Россияне сменили потребительскую стратегию

Россияне стали делать меньше импульсивных покупок, предпочитая ремонтировать товары ушедших брендов, или покупая менее статусные вещи
Кредиты стали труднодоступны, а вместе с ними и многие категории товаров для населения. Можно ли сказать, что на смену «потребительскому буму» пришло «потребительское благоразумие»? Не секрет, что еще недавно многие ради обладания дорогим новомодным гаджетом, бытовым прибором, электроникой даже готовы были влезть в кредиты?
Философия потребления
«Россияне сменили потребительскую стратегию — стали чаще ремонтировать вышедшую из строя бытовую технику и электронику, нежели выбрасывать и приобретать новую. Сказать, что это начало эры новой философии потребления пока что еще рано. В тоже время тренд на экологичность, начавшийся с 2010-х годов и окончательно вошедший в обиход большинства в 2020-х годах также внес свою лепту благодаря новому поколению. И именно поколение зумеров начинает занимать всю большую часть аудитории потребителей и диктовать условия продавцам и производителям», — сказала «Московской газете» политолог, член общественного совета при министерстве науки и высшего образования РФ Инна Литвиненко.
«Потребительское благоразумие»
Разумное потребление это результат повышения финансовой грамотности или новых экономических реалий?
«Мы и правда наблюдаем развитие «потребительского благоразумия». Только ключевая причина такой перемены кроется не в том, что люди стали осознаннее и рациональнее. Мы видим несколько взаимосвязанных факторов, каждый из которых подтвержден исследованиями. Наблюдается резкий рост ключевой ставки. Каждый третий желающий взять кредит реально получает деньги. Как результат россияне покупают меньше дорогих товаров и более склонны откладывать на дорогостоящие покупки. Тем временем количество обращений на ремонт бытовой техники непрерывно растет. Отчасти этот тренд связан с тем, что многие зарубежные бренды ушли из России. Авторизованных сервисных центров стало меньше, пропала возможность полностью заменить старую вещь новой, потому что новинки не доступны на российском рынке или ввозятся по линиям параллельного импорта, и поэтому вызывают меньше доверия у пользователей», — отметила в беседе с «Московской газетой» финансовый аналитик Елена Малышева.
Почему люди стали приобретать меньше?
«За последние годы пик кредитной активности граждан пришёлся на 2023 год, причем наиболее часто в кредит приобретали гаджеты и бытовую технику. Текущая ситуация связана с высокими кредитными ставками и уходом части торговых марок с российского рынка, что обусловило снижение количества потребительских товаров, купленных в кредит», — поделилась своим мнением с «Московской газетой» доцент кафедры налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве РФ Елена Смирнова.
Глубокая трансформация
«Наблюдаемая сегодня тенденция — уже не просто реакция на ужесточение кредитной политики, а начало глубокой трансформации потребительского сознания. У этого тренда есть все шансы закрепиться, но для этого недостаточно одного лишь ограничения кредитов. Необходимо целенаправленно формировать новую культуру потребления, где ценностью будут не вещи сами по себе, а опыт, отношения, самоощущение и разумное отношение к ресурсам», — считает консультант по стратегическому и антикризисному управлению, генеральный директор ООО «Вместе.ПРО» Олеся Бережная.
Россияне переориентируются
«Наблюдаемое сегодня ужесточение условий кредитования действительно формирует новую реальность для российских потребителей. Если в период с 2010 по 2021 гг. мы были свидетелями стремительного роста потребительского кредитования, когда портфель необеспеченных потребительских ссуд увеличился более чем в пять раз, то сейчас картина кардинально изменилась. Это привело к заметному изменению потребительского поведения: россияне массово переориентируются с покупки новых товаров на ремонт существующих и приобретение подержанных. Параллельно наблюдается оживление на вторичном рынке — от автомобилей до смартфонов. Люди предпочитают отремонтировать стиральную машину за несколько тысяч рублей, чем брать кредит на новую под высокий процент. Безусловно, признаки более рационального поведения налицо. Потребители стали внимательнее относиться к планированию крупных покупок, тщательнее сравнивать предложения, искать альтернативные варианты. Эпоха импульсивных покупок в кредит, особенно под маркетинговые уловки вроде «беспроцентной рассрочки», постепенно уходит в прошлое. Демонстративное потребление — когда люди влезали в долги ради статусной вещи — также заметно сократилось. Однако было бы преждевременно говорить о фундаментальной смене потребительской философии. Подобные периоды «вынужденной бережливости» случались и раньше. После кризиса 1998 года россияне также массово переходили на режим экономии, но уже к середине 2000-х потребительский бум возобновился. Аналогичная ситуация наблюдалась после 2008-2009 гг. — краткосрочное охлаждение сменилось новой волной кредитной экспансии», — отметил в беседе с изданием политолог, общественный советник г. Москвы, доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции, экономике и управлению Роман Синицын.
-
Российская Академия Наук прогнозирует пятипроцентное увеличение ВВП, начиная с 2021 года23.10.2017 в 13:46:005188
-
«Экономика Москвы в 2017 году растет по всем основным направлениям, при этом особо стоит отметить развитие реально...11.10.2017 в 09:33:006683
-
К такому выводу пришли авторы доклада, опубликованного на сайте американской некоммерческой экспертной организации &laqu...23.08.2017 в 12:42:005145
-
Международный валютный фонд (МВФ) подтвердил рост российской экономики в 2017 году на 1,4 процента.24.07.2017 в 12:26:004795
-
В преддверии предстоящего в среду отчета о работе правительства в 2016 году, премьер-министр Дмитрий Медведев встретился...17.04.2017 в 16:10:004500
-
В этом месяце исполняется 15 лет с того момента когда Евгений Максимович Примаков возглавил Торгово-промышленную палату....15.12.2016 в 10:22:004570