групповых, которые позволяют выживать обществу в целом. По сути, заповеди — это те поведенческие паттерны, которые несмотря на любое давление внешней среды помогают общине выживать. И такие дошедшие до нас религии, как христианство, иудаизм, ислам, показывают, что люди, которые эти групповые установки, правила используют в повседневной деятельности, могут жить лучше. 

— Во многих странах религия сращивается с властью. На что это влияет?

— Цели и задачи власть предержащих, находящихся в авангарде любых социально-политических сил, как правило, дают им возможность иметь достаточно большой управленческий люфт. История показывает, что в какой-то момент, они начинают заботиться не столько об обществе и о государстве, сколько о своих интересах или интересах близких им людей. Возникает противоречие, которое ведет к деградации общественного инстинкта и скатыванию на биологический уровень существования. Например, человек из власти говорит о сильном государстве, о развитии науки, в тоже время демонстрирует золотые слитки, припрятанные миллиарды, коллекции золотых часов. Власть часто страдает быстрой деградацией, и ее методы коммуникации с обществом часто противоречат социальным инстинктам. Чтобы не сбился ориентир развития общества, на сцену выходит религия. И здесь важно, чтобы она не сливалась с государством. Церковь должна быть отделена от власти не только потому, что так требует Конституция, а потому что это — единственное условие, которое позволяет в неприкосновенности сохранить социальный групповой инстинкт, а описание, перечисление свода норм поведения должно обязательно быть, чтобы люди могли на него ориентироваться. Как только церковь сливается с властью, происходит деградация общества. 

— Кризис власти, религии и тренинги по мотивации: что между ними общего? 

— Когда в обществе интенсивно распространяется запрос на самореализацию, появляется огромное количество курсов, предлагающих «прокачать» себя, получить новые цели и ориентиры в жизни, это мощный сигнал того, что люди столкнулись с дезадаптационными процессами внутри себя. Также это говорит о том, что существующая система социализации не релевантна тем условиям, которые происходят в обществе или, ещё страшнее, происходит некий слом социально-политической парадигмы, вызывая у членов общества ступор, ощущение тупика. Но это также это мощный сигнал для социологов, политиков, «больших» людей, прямое указание на то, что мы находимся на краю грандиозных социально-политических трансформаций, которые существенным образом будут менять социальную парадигму. 

Автор: Анна Кова
ТеГИ
мотивация, психология, Валерий Ивановский, смысл жизни
Поделиться
Похожие новости