«В периоды испытаний мы всегда тянемся к чему-то настоящему»: режиссер Александр Ковтунец рассказал, чего хочет зритель от кинематографа
8 июля в Ярославле стартовал XVIII Международный кинофестиваль семейных и детских фильмов «В кругу семьи» — крупнейший семейный кинофестиваль в мире и центральное мероприятие Общенациональной программы «В кругу семьи», созданной в 2004 году. Основная цель мероприятия — популяризация кинофильмов, которые несут идею возрождения семейных ценностей, повествуют о любви и верности. Мероприятие организовано при поддержке госкорпорации «Ростех», правительства Ярославской области и мэрии города Ярославля
В конкурсную программу в этом году вошли картины Индии, Мексики, России, Беларуси, Ирана, Италии, Казахстана и Узбекистана. Международное жюри возглавил народный артист РСФСР Станислав Любшин.
О том, как развивается фестиваль, какие цели преследует сегодня, как влияет на его организацию международная обстановка, мы побеседовали с президентом кинофестиваля, актёром, режиссёром, продюсером, общественным деятелем Александром Сергеевичем Ковтунцом.
— Александр Сергеевич, в годы пандемии успех онлайн-версии фестиваля был феноменален: более 7 млн пользователей. Как Вы думаете, в этом году получится привлечь столь же широкую аудиторию?
— Мне кажется, в периоды испытаний мы всегда тянемся к чему-то настоящему. Именно поэтому был такой всплеск интереса, несмотря на то что фестиваль проходил онлайн. Мы беседовали о семье, о том, как любить и ценить друг друга, как обращать внимание на своих детей, на самих себя, на Бога. В 2022 году, когда мы, наконец, вернулись очному формату, благодаря участию блогеров, артистов, и трансляции в соцсетях охват составил более 60 млн. Во время пандемии мы научились определенным вещам, на которые раньше обращали меньше внимания. Мы научились больше работать с социальными сетями, сделали так, чтобы фестиваль могли наблюдать не только жители Ярославля, Ярославской области и гости фестиваля, но и люди, находящиеся в любой точке мира. Мероприятие включает в себя и фильмы, и деловую программу, и спектакли, и теннисный спортивный турнир. Самое главное в нем – это трансляция смыслов, которых сейчас очень не хватает и которые всем нам нужны. Поэтому фестиваль вызывает такой большой интерес.
— Кому адресован фестиваль?
— Программа очень разноплановая. В нее входят фильмы основного конкурса, которые рассчитаны на думающую аудиторию, потому что это фильмы о проблематике семьи. Детская программа рассчитана на семьи с детьми. Есть и короткометражная программа. После некоторого перерыва мы снова вернулись к короткому метру и проблематике молодежи. Мы стараемся сделать так, чтобы люди любого возраста могли найти для себя что-то интересное. Это и упомянутая деловая программа, большое количество мастер-классов, лекций на темы о семье. Думаю, они интересны широкому кругу людей. Современному человеку часто не хватает осознания, ради чего он живет, ради чего ему создавать семью, рожать и воспитывать детей. Мы стараемся ответить на эти вопросы. Это важная миссия, которую наш фестиваль из года в год несет и, даст Бог, будет нести дальше.
— Фестиваль остается международным. Уменьшилось ли число участников, или, наоборот, интерес растет?
— Безусловно, фильмы стало отбирать сложнее. Но я не скажу, что ситуация катастрофическая. В этом году представлены фильмы из восьми стран мира, прекрасное жюри из Мексики, Индии, России и Сербии. Наши контакты никуда не делись. Люди в первую очередь думают о том, как сделать, чтобы семья жила, чтобы создавались фильмы о том, как быть верным, как не потерять любовь, как не задавить своего ребенка. Люди хотят поделиться своими творениями об этом и узнать, что происходит у нас. Мне кажется, в целом не только дружественные страны, но и недружественные, люди, которые там живут, по-прежнему заинтересованы в общении с нами. Тем, чтобы делиться друг с другом своей любовью.
— Попадут ли фильмы-лауреаты в прокат?
— На фестивале присутствуют представители проката как российского, так и латиноамериканского. Время от времени я вижу, как наши фильмы попадают в кинопрокат. Конечно, это очень радует. Надеюсь, со временем мы и сами будем продвигать наиболее понравившиеся нам картины. Например, фильм-открытия прошлого года «Быть» в этом году в прокате собрал 125 млн рублей. Прекрасный результат. Его посмотрели полмиллиона человек. Сейчас он вышел в онлайн-кинотеатрах и будет показан на телевидении. Да, эта картина не стала лауреатом. Это был фильм-открытия. Он шел вне конкурса. Но и целый ряд других фильмов находит свой путь к зрителю. Мне кажется, в будущем этот процесс будет протекать еще активнее, сейчас запрос на семейное и детское кино резко вырос.
— Ярославль уже который год принимает фестиваль. Думаете ли Вы над расширением и проведении мероприятия в Москве или Санкт-Петербурге? Или «В кругу семьи» останется камерным?
— Ну, послушайте, что значит «камерным»? Фестиваль в свое время объездил полстраны. Наш фестиваль мы проводили и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Екатеринбурге. Новосибирске, Калининграде, Иркутске и многих других городах. Вот уже пять лет мы живем в Ярославле. Мы поняли, что одно место для фестиваля лучше. Ответ на первый заданный вами вопрос об охвате показывает, что он совсем не камерный. Покажите мне, пожалуйста, фестиваль, у которого такие мощные охваты. Нам нравится в Ярославле, и Ярославлю нравится, что фестиваль «В кругу семьи» проходит в этом прекрасном городе. Ну, а что будет дальше, посмотрим.
— Как Вы сказали, в этом году на экраны вышла полнометражная версия Вашего фильма «Быть». Планируете ли Вы и другие короткометражки перевести в полный метр? Например, «Детское счастье»?
— У меня в планах снять в этом году две короткометражные истории и объединить их как раз с предыдущими. Это «Уйти, нельзя остаться», короткометражная «Быть», «Детское счастье». Вот как раз активно работаю над сценариями. Надеюсь, что эти фильмы появятся в прокате. Этот фильм, вернее, эти короткометражные фильмы, объединенные одной идеей, зритель сможет увидеть в кинотеатрах и в онлайн-кинотеатрах.
— Заявлено, что на фестивале будет вручена премия-аналог «Оскара» блогерам. Как Вы считаете, лежит ли на блогерах ответственность за воспитание подрастающего поколения? Как бороться с деструктивным «хайповым» контентом в Интернете?
— Ответственность лежит вообще на каждом человеке. Но особая, безусловно, на тех, кто создает контент, влияющий на наше настроение, поведение, взаимоотношения с другими людьми. Поэтому те, кто такой контент создает: блогеры, кинематографисты, писатели, художники, журналисты, конечно, несут огромную ответственность. Помните, как в Евангелие сказано: «А кто соблазнит одного из малых сих, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». Надо всегда помнить о том, что твое слово, твой образ, твоя мысль, твоя идея поселяется в сердцах других людей и влияет на их поведенческую модель. Влияет на то, куда они идут: вверх или вниз. Будут они разрушителями или созидателями. Свою душу они спасут или погубят.
Бороться с деструктивным можно только созидательным. Нужно учить красоте восприятия мира, основам драматургии. Мы этому учим в нашей школе драмы. Когда ты учишься настоящей драматургии, начинаешь видеть прекрасное, тебе деструктивное становится неинтересно, кажется скучным. Хайп чаще всего построен на чем-то, на чем можно просто попиариться. А какие в этом смыслы? Я думаю, активным участникам кинофестиваля, многим, в том числе блогерам, становится неинтересно создавать деструктивные вещи. Да я и не приглашаю таких. Более того, мы в этом году создали список из тех, кого мы не приглашаем к нам.
— У Вас есть свои фавориты?
— Фаворитов у меня нет. Я болею за каждого участника. Надеюсь, что каждый из них получит свою порцию любви от зрителя. Мне кажется, что само участие в нашем фестивале – это важный акт доверия к показываемой картине. Потому что люди, полюбившие за эти годы наш фестиваль, все равно ориентируются на предложенные нами фильмы.
Зритель ведь хочет искреннего разговора, чтобы его поддержали, чтобы он понимал, ради чего живет, трудится, ради чего он выполняет свой долг. Чтобы его жизнь наполнялась смыслом, любовью и радостью. Вот этого хочет зритель. Но чтобы это происходило не в виде назидания, а в виде спокойного, легкого, трогательного разговора. Российский зритель, как мне кажется, хочет серьезного разговора. Да, с одной стороны, он хочет, чтобы его не грузили. Это нормально. Зритель хочет отдохнуть, расслабиться, но в этом отдыхе он хочет что-то еще получить для себя. Когда мы идем в театр, на выставку, в музей, мы же не хотим, чтобы нас там грузили. Мы идем отдохнуть. Там мы получаем пищу для души. Если мы получаем пищу для души, пищу для ума, то наша жизнь становится интереснее. Я каждые выходные стараюсь с семьей сходить на какую-то выставку. Сходили, к примеру, на Виктора Васнецова, потом на Аполлинария Васнецова, были в Музее Востока, в Историческом музее. И каждый раз мы находим что-то новое, потому что художники делятся с нами своей внутренней болью и радостью. И вот этой боли и радости, ее и не хватает в российском кинематографе. Часто показывается нечто такое, сделанное на «отвяжись». Вот вы пришли, деньги свои принесли, а что вы вынесли из этого посещения? Над этим надо больше работать: что человек вынесет из своего похода в кинотеатр. Конечно, должна быть история. Но зритель и какие-то выводы должен делать. Их не надо навязывать, к ним надо его подвести. Самое главное, что кинематограф может и должен сейчас нарисовать путь, по которому нам надо двигаться. Сейчас он этим мало занимается. Но какие-то позитивные сдвиги есть.
— Александр Сергеевич, поделитесь, пожалуйста, своими творческими планами на следующий год.
— Когда я пишу сценарий, для меня очень важно отработать все досконально. Когда ты делаешь просто блокбастер или даже комедию, в чем-то это проще, потому что ты создаешь аттракцион и не очень заботишься о глубинных смыслах. Когда же ты делаешь аттракцион и в то же время для тебя очень важно чем-то сокровенным, важным поделиться со зрителем, попытаться вступить с ним в диалог, это требует большого времени. Сейчас я работаю над несколькими мощными, интересными проектами, но не готов сказать, будут ли сценарии к ним точно закончены в этом году, чтобы в следующем я смог снять по ним кино.
Сейчас мы работаем над фильмом «Глупости разные», сценарий к которому написала Ольга Жиронкина. Снимать будет Игорь Неведров, выпускник нашей Школы драмы, режиссер и актер, работавший в русском национальном театре. Это очень интересная история о семье, о взаимоотношениях. Кстати, есть короткометражный фильм «Глупости разные», который в четырех странах взял гран-при. Я думаю, это кино должно вызвать большой интерес. А еще я хочу поставить мощный спектакль в Русском национальном театре. Думаю, к зиме как раз его выпущу. Это спектакль, в котором зритель сможет принять участие как актер. У него будет возможность прийти и в течение дня заниматься сценической речью, актерским мастерством. Меня это сильно увлекает. Я хочу вывести наш Русский национальный театр на другой уровень известности, влияния. Кино и театр – это все-таки моя главная любовь.
Про фильмы же я расскажу отдельно. Фильм называется «Верное сердце», и это будет семейное фэнтези.
И конечно, в заключение нашей беседы я хотел бы поблагодарить Сергея Викторовича Чемезова, главу госкорпорации «Ростех» за то, что при его поддержке наш фестиваль «В кругу семьи» уже который год живет, радует зрителей, кинематографистов, которые могут поделиться своими произведениями. Я очень рад, что этот по-настоящему важный и нужный социальный проект находит отклик у Сергея Викторовича, несмотря на всю его занятость. Огромное ему спасибо.
-
В Российском университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы 11 июня прошел международный фестиваль «Планета Юго...12.06.2024 в 12:11:002519
-
В Псковской области прошел фестиваль «Атаман Мишка Черкашенин», посвященный героической обороне Пскова от во...11.09.2022 в 16:55:002236
-
В Туле отменили литературный фестиваль «Хомяков Home», в котором планировала принять участие открытая лесбия...31.08.2021 в 23:13:002837
-
Эксперт оценил экспозицию, представленную на XXVIII ежегодном профессиональном смотре в Москве11.11.2020 в 21:37:001992
-
Некоторые театральные представления, которые ожидают москвичей, могут превзойти привычное представление об уличных шоу. ...27.08.2018 в 19:26:003422
-
Экспериментальный фестиваль «Уличный музыкант», который пройдёт в Москве с 1 ноября 2016 г. по 1 феврал...27.10.2016 в 16:06:002589