Новость общества

Специфичность китайского автопрома может изменить российский

Специфичность китайского автопрома может изменить российский

Фото © «Московская газета»

28.05.2024 в 19:43:00
1218

На фоне некоторой специфичности китайского автопрома и трудностей с запчастями к китайским машинам российское автомобилестроение может оказаться в выгодном положении. Однако есть факторы, в силу которых конкурировать с Китаем крайне трудно, рассказали эксперты «Московской газеты»

Российские бренды надо развивать, а производство китайских автомобилей локализовать в России, считает автоэксперт Сергей Логинов. По словам главреда журнала «За рулём» Максима Кадакова, для этого нет компонентной базы. Автомобили в России становятся менее доступными, отметила в беседе с изданием координатор «Синих ведёрок» Юлия Каблинова.

«Наш автопарк стремительно стареет и продолжить стареть дальше, — говорит Юлия Каблинова. — Средняя стоимость автомобилей на вторичном рынке в начале 2024 года уже дошла до 1,2 млн руб. При этом в мае рост автокредитов начал замедляться – процентные ставки выросли, заемные деньги подорожали. Банки всё чаще дают отказы по кредитам, ужесточают требования к заемщикам, а банки, которые предлагают кредиты отказникам дают их по ставкам 30 –35%. Речь уже даже не идет о каких-то альтернативах, речь о том, что машины в принципе становятся все дороже и недоступнее. Если будет принято новое повышение утильсбора, люди не смогут покупать китайские или тем более другие иностранные авто, так как уже текущие цены очень высоки. То есть, по факту конкурентов у нашего автопрома может вообще не остаться, это если говорить о новых машинах».

Сделает ли это российский автопром более качественным и востребованным, учитывая небюджетные цены и дорогие автокредиты?

«Сомневаюсь, — отметила координатор «Синих ведёрок». — Думаю, люди продолжат держаться за свои старенькие корейские, японские, немецкие автомобили, будут более внимательно к ним относиться, но не продавать, чтобы менять на супердорогих «китайцев» или на отечественные авто, которые по ряду характеристик пока уступают традиционным мировым брендам, а при отсутствии конкуренции и не будут особо стремиться их превзойти, если говорить о современных моделях».

Автопром – важнейший рынок в России, сказал «Московской газете» автоэксперт по подбору автомобилей Сергей Логинов.

«Производство тех китайских автомобилей, которые у нас продаются, надо полностью локализовывать, — считает Сергей Логинов. — Сварка, штамповка, производство запчастей, двигателей, сборка коробок передач – полный цикл производства должен быть у нас в стране. Локализация не менее 80% на все китайские автомобили, которые есть на рынке. Из-за того, что этой локализации нет, у нас проблемы с поставками запчастями, и т.д. Плюс, локализация даст рабочие места. Западный автопром у нас раньше собирался, и, хотя многие запчасти были импортные, локализация была высокая. Это обеспечивало постоянное наличие запчастей и беспроблемную эксплуатацию автомобилей. Что касается российских брендов, их нужно развивать и выпускать новые модели. Нужно вводить заградительные пошлины для ввоза «китайцев», чтобы стимулировать локализацию производства».

Будущее отечественной автомобильной промышленности, её объёмы и качество зависит от развития компонентной базы, с которой есть большие проблемы, отметил в беседе с «Московской газетой» главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков:

«Без нормальной компонентной базы мы останемся на том уровне, который есть сейчас. Появление китайских моделей автомобилей на наших производствах упирается в ту же самую проблему. Сборочные заводы у нас есть, но на них нужно привезти комплектующие. У нас даже с автомобильной краской вопросы. Нет нормальных подшипников, синхронизаторов и вариаторов для механических коробок передач и т.д. Второй момент – невозможно осваивать производство, если вы не понимаете, в каких объёмах и кому вы будете продавать те узлы, которые хотите производить. Для этого нужны средства производства, станочный парк. В основном станочный парк на наших предприятиях импортный. Производство станочного парка в России покрывает потребности рынка в мизерном количестве. Можем ли мы сделать российский руль? Да, можем сделать основу, обод, худо-бедно можем сделать подсвечивающиеся кнопки. Но своей подушки безопасности нет. А если нужна покупная подушка безопасности к рулю, то нужна и покупная пассажирская подушка безопасности, не говоря про боковые подушки. А их нужно ещё увязать вместе и приделать к ним блок управления, который завязан на многие вещи, начиная от системы ЭРА-ГЛОНАСС и заканчивая датчиками ускорения. Снова упираемся в компонентную базу».

С автопромом Китая трудно конкурировать, считает автоэксперт.

«Рынок Китая – около 25 миллионов автомобилей в год. В России в 2023 году рынок производства авто был около 1 млн, в 2021 – около 1,5 млн. Огромная разница в себестоимости производства одного автомобиля. Для производства в России нужно открывать несколько подшипниковых заводов в разных регионах, чтобы не возить их из разных частей страны. У нас 3 металлургических комбината, которые могут производить кузовную сталь. А в Китае – в несколько раз больше. И так во всём. У них создана компонентная база, которая превосходит нашу в несколько раз, может работать на большие объёмы и с меньшей себестоимостью. Что касается сложностей с запчастями к китайским автомобилям, то мы же просим у китайцев запчасти подешевле – вот нам и везут подешевле. Давайте платить больше и будем покупать более качественные запчасти, и не только из Китая. А если вы хотите дешевле, то и получите запчасти с разбросом качества. Плюс, плохая каталогизация запчастей. Мы в годы советской власти привыкли, что автомобиль надо обязательно ремонтировать, чтобы максимально продлить срок его службы. В Китае другой подход. Они, конечно, занимаются ремонтом, но делают ещё и ещё автомобили, и им зачастую дешевле сделать новый автомобиль, чем ремонтировать старый, при их ценообразовании и кризисе перепроизводства, когда в некоторых регионах машин больше, чем желающих их купить», — заключил главный редактор журнала «За рулём».

По данным агентства «Автостат», в 2022 году российских автомобилей было произведено 184,4 тыс. единиц, в 2023-м – 351,6 тыс., за 4 месяца 2024 г. – 145,6 тыс. В основном это были автомобили LADA – 324, 4 тыс. автомобилей в 2023 году и 133,1 тыс. в начале 2024-го.

«Москвича» в 2023 году было произведено 13,1 тыс. единиц, в начале 2024-го – 7 тыс. УАЗ – 9,4 тыс. в 2022 г., 11,9 тыс. в 2023-м и 4,3 тыс. в начале 2024-го.

По данным «Автостата», доля российских автомобилей на отечественном рынке в 2022 году составляла 29,4%, в 2023-м – 33,2%, в начале 2024 года – 31,1%.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
авто, промышленность, автоэксперты
Поделиться
Похожие новости