Новость общества

Российский рынок заполняет китайская чёрная икра

Российский рынок заполняет китайская чёрная икра

Фото © «Московская газета»

01.09.2023 в 13:53:00
4119

«Московская газета» поговорила с аналитиками и представителями отрасли о том, что сейчас происходит на рынке морепродуктов. Как выяснило издание, в случае с красной икрой гарантии качества продукта дают производитель и цена. В случае с чёрной икрой может не помочь и это: все карты спутал Китай и недобросовестные предприниматели. А вот дальневосточную креветку Китай готов закупать по огромным ценам. Правда, для внутрироссийского покупателя цены в этом сегменте тоже не слишком демократичны

Основные объёмы на российском рынке чёрной икры сейчас заполняет Китай, и это рушит рынок, сообщил «Московской газете» член Общественного совета при Росрыболовстве, председатель Совета директоров медиахолдинга Fishnews Эдуард Климов.

«Китайцы научились выращивать в рыбных хозяйствах чёрную икру, и она, естественно, немного хуже по качеству, чем российская или иранская классическая икра самой высокой стоимости, — рассказал Эдуард Климов. — Но так как китайская икра дешевле, и её проще ввозить, российский рынок постепенно заполняется ею. Российский покупатель не догадывается о сложившейся ситуации, так как китайская икра завозится оптом и расфасовывается под видом российской. Это большая проблема для отечественных производителей, которая рушит рынок. Китайская икра привозится в качестве сырья, а потом абсолютно легально раскидывается в банки и продаётся как чёрная, произведённая в России. Определённые игроки на рынке пользуются такой лазейкой».

Такая ситуация возможна во многом благодаря тому, что в массе своей россияне не знают вкуса чёрной икры, заметил Эдуард Климов.

«При этом российская, советская, чёрная икра всегда была брендом и шла на экспорт в США и Европу, а теперь попала под западные санкции вместе с предметами роскоши. Что касается стоимости этого продукта, она растёт, но в разумных пределах, поскольку всё упирается в покупательскую способность населения», – сказал председатель Совета директоров медиахолдинга Fishnews.

Информацию о засилье китайской продукции на российском рынке чёрной икры подтвердил «Московской газете» основатель «Русского икорного дома» и президент Союза осетроводов Александр Новиков.

«В Китае покупается готовый продукт, который у нас просто перефасовывается в мелкие баночки и продается, как российская икра, — сказал Александр Новиков. — Это происходит много лет, несмотря на наши постоянные обращения в Россельхознадзор. Объяснить эту ситуацию я могу только тем предположением, что за ней стоят чьи-то интересы. При этом нельзя сказать, что китайская чёрная икра более доступна для потребителя из-за своей цены. В Китае она закупается по цене 200-270 долларов за килограмм. А у нас продаётся как российская по цене от 40 до 60 тысяч рублей за килограмм. Вот и посчитайте выгоду тех, кто занимается таким бизнесом».

Экспорт российской чёрной икры на Запад оказался затруднён ещё до последних антироссийских санкций, рассказал Александр Новиков.

«Российская сторона должна была подписать определённые документы и гармонизировать наше законодательство с европейским в плане некоторых ветеринарных правил, касающихся рыбного хозяйства и производства чёрной икры, — сказал представитель отрасли. — Но этого не было сделано. Я бьюсь с этим вопросом уже шесть лет, но пока он не сдвинулся с мёртвой точки».

При этом внутрироссийский спрос на чёрную икру стабилен, отметил Александр Новиков.

«На сегодняшний день многие россияне лишены возможности ездить за рубеж как раньше, и это побуждает обращать внимание на то, что есть внутри страны. В ковидное время спрос на чёрную икру тоже значительно увеличился, потому что все стали вспоминать, что это не только вкусно, но и полезно. И вот начиная со второго послековидного года, спрос стабилен, чёрная икра достаточно активно продаётся», — сказал основатель «Русского икорного дома».

А какова ситуация с красной икрой? Глава Fishnews Эдуард Климов рассказал «Московской газете», что с ней в России всё в порядке, но, к сожалению, российский покупатель зачастую не знает вкуса не только чёрной икры, но и красной, и не может отличить качественную продукцию от фальсификата.

«Красная икра – продукт недешёвый по определению, — отметил эксперт. — Даже несмотря на то, что на Дальнем Востоке в этом году ожидается рекордная путина. Стоит отметить, что красная икра – это российско-советский продукт. Солёную красную икру в мире практически никто, кроме славян, не ест, для других культур это просто рыбный субпродукт. Однако, при всём этом в Центральной России не хватает контроля за качеством красной икры. Её вкуса российский потребитель, проживающий в центре страны, просто не знает. Он не может сказать по вкусу икры: вот это горбуша, это кета, это чавыча, это нерка (рыбы семейства лососевых, обитающие в Тихом океане, – прим. авт.) Для него всё это просто красные кружочки, которые кладутся на бутерброд с маслом. А если он купит красную икру на Дальнем Востоке, на Сахалине и сравнит её с икрой, закатанной в банку где-нибудь деревне под Москвой или Тверью, то почувствует безумную разницу. Красная икра в Центральной России может оказаться прошлогодней либо содержащей в себе примесь менее качественного продукта. Дело в том, что есть такое понятие, как ястыковая икра. Ястык – это плёнка, в которой икра содержится внутри рыбы. Ястыковая икра извлекается из рыбы в плёнке и в таком виде продаётся. Раньше некоторые российские предприятия активно закупали ястыковую икру в США – там она стоит очень дёшево. Привозили, размораживали и смешивали 50 на 50 с хорошей российской икрой – с той, которая извлекается из рыбьего ястыка икринка к икринке и сразу же фасуется. Сейчас, конечно, в США ястыковую икру у нас не закупают. В каких-то других странах – возможно. Также стоит отметить, что в силу развития технологий сейчас очень развита имитация икры с использованием рыбы и белка. На вид – настоящая красная икра, а вкус совершенно другой».

Как же неискушённому потребителю отличить «подлинник» от суррогата? По производителю и стоимости, посоветовал собеседник «Московской газеты».

«В Центральной России всегда удивляются, что красная икра там дешевле, чем на Дальнем Востоке, — говорит эксперт. — Но ничего удивительного в этом нет. Смотрите производителя: икра должна быть закатана на Дальнем Востоке. Не в Приморском крае, там красную икру не катают, а в Хабаровском крае, на Сахалине, на Камчатке. В сезон икра в Южно-Сахалинске стоит около 6 тысяч рублей за килограмм. А ведь до Москвы её еще надо как минимум довезти. Поэтому если вы увидите красную икру в Москве по цене Южно-Сахалинска или ниже, это повод задуматься».

Что касается креветок, то дикая российская дальневосточная креветка – это премиум-продукт, с которым не сравнится никакая аквакультурная азиатская тайская или индонезийская креветка, отметил Эдуард Климов.

«В Азии на дальневосточную креветку громадный спрос, её берут по огромным ценам. Знающие люди в России ищут на рынке именно дальневосточную креветку, хотя это и совсем недешёвый продукт», — рассказал глава Fishnews.

До геополитического кризиса на долю моллюсков и ракообразных приходилось около 7-8% экспорта всех категорий рыбных продуктов в натуральном выражении – и до 50% этого экспорта в денежном выражении, сказала «Московской газете» руководитель направления «Потребительский рынок» агентства INFOLine Светлана Силенина: «Экспорт осуществлялся главным образом на рынок Южной Кореи, Китая, Нидерландов и Японии: большая его часть сразу же замораживалась на российских траулерах и перегружалась на суда, идущие до стран назначения. Свыше 90% крабов отправлялись на экспорт. На долю же импорта моллюсков и ракообразных в категории рыбопродуктов приходилось 20% в натуральном выражении и около 30% в денежном. Главными поставщиками были Эквадор, Гренландия и Индия».

В 2022 рост российского экспорта рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов в денежном выражении снизился на 11,7% относительно предыдущего периода, хотя в натуральном выражении экспорт вырос на 4,6%, отметила Светлана Силенина.

«Что касается импорта, в 2022 году он снизился на 26% в натуральном и на 7% в денежном выражении. Основными странами-импортёрами были Беларусь, Фарерские острова, Китай, Турция, Чили, Вьетнам. В целом, морепродукты для среднестатистического российского потребителя являются деликатесом, поскольку их стоимость и так высокая, а при условии ослабления рубля цена импортных креветок и мидий становится всё менее демократичной», — заключила руководитель направления «Потребительский рынок» аналитического агентства INFOLine.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
икра, морепродукты, моллюски, рынок
Поделиться
Похожие новости