Новость общества

Психологи объяснили причины обострения проблемы алкоголизма в России

Психологи объяснили причины обострения проблемы алкоголизма в России

Фото © «Московская газета»

15.01.2024 в 20:02:00
4165

В РФ впервые за 10 лет зафиксировали рост числа граждан с выявленной алкогольной зависимостью

В 2022 году впервые за десятилетие был нарушен тренд на снижение алкоголизации населения России. Такие данные содержатся в медицинской статистике Росстата, передает «Коммерсантъ». Если в 2010 году диагнозы алкогольной зависимости или алкогольного психоза были впервые поставлены 153 тыс. человек, то в 2021 году этот показатель упал до 53,3 тыс. случаев. В это же время уровень смертности от алкогольных отравлений упал с 15 до 7 случаев на 100 тыс. населения. Однако в 2022 году снижения уровня официально зафиксированной алкогольной зависимости впервые за долгое время не произошло. Впервые такой диагноз был поставлен уже 54,2 тыс. человек. Директор ННЦ наркологии Минздрава России Татьяна Клименко объясняла успехи предыдущего десятилетия ограничениями на продажу и рекламу алкоголя, а также эффективной пропагандой здорового образа жизни и социальной успешности. Однако ход процесса нарушила пандемия коронавируса. Стресс от эпидемии и ограничительных мер привёл к тому, что положительная динамика приостановилась. Насколько длительным может оказаться такой эффект, в Минздраве не прогнозировали.

Врач-нарколог Руслан Исаев подтверждает, что пандемия сыграла свою негативную роль в борьбе с алкогольной зависимостью. Затем добавились и другие отрицательные факторы, такие как геополитическая напряжённость, рост санкционных и других социально-экономических рисков. Впрочем, по словам врача, даже когда уровень алкоголизации снижался, этот тренд не в полной мере может быть объяснён успехами государственной политики и стремлением общества к здоровому образу жизни. На статистику в некоторой степени могло повлиять и то, что молодёжь переходит к т.н. нехимическим видам зависимости, например, страдает игроманией или зависимостью от гаджетов, что также несёт в себе социальные и медицинские риски.

Чем может быть обусловлена негативная динамика по алкогольной зависимости в 2022 году и какими последствиями это чревато?

«В действительности, несмотря на широкую распространенность проблем с психологическим благополучием и психическим здоровьем в последние пару лет, обращаемость за помощью в сфере психического здоровья остается достаточно низкой. Мы видим, что в отношении решения проблем с психикой люди предпочитают рассчитывать на своих коллег, друзей, родственников в большей степени, чем на профессиональные организации или врачей, — рассказал «Московской газете» кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики РУДН Евгений Башкин. — В России до 80% мужчин и женщин не обращаются за психологической помощью в случае наличия проблем, что, с одной стороны, позволяет говорить о том, что слишком много мужчин и женщин находятся в зоне рисков своему психическому здоровью, а с другой — в силу того, что невротизация общества не падает, заставляет людей находить и другие неадаптивные способы решения проблемы, такие как алкоголизм».

Впрочем, по словам Евгения Башкина, говорить о каком-то серьёзном развороте тренда вряд ли возможно. Ведь за 10 лет число людей с алкогольной зависимостью снизилось вдвое, а за предыдущий год рост составил лишь 1-2%. Такую статистику вряд ли можно назвать убедительным доказательством устойчивого ухудшения ситуации.

«Так что, по всей видимости, разбираться необходимо с тем, почему одни люди выбирают здоровье, а другие – нет. Проблема приверженности психическому здоровью в последние годы активно изучается на кафедре психологии и педагогики РУДН и, в частности, на выборке студентов российских вузов было выявлено, что студенты, которым в большей степени свойственно ощущение целостности и осмысленности своего бытия, чувство личностного развития, осознание целей своей жизни лучше учатся и имеют большую привлекательность для других, а также имеют более позитивные отношения к обращению за психологической помощью и, самое главное, выбирают адаптивные копинг-стратегии, стратегии преодоления стресса. Им больше свойственно моделирование деятельности, большая жизнестойкость, и они применяют творчество – элементы надсознательной регуляции деятельности. А молодые люди с потенциально более выраженными проблемами с психологическим благополучием и связанным с ним психическим здоровьем в целом хуже относятся к обращению за профессиональной помощью в этой сфере, что может усугублять имеющиеся проблемы. Поэтому современные инициативы, направленные на популяризацию базовых психологических знаний, представляются адекватными, учитывая уровень тревожности и невротизации общества, индикатором которого, вероятно, может служить показатель количество диагнозов с алкогольной зависимостью», — заключил заведующий кафедрой психологии и педагогики РУДН.

Нейропсихолог, клинический психолог, основатель академии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский считает, что проблема алкоголизма связана с двумя взаимодополняющими друг друга факторами:

«Первый фактор – особенности эмоциональных механизмов человеческого организма. Положительные эмоции – это нейрохимический и эндокринный механизм, призванный закрепить результативный опыт. Чтобы даже при энергетических и эмоциональных потерях человеку хотелось повторять успешные поведенческие паттерны, чтобы наилучшим образом приспосабливаться к окружающей среде. Ведь основным процессом для живой материи является обмен веществом и энергией с окружающей средой, поскольку живая материя гетеротрофна и нуждается в пополнении веществом и энергией извне для своего существования».

«В процессе воспитания ребёнка может произойти смещение в формировании его самостоятельного автономного поведения, — пояснил Валерий Ивановский. — Предполагается, что ребёнок усваивает иерархию потребностей и пути их удовлетворения, иерархию ценностей, принятых в обществе, морально-нравственных норм. Затем, сравнивая и сопоставляя эти знания с окружающей действительностью, человек находит наиболее результативные пути удовлетворения своих потребностей, программирует, а затем корректирует своё поведение. И при достижении целей происходит то, о чём мы говорили выше – выделяется комплекс эндорфинов, побуждающих закреплять и масштабировать успешный опыт. Когда происходит сбой в воспитании, то есть, когда родители пытаются добиться от ребёнка не самостоятельного программирования своего поведения для достижения цели, а послушания, и при непослушании формируют такой путь эмоциональных терниев, говоря, что «ты меня расстроил», «мне неприятно» и так далее, а поощряют лишь за поведение, которой радует родителей. И происходит смещение с цели на эмоцию. Ребёнок приучается формировать не то поведение, которое приведёт к достижению цели, а то, которое вызовет положительную эмоцию. В дальнейшем такое целеполагание становится у человека доминирующим. Эмоция, которая должна следовать за какой-то результативной деятельностью, становится самостоятельной ценностью. И человек стремится не заниматься какой-то деятельностью, связанной с усилиями, энергозатратами, ошибками и разочарованиями, а делает лишь то, что приносит ему удовольствие».

По словам нейропсихолога, выпивая, человек одновременно угнетает центры мозга, отвечающие за регуляцию и контроль, и оказывает возбуждающее, стимулирующее воздействие на эндокринную систему, вырабатывающую нейротрансмиттеры, отвечающие за удовольствие.

«В периоды жизни, когда нарастают тревога и различные угрожающие факторы, субъективные и объективные, алкоголь используется как средство, притупляющее тревогу и доставляющее удовольствие. А наша сегодняшняя жизнь изобилует факторами и мнениями, повышающими тревожность. Это и международная, экономическая, политическая ситуация, и различные кризисы в разных частях нашей планеты. И у человека, чьё целеполагание сосредоточено на получении удовольствия, алкоголь играет роль средства, угнетающего деятельность долей мозга, рационально оценивающих эту тревожность, и приводящего к состоянию эйфории. Здесь можно добавить, что вышеописанное воспитание, приводящее к превращению положительной эмоции в самоцель, зачастую сочетается с внешним локусом контроля. Тогда человек считает, что всё происходящее в его жизни зависит не от его волевых действий, а от сочетания неких внешних обстоятельств и от неподконтрольных ему внешних сил. В этом случае алкоголь позволяет справиться со страхом будущего и таким методом искусственной нирваны, вызванной алкогольным отравлением, как бы вывести себя из-под этого субъективного давящего воздействия внешних сил. Алкоголь, попадая в организм человека, значительно усиливает продукцию таких важных нейротрансмиттеров как серотонин (или гормон счастья), дофамин (или гормон удовольствия), а также ГАМК и глицин и ряд других нейромедиаторов. Такое высвобождение нейротрансмиттеров или нейромедиаторов помогает, минуя стадию осуществления целенаправленной результативной деятельности, сразу же погружаться в состояние удовольствия, эйфории и счастья. Таким образом, смещение цели воспитания с интериоризации и самостоятельного воспроизведения социально одобряемых целей и норм на получение удовольствия и особенности функционирования головного мозга и эндокринной системы приводит к формированию зависимости от алкоголя», — заключил Валерий Ивановский.

Читайте также

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
психологи, алкоголизм, Ивановский, Башкин
Поделиться
Похожие новости