Новость общества

Стало известно, на какой рынок не может попасть российская мебель

Стало известно, на какой рынок не может попасть российская мебель

Фото © «Московская газета»

05.09.2022 в 19:22:00
3160

Минпромоторг предложил ввести заградительные пошлины на ввоз импортной мебели в Россию. 60% пошлины предлагается ввести на мебель из «недружественных» России стран и 10% — из всех остальных. Ожидается, что эта мера должна защитить российских производителей на отечественном рынке

Как стало известно «Московской газете», изначально данное предложение поступило 5 сентября от Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АМДПР) в Минэкономразвития.

Журналист издания обсудил проблемы и перспективы российских производителей с представителем отрасли и независимым аналитиком.

К январю 2022 года доля импортной мебельной продукции на западном рынке составляла порядка 40%, сообщил «Московской газете» генеральный директор ЗАО «Первая мебельная фабрика» Александр Шестаков.

«Практически все мебельные изделия, которые производит, к примеру, «Первая мебельная фабрика», конкурируют с западными. К такой ситуации привели обычные реалии мировой торговли: в своё время мы вошли в ВТО, и российский рынок стал максимально открыт для иностранных компаний», — говорит Александр Шестаков.

По его словам, не было вообще никаких ограничений для присутствия западной мебели на российском рынке. Вместе с тем в последнее время из-за санкций российская мебель перестала уходить на экспорт. И теперь её надо вернуть на внутренний рынок. Но место сейчас занято западной мебелью, объяснил ситуацию гендиректор «Первой мебельной фабрики».

При этом российскую мебель не всегда пускали на некоторые рынки, например, государственного и муниципального заказа, подчеркнул эксперт: «А в этой сфере у нас чаще западная мебель. Поднимался вопрос, чтобы мебель заменить на отечественную, но это было очень трудно, особенно в госкорпорациях — там в частом и массовом использовании принято покупать западную мебель. У нас думают, что импортное лучше отечественного. Надо перестраивать отношение людей к качеству российской продукции».

Но необходимы и технические меры в рамках всей истории недружественных отношений с западными странами, считает Александр Шестаков.

«Заградительная пошлина — это, на мой взгляд, необходимая мера для защиты российской мебельной отрасли, — полагает представитель отрасли. — Многие участники российского рынка вообще говорили о запретительных мерах. Мы предлагаем не запрещать, а ограничивать импорт. Отечественная мебель на сегодняшний день ни в чём не уступает западной и может чётко закрыть потребность в мебели в стране. Производство выстроено, модернизировано, заводы по производству сырья, древесно-стружечных плит работают, качество плиты великолепное. На российском рынке достаточно внутренней конкуренции, работает более 20 000 предприятий, никаких проблем с мебелью у российского потребителя не должно быть».

При этом производство мебели в России на сегодняшний день очень зависит от импортных комплектующих, отметил гендиректор «Первой мебельной фабрики».

«Производство мебельной фурнитуры у нас пока слабо развито. Логистические цепочки по доставке фурнитуры стали сложными, из-за этого себестоимость подросла. А импортная мебель с учётом курса доллара могла подешеветь», — заметил собеседник «Московской».

Падение производства мебели в России напрямую может быть связано с проблемами спроса, объяснил Александр Шестаков: «Производство сокращается в зависимости от потребления. Мебель — предмет отложенного спроса, первым реагирующий на кризисные ситуации: в тяжёлом экономическом положении человек не будет покупать новую мебель, а будет спокойно пользоваться старым диваном. Дело, конечно, в покупательской способности населения».

Отечественная мебель несколько дешевле западной, заметил представитель отрасли.

«Сейчас логистические цепочки поднастроились, и по ценам мы практически вернулись на уровень февраля-марта. Максимум на 5-7% выше. Докризисные цены прошлого года были ещё выше», — добавил гендиректор «Первой мебельной фабрики».

Когда российская мебель успешно вернётся на внутрироссийский рынок, что будем делать с закрывшимся экспортом?

Новыми рынками для России могут стать Азия и Африка, сказал «Московской газете» управляющий партнер международной консалтинговой группы Seitenberg (Австрия) Кирилл Лапин.

«Успешными будут те предприятия, которые разработают и реализуют маркетинговые стратегии выхода на эти рынки», — отметил аналитик.

По словам эксперта, российская мебель вполне может составить европейской конкуренцию в плане качества, а вот по стоимости окажется ниже, так что вполне реально, что спрос на нее может быть высоким, если российские производители смогут подстроиться под специфику африканского рынка.

«Кстати, африканские государства заинтересованы не только в мебели для личного и семейного пользования, но и в продукции для общественных учреждений, в том числе специализированной, больничной. Этот рынок на сегодняшний день полностью открыт для иностранных поставщиков» — заметил аналитик, добавив, что сегодняшняя Африка — это активно развивающийся регион, открывающий для страны новые бизнес-возможности, с которым пытаются наладить сотрудничество.

С другой стороны, как отметил Кирилл Лапин, в российских властных кругах немало устаревших представлений об Африке как об отсталом регионе, месте для добычи полезных ископаемых. «Но сейчас Африка — это огромный рынок товаров и услуг, который бурно развивается благодаря приросту населения. Главный ресурс развития Африки — люди. На континенте живет более 1,2 млрд человек, это 16% от мирового населения, а к 2050 году эта доля увеличится до 25%. Потребительские расходы африканцев, составляющие сейчас $2,1 трлн, уже к 2030 году могут дойти до $2,5 трлн», — рассказал управляющий партнёр международной консалтинговой группы.

Вторым перспективным рынком для России сегодня считают Юго-Восточную Азию, сказал аналитик. Но попасть на этот рынок, по его словам, непросто даже крупным успешным брендам – здесь очень силен протекционизм.

«Это сложный, но очень интересный и перспективный рынок. В Юго-Восточной Азии крайне высокий уровень формальностей, особенно в Японии, Китае, Индии, Таиланде, Южной Корее. Поэтому помимо продуманного бизнес-плана, хорошего предложения и изученного законодательства, важно знать местный менталитет, что, впрочем, чрезвычайно актуально и для стран Африки», — заключил Кирилл Лапин.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
мебель, рынок, производители
Поделиться
Похожие новости