Новость общества

«Решение о том, как развиваться и выглядеть городу, должны принимать не девелоперы»: депутат о проекте элитного ЖК в Замоскворечье

«Решение о том, как развиваться и выглядеть городу, должны принимать не девелоперы»: депутат о проекте элитного ЖК в Замоскворечье

Фото © «Московская газета»/ Алёна Черепкова

30.04.2021 в 12:18:00
5161

После публикаций «Московской газеты» о планируемом строительстве элитного ЖК между ул.Пятницкая, Б.Ордынка и Климентовским переулком в редакцию издания обратилась муниципальный депутат МО Замоскворечье Марина Уразаева с просьбой опубликовать ее мнение о проекте и последствиях его реализации для района

В центре Москвы, районе Замоскворечье, планируется строительство элитного жилого комплекса. Максимальная высота зданий составит 27 метров, что, по словам градозащитников, может кардинально изменить исторический облик района с преимущественно малоэтажной застройкой. Главный архитектор проекта ЖК Павел Андреев не исключает, что после завершения строительства городской вид для жителей Замоскворечья действительно изменится. Однако центр столицы, по мнению архитектора, «постоянно требует реконструкции и обновления, потому что ветшает». 

Депутат муниципального округа Замоскворечье Марина Уразаева высказывает противоположную точку зрения и считает, что проект ЖК должен быть пересмотрен с учетом мнения жителей, градозащитников и депутатов. О том, почему общественность принципиально не согласна с видением застройщика, какие проблемы может повлечь за собой новое строительство и почему оно касается всего города, мы поговорили с муниципальным депутатом Замоскворечья

— Марина, в интервью «Московской газете» главный архитектор проекта ЖК Павел Андреев заявил, что проект был разработан в рамках действующего строительного законодательства, а изучение территории и расчет параметров производились в публичном пространстве. Соответствует ли это действительности?

— До 2015 года на участке между Большой Ордынкой и Пятницкой, находящемся в охранной зоне Московского Кремля, было разрешено строительство только по текущему положению (в соответствии с высотностью и общей площадью находящихся на территории зданий). 29 июня 2015 на закрытом заседании рабочая группа Градостроительно-земельной комиссии при правительстве Москвы принимает решение вынести проект Градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) с новыми параметрами. Так, вид разрешенного использования изменен с «не связанного с проживанием населения» на жилую застройку с сопутствующей инфраструктурой, разрешенная площадь строительства увеличена с 9808,7 кв.м. (габариты находившихся там зданий) до 52 738 кв.м., а максимальная высота увеличена до 27 м. 8 июля 2015 на закрытом заседании Градостроительно-земельная комиссия под председательством мэра Москвы Сергея Собянина принимает решение согласиться с предложенными параметрами. Таким образом, ключевое решение о разрешенных параметрах застройки было принято на закрытой комиссии, ни о каком обсуждении в «публичном пространстве» не было и речи. При этом с учетом исторического окружения участка и его ценности для города такое решение требовало публичного обсуждения.

Так как участок находится в охранной зоне Московского Кремля и на территории зон охраны объектов культурного наследия, для него должны были быть разработаны режимы использования, включая требования к высотным отметкам застройки. Это отдельный документ, который имеет отношение к охранному законодательству и разрабатывается Департаментом культурного наследия. В случае с «Экраном» при разработке режимов Департаменту культурного наследия было поручено учитывать технико-экономические показатели застройщика. Таким образом, утвержденные в 2018 году режимы были подогнаны под утвержденные в 2015 году ГЗК параметры. Проще говоря, режимы использования были разработаны под конкретный проект застройки, а не проект разрабатывался в соответствии с режимами использования.

— Когда жители узнали о планах на новое строительство в Замоскворечье и ознакомлены ли они на данный момент с проектом застройки?

— Жители впервые узнали о планирующейся стройке в феврале 2019 года: тогда застройщику потребовалось провести публичные слушания, чтобы внести корректировки в уже утвержденную градостроительную документацию. При этом параметры будущего строительства не являлись предметом обсуждения. Обсуждались только въезд в паркинг и изменение назначения здания. На слушания были приглашены сотрудники находящихся в районе кафе и ресторанов, а также приближенные к управе района общественные советники. Благодаря им, а также 44 работникам компании-застройщика, в протоколе и в итоговом заключении появились комментарии «Не возражаю», «Поддерживаю», «Полностью одобряю». Сейчас эти комментарии пытаются представить как публичное одобрение всего проекта, хотя по факту они касались лишь въезда в паркинг и изменения назначения здания. Десятки комментариев жителей по сути проекта (высотность, плотность, необходимость укрепления жилых домов) не были приняты как не относящиеся к предмету обсуждения. При этом представители застройщика уверяли, что сам проект еще не финальный, и максимальная высотность будет 17 метров.

С тех пор и до начала строительных работ никакой дополнительной информации о проекте в открытом доступе не появлялось. Финальный проект до сих пор не был представлен общественности. Видимо, предполагается, что мы должны узнать, что собираются построить, только из рекламных проспектов на стадии открытия продаж. Единственное, что мы смогли найти, – это частично выложенную проектную документацию на сайте Единой информационной системы жилищного строительства. Указанные в ней параметры соответствуют тем, против которых выступают жители, градозащитники и эксперты: общая площадь застройки – 43,5 тысячи кв. метров, 4 из 13 зданий максимальной высоты – 27 метров, в основании – массивный стилобат, въезд в подземный паркинг – через северный флигель усадьбы Шамшуриных.

Сама компания-застройщик также максимально не публична, сайта нет, а указанные на информационных щитах номера телефонов не отвечают. Стоит также отметить, что до лета 2020 организация работала как Центр реабилитации инвалидов «Экран» и сменила название на Специализированный Застройщик «Экран» в тот же день, когда подала в Москомархитектуру заявку на техническое заключение на проект стройгенплана, 5 июня 2020.

— Почему Вы выступаете против предложенного проекта застройки и как, на Ваш взгляд, она может повлиять на исторический облик района?

— Внутриквартальное пространство, на территории которого запланирована стройка, относится к охранной зоне Московского Кремля, окружающая историческая застройка и ракурсы дошли до наших дней в удивительной сохранности: 90% прилегающих к стройке зданий – дореволюционной постройки. Среди этих зданий многочисленные объекты культурного наследия: Усадьба Куманиных, Усадьба Шамшуриных, Усадьба Долговых-Жемочкина, Усадьба Чернцовой-Варгиных-Барановых. Получается, что новые корпуса планируют возвести в центре сохранившегося исторического квартала, и на данный момент главной угрозой и причиной того, что «Замоскворечье больше не будет купеческим» (цитата архитектора проекта Павла Андреева – прим. ред.), является конкретный проект архитектора Андреева, высотность и плотность которого радикально и бесповоротно может исказить сохранившиеся исторические ракурсы и аутентичность квартала. И это уже происходит на наших глазах: снос исторических зданий, уничтожение мурала Ахматовой, угроза объекту культурного наследия Усадьбе Шамшуриных, в метрах от которой вопреки законодательству пробьют через северный флигель проезд для тяжелой техники, а позже его же переоборудуют во въезд в подземный паркинг.

При этом буквально через дорогу в нашем районе есть отличный пример того, как новую застройку смогли уважительно вписать в историческое окружение. Несколько лет назад рядом с церковью Воскресения (Кадашевский переулок, 7) планировалось строительство современного ЖК «Пять столиц» (сейчас на его месте ЖК «Меценат»). Изначальный проект диссонировал с окружающей малоэтажной дореволюционной застройкой: предлагались корпуса современной архитектуры высотой до 6 этажей. Благодаря публичному резонансу застройщик пересмотрел проект, и высотность изменили с 5-6 этажей до 2-3, а общая площадь была уменьшена примерно втрое. Также была выбрана обусловленная исторически стилистика – кирпичные невысокие корпуса с характерной для промышленного историзма архитектурой, учитывающей окружающий ландшафт и историю.

Я считаю, что в развитии всегда важен баланс между новым и старым. Можно и нужно уважительно относиться к нашему наследию и истории города. А решение о том, как развиваться и выглядеть городу, должны принимать не девелоперы, у них другие цели.

— В то же время архитектор проекта считает, что замещение старого – это естественный процесс, происходящий во всем мире…

— Возникает вопрос: почему при планировании строительства в охранной зоне в историческом центре используется стратегия «замещения», а не сохранения историко-культурной среды? Откуда утверждение, что это «естественный процесс» с отсылкой на весь мир? В развитых странах законодательная база направлена на сохранение исторического наследия, есть регламенты, которые соблюдаются, действуют институты и процедуры для публичного обсуждения градостроительных проектов, особенно когда речь идет о муниципальной земле. При принятии решения о строительстве элитного ЖК произошло полностью противоположное: муниципальная земля была приватизирована, а градостроительные регламенты в охранной зоне были пересмотрены под задачи и требования застройщика.

— В последнее время производственные помещения завода находились в запустении. Может быть, новая застройка в Замоскворечье сможет «вернуть жизнь» внутриквартальному пространству, которое ранее было доступным со всех сторон?

— В последние годы в районе наблюдается активная точечная застройка элитными ЖК, офисами и гостиницами. Общественная инфраструктура при этом только ухудшается: уничтожаются скверы, сокращается количество школ, детских садов, поликлиник. В районе нет ни одного доступного парка. В то же время принимается решение возводить очередной элитный новострой на муниципальной земле, которую ранее город выделял для решения социальных задач. И это преподносится как сбалансированное решение, позволяющее добавить району «жизнь, которая в современном городе бурлит очень активно».

Архитектор проекта Андреев верно отметил, что участок под строительство фактически заблокирован со всех сторон, он не выходит на красные линии улиц, не имеет транспортных подъездов. Но это же не значит, что элитный ЖК – единственная альтернатива запустению. На этом месте мог бы быть сквер или общественное пространство, которых так не хватает в районе. До 2015 года завод «Экран» принадлежал городу, и на его территории можно было реализовать любой функционал, любую программу.

Сейчас много говорят о том, что территория находилась долгие годы в запустении, здания разваливались. Однако не стоит забывать, что отвечал за вверенную ему городом муниципальную землю и находящиеся на ней здания не кто иной как организация-застройщик – Центр медико-социальной реабилитации «Экран». Возникает вопрос: почему в таком случае вместо применения штрафных санкций (вплоть до отзыва права долгосрочной аренды) город одобряет застройщику льготную аренду (1 рубль за 1 га в 1 км от Кремля) и выдает разрешение на элитное строительство и подгоняет под него регламенты в обход охранному статусу?

— Насколько, на Ваш взгляд, были соблюдены меры безопасности при сносе зданий на территории будущего строительства и были ли проведены в полной мере мероприятия по обеспечения сохранности объектов культурного наследия, расположенных в непосредственной близости к стройке?

— 5-6 апреля 2021 года, во время начавшихся работ по сносу зданий на строительной площадке, в квартирах «ахматовского» дома по ул. Б. Ордынка, 17 появились свежие трещины, в том числе в квартире, где проживала Анна Андреевна. Во время работ по сносу дом, по словам жителей, сильно трясло. Трещины зафиксированы на многочисленных фотографиях, в настоящий момент проводится официальная экспертиза. Никаких укрепляющих работ со стороны застройщика в отношении прилегающих жилых домов (Б.Ордынка, 17 и Пятницкая 20, стр. 2) проведено не было. При этом город подтвердил необходимость укрепления фундаментов и несущих конструкций для указанных домов в рамках капитального ремонта. Сейчас укрепление фундамента «ахматовского» дома находится в процессе, а второго жилого дома – еще не началось. Таким образом, вызывают вопросы качество и достоверность проведенной экспертизы, на основании которой было выдано разрешение на строительство, позволившее девелоперам начать стройку до окончания запланированных городом работ по усилению близлежащих жилых домов. Не произведя самостоятельно и не дождавшись окончания работ по укреплению фундаментов, которые жители проводят за свой счет в рамках капитального ремонта, застройщик начал строительные работы и поставил под угрозу жизни людей. Сейчас жители требуют срочной приостановки строительных работ до тех пор, пока не будут завершены работы по укреплению. С учетом вышеизложенного и в отсутствии публичных данных результатов экспертизы и данных мониторинга состояния фундаментов, как и архитектор, мы не можем сказать ни «да», ни «нет» относительно состояния объектов культурного и проведенных мероприятий.

Стоит отметить, что проекты Андреева ранее критиковались, в том числе за практику так называемой «реконструкции со сносом» и сохранения только подлинной фасадной стены. Прежде всего, речь идет о проектах реконструкции Манежа после пожара и Детского мира. Архитектора также обвиняют в уничтожении усадьбы Римского-Корсакова на Тверском бульваре, где в 2001-2004 годах был сохранен только подлинный фасад исторического здания (под остальным зданием, для расширения ресторана «Пушкинъ», была построена трехъярусная подземная парковка)».

— Кто, помимо местных жителей, выступает за пересмотр проекта нового строительства?

— За пересмотр градостроительных параметров, в рамках которого утвержден проект, выступили общественное движение «Архнадзор»; председатель Совета по экоустойчивой архитектуре Союза архитекторов России Александр Ремизов; вице-президент Союза московских архитекторов Николай Лызлов; народный художник РФ, лауреат Премии Правительства РФ, архитектор Владимир Суровцев; председатель Правления Московского союза художников Виктор Глухов, а также многие другие заслуженные деятели искусств, народные художники и артисты, почетные академики и члены Российской академии художеств, известные искусствоведы, архитекторы и урбанисты.

Автор: Беседовала Алёна Лобанова
ТеГИ
Замоскворечье, элитный ЖК, застройка, Марина Уразаева
Поделиться
Похожие новости